Щигорева Анастасия Вениаминовна
Работа по развитию познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста при помощи развития мелкой моторики
▼ Скачать + Заказать документы
Организация работы по развитию познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста при помощи развития мелкой моторики рук
Программа «От рождения до школы», по которой работает мой детский сад предъявляет требования к развитию познавательных интересов детей.
Публикация «Работа по развитию познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста при помощи развития мелкой моторики» размещена в разделах
Одним из средств познавательного интереса выступает развитие мелкой моторики рук детей каждой возрастной группы. Согласно программе развитие мелкой моторики рук осуществляется на интегративной основе при овладении детьми содержанием образовательных областей:
- «Речевое развитие» (владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой);
- «Художественно-эстетическое развитие» (восприятие фольклора; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.);
- «Физическое развитие» (развитие крупной и мелкой моторики, овладение культурно-гигиеническими навыками);
- «Познавательное развитие» (развитие детских интересов, любознательности; формирование познавательных действий, становление сознания; формирование первичных представлений о свойствах и отношениях объектов окружающего мира);
- «Социально-коммуникативное развитие» (развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества);
Младшие дошкольники обладают огромным интересом и способностями к познавательной деятельности, совершаемой руками, особенно, если эта деятельность коллективна. Для стимулирования развития познавательного интереса детей мною организована планомерная систематическая работа по развитию мелкой пальцевой моторики. Осуществлялась эта работа во время режимных моментов, в играх и специально организованной деятельности.
Мы использовали в своей работе различные формы образовательного процесса:
- самостоятельная деятельность детей (при помощи организации предметно-развивающей среды);
- совместная деятельность педагога с детьми (игры, индивидуальная работа с детьми);
- взаимодействие с семьей: привлечение родителей к изготовлению игр и игрушек, консультации, наглядная информация.
В предметно-пространственной среде группы созданы условия для развития мелкой моторики. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам себе выбирать пособия для этого вида деятельности. При этом воспитатель объясняет, показывает, рассказывает, для чего они нужны, как их использовать, соблюдая технику безопасности.
Особенно детям нравится «Пальчиковый бассейн». Для его создания, мы приобрели пластиковый контейнер и насыпали в него фасоли (белой и коричневой). Дети очень любят ощупывать фасоль, перебирать ее пальчиками, пересыпать в разные коробочки. Часто возникают спонтанные игры с посудой, набором игрушек. Также мы приобрели наборы резиновых и пластмассовых маленьких игрушек: домашние животные, дикие животные, животные Африки, морские животные и рыбы, буквы, цифры.
В результате у детей, помимо развития мелкой моторики, происходит развитие тактильной чувствительности, координации движений, воображения и фантазии!
Для совершенствования ощущений и восприятия, для формирования чувственного познания и развития мелкой моторики был оформлен уголок экспериментирования.
Задачи уголка экспериментирования: развитие первичных естественнонаучных представлений; наблюдательности; любознательности; активности; мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.
Большое место отводится наглядности, то есть реальному предмету. Мы можем наблюдать, что дети знакомятся с окружающими их предметами путем наглядно-чувственного накопления опыта: смотрят, берут в руки, щупают, так или иначе действуют с ними. Учитывая эту возрастную особенность, мы стараемся широко использовать приемы наглядности: показываем предмет, даем возможность потрогать его, рассмотреть.
Например, когда мы знакомим ребенка с естественным источником света – солнцем, то вначале сами показываем, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д., а потом предлагаем ребенку самому с помощью зеркала поймать убегающего «зайчика».
Незабываемые ощущения дарит ребенку процесс рисования акварельными красками на мокром листе. Мы осторожно мочим плотный лист бумаги для акварели, показываем детям, как окунуть кисточку в одну из красок и осторожно провести по бумаге. После чего даем возможность поиграть с красками. Кроме того, детям очень нравятся пальчиковые краски.
Мы часто используем игровые приемы, они очень помогают заинтересовать детей, лучше и быстрее усвоить материал: различные игровые упражнения; обыгрывание той или иной ситуации; использование сюрпризного момента, прием неожиданного появления игрушек, сказочных героев.
Дети иногда не могут выполнить элементарных движений. Самым трудным для них является выполнение движений обеими руками. Поэтому при развитие мелкой моторики рук мы идем от простого к сложному, усложняя задания от игры к игре. Для этого используются разнообразные средства, позволяющие воспринимать информацию зрительно, тактильно и с речевым сопровождением. Использование занимательного наглядного материала в работе с дошкольниками – один из основных залогов успешного освоения детьми движений мелкой и общей моторики.
Более успешному выполнению заданий способствует создание игровых ситуаций. Например, играя, дети фантазируют, изображают сказочные персонажи из цветного песка, рисуют их на песке или мелкой крупе пальчиком и палочкой, обводят пальцем дорожки, изготовленные из наждачной бумаги или меха, конструировать из рук, выкладывают из палочек, ниток, плодов, мозаики.
Развитие мелкой моторики рук происходит в разнообразных видах деятельности. Мы предлагаем детям расстегивать кнопки, снимать кольца со стержня, открывать коробки, брать маленькие мячи, перебирать крупные бусы, нанизанные на леску, катать и передвигать шарики, нанизанные на горизонтально и вертикально расположенные стержни и т. д., организовывая игры «Сорока-белобока», «Пальчик-мальчик» и др.
Игры с дополнительными материалами – прищепками, веревочками, мячами, шариками, орехами, скрепками, валиками, нитками повышают интерес детей.
Мелкая моторика рук взаимодействует с такими познавательными процессами, как мышление, внимание, координация, воображение, наблюдательность, зрительная и двигательная память, речь.
Развитию движений кистей и пальцев рук детей раннего возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике; развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы и детей с малых лет подготавливали к их выполнению. Для этого детям в качестве подготовительных упражнений предлагались различные пальчиковые игры. Пальчиковые игры представляют собой совокупность упражнений, состоящих из разучиваемых текстов, часто созданных на фольклорной основе, и пальчиковой гимнастики.
Кроме того, организуем интересные игры с пластилином, которые дают уникальные возможности для общего развития ребенка. Перед лепкой детям читаем сказки, загадываем загадки, а ребята пытаются изобразить наиболее понравившихся персонажей.
На физкультурных занятиях развиваем общую моторику и координацию движений, а также используем упражнения для коррекции не только двигательного, но и речевого, эмоционального и общего психического развития. Занятия проводятся с проговариванием стихотворных текстов. Разученные упражнения общего характера включаются в различные виды деятельности.
В работе по развитию познавательных интересов мы придерживаемся некоторых правил: задания подбираются с учетом их постепенно возрастающей сложности; учитываются индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение; работа проводится регулярно, систематически; соблюдается временной регламент, чтобы не вызвать переутомления ребенка.
Работа по развитию познавательных интересов у детей младшего дошкольного возраста при помощи развития мелкой моторики рук ведется в тесном взаимодействии с родителями.
На информационных стендах детского сада мы поместили рекомендации и описание упражнений по развитию мелкой моторики: описание упражнений для пальцев: «Игры с прищепками», «Пока мама на кухне», «Развитие графических навыков».
В начале года проводится родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста», проводятся консультации и индивидуальные беседы с родителями.
Родители участвовали в оформлении развивающей предметно-пространственной среды группы, в изготовлении дидактического материала и пособий, охотно принимают участие в традиционных выставках детского сада.
Данная работа дает возможность родителям узнавать о деятельности детей в детском саду, поддерживать и воссоздавать полученный детьми эмоциональный опыт в кругу семьи. Она помогает родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада – необходимое условие для полной
реализации возможностей ребенка. Чем теснее взаимосвязь педагога и родителя, тем больше успехов у ребенка!