Работа над совершенствованием грамматической стороны речи в соответствии с ФГОС

ирина федина
Работа над совершенствованием грамматической стороны речи в соответствии с ФГОС

Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка родному языку в ДОУ и семье. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Необходимое условие полноценной подготовки детей к школе - своевременная сформированность всех компонентов речевой системы, в том числе грамматического строя.

Грамматический строй –система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях: умение владеть приемами словоизменения, словообразования, составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

В совершенствовании речевой деятельности детей при подготовке их к школе формированию грамматически правильного строя речи должно отводиться значительное место. В школе, в первом классе в частности, грамматические навыки, обретенные ребенком в детском саду, и его речевой опыт будут первой опорой при теоретическом осмысливании языковых форм. Ребенок, не усвоивший грамматических законов языка в дошкольный период, при изучении грамматики в школе будет испытывать затруднения, аграмматизмы в устной речи повлекут за собой специфические ошибки в письменной речи.

Практика работы со старшими дошкольниками показывает, что дети нередко допускают речевые ошибки определенного характера. Чаще всего в речи детей встречаются ошибки, связанные с семантикой (значением) слов, когда ребенок либо не понимает значение данного слова, либо его представления неточны (например, «кузнец - это большой кузнечик»). Ребенок может испытывать затруднения в подборе нужного слова из-за его незнания, заменять слово близким по значению, но не точным (вместо «свинья» - «хрюшка», вместо «хобот» - «нос»).

Иногда дети правильно воспроизводят слова при рассказывании стихотворения или пересказе, но не могут объяснить значение некоторых слов, так как воспроизводят их механически.

При составлении рассказов и при пересказах рассказы детей бывают недостаточно развернутые, схематичные, с бедным словарём. По этой же причине дети могут затрудняться сформулировать свой ответ или свое высказывание в логически правильно выстроенную и грамотно оформленную фразу, выразить свои мысли, чувства, эмоции.

Достаточно часто на поставленный вопрос дети отвечают однословным ответом, а на вопрос причинно-следственного характера со словом «Почему?» начинают ответ со слов «Потому что …», опуская первую часть предложения.

Некоторые дети могут допускать аграмматизмы при:

- согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде («СПЕЛАЯ ЯБЛОКО»);

- образовании притяжательных и относительных прилагательных («ВОЛЧИНЫЙ ХВОСТ»);

- при подборе однокоренных слов к заданному слову, образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (вместо «ДОМИК» - «МАЛЕНЬКИЙ ДОМ»);

- употреблении неизменяемых форм существительных («МНОГО ПАЛЬТОВ»);

родительного падежа имени существительного в единственном и множественном числе («МНОГО КАРАНДАШОВ») и т. п.

Причины подобных проблем в речи детей могут быть различными. Одной из них может быть отсутствие четкой системы в формировании речевых навыков детей. Другой причиной может стать неправильное речевое воспитание детей в семье, когда с детьми младшего дошкольного возраста излишне долго «сюсюкают», копируя речь малышей и умиляясь их лепету, вместо того, чтобы давать ребенку, образец правильной речи, что, соответственно, тормозит речевое развитие ребенка. Иногда, наоборот, родители старших дошкольников современный принцип педагогики «общение с ребенком на равных» воспринимают буквально, разговаривая с ним как с взрослым, употребляя сложные для детского восприятия слова и выражения, не объясняя их смысла. Причиной могут быть соматическая или психоневрологическая ослабленность, а также индивидуально-личностные, психологические особенности конкретного ребенка.

Любые, даже незначительные недостатки в развитии речи детей, могут повлиять на его психическое развитие в целом, отразиться на его учебной деятельности, сказаться на его успеваемости в школе, стать одной из причин школьной дезадаптации, способствовать развитию у него отрицательных качеств характера (застенчивости, нерешительности, замкнутости, негативизма).

В настоящее время проблема формирования грамматического строя речи является особенно актуальной в связи с увеличением общего числа детей с речевыми нарушениями. Это диктует необходимость осуществлять целенаправленную и систематическую работу по формированию грамматического строя речи.

Одним из основных этапов формирования грамматически правильной речи является работа по предупреждению дисграфии у дошкольников. Анализ ошибок и трудностей, с которыми сталкиваются дети при обучении письму и чтению, показывает роль и значение профилактики дисграфии.

Аграмматическая форма дисграфии появляется на почве несформированности грамматического строя устной речи. Может проявляться на уровне слова (козлята - «козлёнки», словосочетания («много деревов», предложения и текста. Это выражается в неточности употребления слов, неправильном написании окончаний, в неумении согласовывать слова в предложении, неверном употреблении предлогов.

Большое влияние на формирование грамматической стороны речи ребенка имеет правильно организованная речевая среда, в которой он находится. И, в первую очередь, это форма общения с ним окружающих взрослых, ведь именно взрослые дают ребенку образец правильной литературной речи.

Важным моментом профилактики дисграфии и подготовке к школе детей становится выбор методов обучения. Самый эффективный метод – использование дидактической игры, как одной из форм обучающего взаимодействия взрослого на ребенка и в то же время основного вида деятельности дошкольника.

Использование разнообразных дидактических игр и упражнений помогает достичь высокой результативности в обобщении и систематизации знаний детей, содействуют формированию лексико-грамматических категорий, устранению аграмматизмов в речи детей, активизации и совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков, развитию связной речи и речемыслительных способностей.

Дидактические игры, направленные на устранение предпосылок аграмматической дисграфии.

1.«Один-много» (цель: образование множественного числа существ. в

Имен. и Родит. падежах) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;

2.«Помоги сосчитать» (цель: согласование существительных с числительными 1, 2, и 5) можно использовать картинки или играть, кидая мяч;

3.«Хвосты» (цель:образование притяжательных прилагательных

4.«Волшебный паровозик» (цель:образование слов с помощью суффикса - ИЦА) (сахар-сахарница, хлеб-хлебница, перец-перечница и т. д.)

5.«Помоги маме найти детёныша» или «Собери семью» (цель:образование названий детенышей животных, птиц);

6.«Назови ласково» (цель: образование уменьшительно-ласкательного суффикса существительных»;

7.«Из чего мы сделаны» (цель: образование относительных прилагательных) стакан из стекла-стеклянный, кастрюля из металла-металлическая и т. д.

8.«Маленький, большой, огромный» (цель: образование слов с помощью суффикса – ИЩА, -ИЩЕ) котик – кот – котище…

9.«Маленькие слова» (цель:правильное употребление предлогов) ;

10.«Новые слова» (образование новых слов, с помощью приставок) ;

11.«Какой? Какая? Какое? Какие?» (цель: согласование прилагательных с существительными в роде, числе) ;

12.«Кому что дам?» (цель:образование существительных Дательного падежа: «Повару дам (что) – поварёшку»…

13.«Профессии» или «Кто чем работает (цель:образование существительных Творительного падежа) Столяр работает (чем) – рубанком…

И другие игры…

Работа над предложением.

Полезной является работа по распространению предложений с помощью слов,обозначающих признак предмета: Бабушка даёт внучке ленту. - Бабушка даёт внучке красную ленту. -Бабушка даёт внучке красную длинную ленту.

При построении предложений полезно составлять графические схемы, которые помогают символизировать предметы и отношения между ними.

Виды заданий:

1. Составление предложения по картинке, а под картинкой выкладывается схема.

2. Подбор предложений к данной графической схеме; запись их под соответствующей схемой.

3. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме.

4. Из двух предложений выбрать то, которое подходит к предложенной схеме.

