Получи документы

Работа по формированию грамматического строя речи у детей 5–6 лет

Динара Жантимирова
Работа по формированию грамматического строя речи у детей 5–6 лет

Работа по формированию грамматического строя речи у детей 5–6 лет

Когда ребёнок 5-6 лет говорит «домы» вместо «дома», «ухи» вместо «уши», «цыплёнки» вместо «цыплята» или «семь гусёв» вместо «семь гусей», то здесь уже не приходится говорить о возрастных своеобразиях речи. Это уже отклонения от нормы, требующие для своего устранения специальной помощи. В ходе специальных занятий у детей воспитываются прочные грамматические стереотипы, которые должны явиться как бы отправной точкой в деле постепенного овладения ребёнком языковыми нормами. Приведём некоторые приёмы работы по преодолению аграмматизмов в устной речи детей.

Публикация «Работа по формированию грамматического строя речи у детей 5–6 лет» размещена в разделах

Образование множественного числа имён существительных.

Нужно отработать разные типы окончаний имён существительных множественного числа, так как именно многообразие этих окончаний и создаёт трудности. Сделать это нужно в процессе специальных упражнений, напоминающих игру в слова. При этом взрослый называет одно за другим имена существительные в единственном числе, а ребёнок – во множественном. Для лучшего запоминания ребёнком правильных грамматических форм слова группируются по сходству окончаний множественного числа: стол – столы дом – дома стул – стулья шкаф – шкафы глаз – глаза лист – листья двор – дворы город – города дерево – деревья Особое внимание нужно обратить на слова, в которых происходит выпадение гласного звука в корне слова (носок – носки, день – дни, а также, в которых имеется чередование согласных (ухо – уши). Здесь необходимо большее число повторений.

Согласование существительных с числительными.

Как и в примерах, приведённых выше, здесь особенно важно помочь ребёнку овладеть многообразием окончаний имён существительных в сочетании с числительными. В ходе уражнений взрослый произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребёнок в ответ называет это же самое существительное, но уже в сочетании с числительным «пять» (или два, три, четыре) :

один дом – два дома, пять домов

один стол – два стола, пять столов

один жук – два жука, пять жуков

один заяц – два зайца, пять зайцев

один палец – два пальца, пять пальцев

одно платье – два платья, пять платьев.

Можно надеяться, что после всех этих упражнений ребёнок сможет в дальнейшем правильно употреблять в своей речи и окончания не встретившихся в упражнениях имён существительных. Например, по аналогии с сочетанием «пять телят» он сможет правильно сказать и «пять оленят», «пять слонят» и т. д. Необходимо обратить внимание ребёнка и на согласование существительных с числительными «один», «одна», «одно», «два», «две» в зависимости от рода существительных: одна книга, но один заяц, одно яблоко две картинки, но два карандаша, два колеса.

Согласование прилагательных с существительными.

Здесь важно помочь ребёнку овладеть навыком правильного употребления окончаний имён прилагательных при их согласовании с именами существительными. Эти окончания будут различными в зависимости от рода имён существительных (мужского, женского, среднего, а также от числа (множественного или единственного). Ребёнку можно предложить поиграть в «красное», «сладкое» или «лесное». При игре, например, в «лесное» взрослый спрашивает: «Малина какая?» Ребё нок отвечает: «Малина лесная». Взрослый: «А орех - какой?» (лесной) «А озеро – какое?» (лесное) и т. д. В дальнейшем можно, наоборот предлагать ребёнку имя прилагательное с уже заданным окончанием, к которому ребёнок должен подобрать подходящие существительные. Например, взрослый спрашивает: «О чём можно сказать «зелёное»? (яблоко, дерево, платье,) Взрослый: «А о чём можно сказать «зелёная»? (трава, лента,) Эти упражнения нужно продолжать до тех пор, пока ребёнок не перестанет допускать ошибки в окончаниях имён прилагательных.

Работа над правильным употреблением предлогов.