Учет психологических особенностей детей дошкольного возраста, включение логопедических приемов работы, использование многообразных дидактических игр и игровых упражнений помогают достичь высокой результативности в обобщении и систематизации знаний детей, содействуют формированию лексико-грамматических категорий, устранению аграмматизмов в речи детей, активизации и совершенствованию имеющихся у детей речевых навыков, развитию связной речи и предупреждению дисграфии.

При этом важна роль взрослого, который откликается на активность ребенка, создает материальные условия, педагогическую среду, сам активно обращается к ребенку, вовлекая его в совместную деятельность, в общение, всячески поддерживая инициативу и творчество маленького собеседника, партнера по общению.

Публикации по теме:

«Использование приемов мнемотехники в коррекции лексико-грамматической стороны речи дошкольников с ЗПР» Дети с задержкой психического развития испытывают особые трудности в усвоении лексико-грамматической стороны речи: они отличаются скудным.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5–6 лет с ОНР на тему «Транспорт» К]онспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5-6 лет с ОНР на тему:.

Презентация «Логопедическое пано, как основа развития лексико-грамматической стороны речи» В работе с данным многофункциональным логопедическим панно «Развивающий планшет» используются игры направленные не только на развитие грамматического.

Презентация для занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Золотая осень»Презентация для занятий по развитию лексико-грамматической стороны речи по теме «Золотая осень» Цель данной презентации:развитие лексико-грамматической стороны речи по теме "Осень". Задачи:1 активизация и актуализация словаря по теме.

Работа над совершенствованием техники чтения слабовидящих обучающихся начальных классов Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. (В. А. Сухомлинский) Чтение – это не только тот предмет, которым.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи «Зима. Зимние забавы» Консультация для родителей. Отгадайте загадку Снег на полях, лёд на водах, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (зимой) Назовите зимние месяцы.

Развитие лексико-грамматической стороны речи у детей 5–7 лет по теме «Инструменты и материалы» Консультация для родителей Назовите предметы, одним словом: Топор, пила, лом, долото, игла, метла, кочерга, лопата, отвертка, гвоздь Какие.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи у детей 5–7 лет «Зимующие птицы» Консультация для родителей Назовите зимующих птиц, которых вы знаете: Каких ещё зимующих птицы вы знаете? Зимой холодно и голодно нашим.

Задания на развитие лексико-грамматической стороны речи «Овощи» Назови признаки овощей: (по форме, по цвету, по размеру, на вкус) Огурец - длинный, хрустящий, сочный, зелёный, вкусный Помидор.

Занятие по развитию лексико-грамматической стороны речи в подготовительной группе на тему «Профессии» Цель: систематизировать знания о профессиях. Коррекционно — образовательные задачи: — расширить представления о труде взрослых, его необходимости.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
  • Сюжетные картинки
Автор публикации:
Работа над совершенствованием грамматической стороны речи в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 11 марта 2018 в 20:32
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 ноября. Всемирный день домашних питомцев

Кошку человек приручил для того, чтобы она ловила мышей. Собаку – чтобы она охраняла дом и двор, помогала пасти скот и охотиться. Сейчас наши питомцы живут с нами «просто так», без выполнения «служебных...

29 ноября. День матери

День Матери – праздник международный, но отмечается он в разных странах в разные даты. У нас России праздник День матери, официально учреждённый в 1998 году, приходится на последнее ноябрьское...

Фотоотчёт о празднике «День матери» в подготовительной группе
Фотоотчёт о празднике «День матери» День Матери – праздник международный. В нашей стране этот праздник, официально учреждённый в 1998 году, приходится...
Фотоотчёт выставки «Моя мама — мастерица» Часть 2
Сегодня День Матери – чудесный, трогательный, важный для всех праздник! В этот день мы выражаем благодарность всем мамочкам, которые дарят детям...
Фотоотчет «Книжка-малышка про ежат»
Итоговым мероприятием стало создание книжки-малышки «Про ежат». Ребята провели неделю с пользой: узнали о жизни лесного жителя - ежа и его сказочном...