Здесь прежде всего важно помочь ребёнку усвоить смысловое значение каждого предлога, так как только при этом условии он сможет правильно употреблять их в своей речи. Ребёнку постепенно объясняют, что «на» - это значит на поверхности чего-то (на столе, на тумбочке, на шкафу); «в» - это значит внутри чего-то (в столе, в тумбочке, в шкафу); «под» - это значит внизу под чем-то (под столом, под тумбочкой, под шкафом) и т. д. Всё это, конечно, объясняется не в один приём. Значение каждого предлога объясняется отдельно, причём объяснение сопровождается обязательно наглядным и неоднократным показом на конкретных предметах. Чтобы выяснить, насколько ребёнок усвоил значение предлогов, ему предлагается молча выполнить такие, например, поручения: положить книгу на стол, в тумбочку, под шкаф и т. д. Безошибочное выполнение этих поручений будет свидетельствовать об усвоении ребёнком значений предлогов. Только после этого можно переходить к упражнениям на правильное употребление предлогов самим ребёнком. В ходе этих упражнений ребёнок отвечает на вопросы взрослого, стараясь при этом правильно употреблять в своей речи предлоги. Взрослый, например, спрашивает: «Где лежит книга?» (местоположение книги постоянно меняется). Ребёнок отвечает, что книга лежит «на столе», «в шкафу», «в тумбочке», «на полу» и т. п. Примерно так же отрабатываются и все остальные предлоги. Обращается внимание на различие окончаний существительных, употреблённых с одним и тем же предлогом («на столе», но «на полу»). В другом варианте упражнений можно взять два предмета (например, карандаш и книгу) и по- разному располагать их в пространстве по отношению друг к другу. Карандаш кладётся то на книгу, то под книгу, то в книгу и т. п. Ребёнок должен каждый раз говорить, где находится карандаш, употребляя при этом нужный предлог. Упражнения продолжаются до полного исчезновения ошибок при употреблении предлогов. Для некоторых детей это может растянуться на довольно долгий период времени. Для лучшего усвоения значений предлогов очень полезны так же упражнения в последовательном употреблении предлогов с противоположным значением: карандаш кладут на коробку - карандаш берут с коробки; карандаш кладут в коробку – карандаш берут из коробки. Так проводится работа с пространственными предлогами, значение которых можно объяснить достаточно наглядно. Но постепенно в упражнения нужно включать и другие предлоги. Например, ребёнку предлагается ответить на вопрос о том, с чем можно пить чай. Далее ребё нку можно предложить ответить на вопросы: «С чем можно сделать бутерброд?», «Из чего можно сделать игрушки?» и т. п. После такой целенаправленной, систематической и настойчивой работы аграмматизмы в детской речи исчезают, ребёнок овладевает языковыми нормами.

Подготовила учитель – логопед Жантимирова Д. К.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Дидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНРДидактическая игра «Весёлые старты» для формирования грамматического строя речи у детей с ОНР Уважаемые коллеги! Сегодня я хочу предложить вашему вниманию дидактическую игру «Весёлые старты». Эта игра помогает детям с нарушением.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Картотека игр на формирование грамматического строя речи Игра «Магазин посуды» Цель: Расширять словарь. Развивать умение подбирать обобщающее слово. Развивать речевого внимания. Материал: Игрушечная.

Комплекс упражнений «Формирование грамматического строя речи детей на уроках русского языка» Фрагмент урока 1 Тема: Имя существительное. Цель: формировать правильное употребление в нужной грамматической форме слов в словосочетаниях.

Конспект интегрированного занятия по формированию грамматического строя речи в старшей группе «Прогулка в лес» Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Развитие.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

НОД по формированию грамматического строя речи на тему «Весна» в подготовительной группе Цель: развивать связную речь, грамматический строй речи. Задачи: - упражнять детей в подборе действий к предметам, - развивать логическое.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по формированию грамматического строя речи у детей 5–6 лет
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 18:59
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД