МААМ-картинки

Работа по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников

космач елена
Работа по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников

Работа по выявлению и развитию

музыкальных способностей воспитанников

Любой ребенок появляется на свет с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что детский сад — это первый социальный институт ребенка, именно ему принадлежит основная роль в этом развитии.

Публикация «Работа по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников» размещена в разделах

ФГОС ДО определяет новый подход к дошкольному образованию. Одним из основных требований по нему является эффективное применение всех педагогических ресурсов для достижения максимального результата в воспитании и развитии будущих школьников.

Для организации работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к различным видам деятельности составлен план, направленный на взаимосвязанные и интегрирующие между собой разделы педагогической работы.

Совместно с педагогами ДОУ созданы условия в группах, музыкальном и спортивном залах для развития активности и заинтересованности у детей во всех видах деятельности, что способствует выявлению способностей у воспитанников.

На педагогических советах, семинарах-практикумах, мастер-классах и других методических мероприятиях повышается педагогическая компетентность педагогов ДОУ по данной теме.

Совместно с педагогами планируется проведение мероприятий, которые способствуют выявлению и развитию у воспитанников ДОУ способностей к разным видам деятельности.

Это всевозможные:

конкурсы рисунков,

поделок из различного материала,

спортивные соревнования,

конкурсы чтецов и др.

Эти мероприятия проводятся совместно с родителями, которые являются нашими партнерами в воспитании и обучении своих детей.

Очень важно сделать родителей соучастниками педагогического процесса.

Цели сотрудничества:

создание в семье атмосферы предельного уважения к любой хорошей музыке (инструментальной, симфонической, оперной, балетной, джазовой, народной);

создание единого сообщества: педагог, ребенок, родители, основу которого составляют: полное доверие, доброжелательность, заинтересованность и общность цели.

Задачи в работе с родителями :

включение родителей в образовательный процесс;

сделать родителей добрыми помощниками своему ребенку;

формирование новых интересов семьи;

духовное сближение детей и родителей;

формирование мотивации, благодаря которой возрастает интерес и усердие в занятиях музыкой.

На этапе диагностики (мониторинга) предметно - пространственной развивающей среды в ДОУ для выявления у детей различного вида способностей было выявлено, что в группах имеются центры и уголки для интеллектуального, познавательного, физического развития, исследовательской, экспериментальной деятельности. Тем не менее, перед педагогами была поставлена задача по обновлению и обогащению развивающей среду интересным оборудованием, новыми дидактическими играми, опытным материалом и красочными игровыми пособиями.

Нужно отметить, что качественному изменению группового пространства, направленного на создание условий для работы по выявлению и развитию у воспитанников способностей к различным видам деятельности, послужило участие старшего воспитателя и всего педагогического коллектива в обогащении пространственной предметно-развивающей среды в ДОУ.

Для активизации педагогов использовалась такая форма работы как конкурсное движение, которое не только мотивировало всех участников на творческую работу, но и позволило получить красочные, интересные, развивающие уголки не только в группах, но и в музыкально зале.

Так ежегодно в рамках реализации годовых задач ДОУ обязательно ставятся задачи о совершенствовании работы по созданию условий для самореализации способностей и воспитанию гармоничной личности ребёнка в различных видах деятельности.

На сегодняшний день педагогами дошкольного учреждения изучены и внедряются разнообразные педагогические технологии по работе с детьми для выявления и развития способностей, что позволяет решить задачу по обновлению образовательного процесса, согласно требованиям ФГОС ДО.

Центр музыкального развития – это в первую очередь – музыкальный зал! И среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Простор, яркость, красочность - создают уют торжественной обстановки. Музыкальный зал оснащен музыкальным центром, компьютером, телевизором, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и инструментами, музыкально-дидактическими играми. Здесь дети в танцах, пении, игре на детских музыкальных инструментах учатся создавать художественные образы с помощью пластических средств, ритма, темпа, высоты и силы звука.

На формирование личности влияют три фактора:

- воспитание

- социальная среда

- наследственные задатки

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности : уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Талант— высокая степень одаренности в какой-либо области. Талант тесно связан с интересом и проявляется в различных делах. Наивысшая степень проявления таланта человека связана с созданием своего нового уникального творения, вида деятельности, открытием неизведанных путей для творчества. Талант строго индивидуален, что находит свое выражение в личной судьбе каждого человека. Однако, к сожалению, гениальность — это скорее врожденное качество. Гениев - единицы, а вот талантливы, как ни странно - все.

Педагоги, музыканты пришли к мнению о том, что задатки музыкальной деятельности (т. е. физиологические особенности строения организма, например, органа слуха или голосового аппарата) имеются у каждого. Именно они составляют основу развития музыкальных способностей. Понятие «неразвивающаяся способность», по утверждению ученых, специалистов в области исследования проблем музыкальности, само по себе является абсурдным. Считается доказанным, что если для музыкального развития ребенка с самого рождения созданы необходимые условия, то это дает значительный эффект в формировании его музыкальности.

Природа щедро наградила человека. Она дала ему все для того, чтобы видеть, ощущать, чувствовать окружающий мир. Она позволила ему слышать все многообразие существующих вокруг звуковых красок. Прислушиваясь к собственному голосу, голосам птиц и животных, таинственным шорохам леса, листьев и завыванию ветра, люди учились различать интонацию, высоту, длительность. Из необходимости и умения слушать и слышать рождалась музыкальность - одно из свойств данное природой человеку.

Специалисты определяют музыкальность как комплекс способностей, позволяющий человеку активно проявлять себя в различных видах музыкальной деятельности : при слушании музыки, пении, движении, музыкальном творчестве.

Чем активнее общение ребенка с музыкой, тем музыкальней он становится, тем радостнее и желаннее новые встречи с ней. Встречайтесь с музыкой чаще, пусть она станет Вам другом и помощником. Если вы развиваете у ребёнка музыкальные способности, то значит, вы развиваете его внутренний мир, его память, его фонематический слух, его координацию движений и ритмическую активность, его организованность и внимание. А разве эти качества не нужны современному человеку, чтобы быть мобильным нужен опыт и успешность, так дайте пережить ребёнку разнообразие чувств, с разными музыкальными произведениями, он станет уверенным в себе и чутким к окружающим.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному. У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее. Наиболее сложно развиваются музыкально - слуховые представления - способность воспроизводить мелодию голоса, точно ее, интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте. У большинства детей эта способность проявляется лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствие способностей. Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно в первые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыкальное искусство побуждает и стимулирует творческий потенциал личности, ибо эмоциональная сфера и воображение тесно связаны с творческими способностями. Поэтому создание условий для максимальной оптимизации творческих способностей есть важная задача музыкально эстетического образования. И самым важным условием является вовлечение ребенка в практическую музыкально – творческую деятельность. Пение – ведущий способ музыкальной деятельности. Вокальное воспитание оказывает влияние не только на эмоционально-эстетическое развитие личности ребенка, но и на умственное. Достаточно указать на то, что воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. А речь, как известно, является материальной основой мышления.

Буквально к каждому ребенку, независимо от степени его одаренности можно найти соответствующий подход, подобрать ключи для вхождения в страну музыки. В связи с этим возникла необходимость создания авторской программы.

Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания», «видения», конкретных музыкальных сочинений, отраженные, например, в рисунках, близких по своей образной сущности музыкальным произведениям. Все это способствует развитию ассоциативного мышления детей, «внутреннего слуха» и «внутреннего зрения».

Музыкальное развитие ребенка должно осуществляться естественно и непринужденно, поэтому на занятиях музыкального воспитания часто использую приемы активного восприятия музыки :

Звучащий жест – это игра со звуками своего тела, игра на его поверхности. Детям предлагается прохлопать, протопать мелодию.

Мимическое уподобление. Детям предлагается охарактеризовать настроение музыкального произведения с помощью мимики, глаз, улыбки.

Цветовое моделирование музыки. С помощью предложенных цветов, дети составляют цветовую композицию, выбирая нужные цвета.

Импровизация. Дети под предложенную им музыку собирают разные движения в танец, составляют новые композиции.

На первых занятиях дети, опираясь на свой жизненный опыт, соответствующий их возможностям в данный момент, учатся воспринимать звуки на слух, вслушиваться и различать их. Это достигается в результате сравнения звуков, сопоставления их друг с другом. Поэтапный характер обучения диктует необходимость определенного подбора музыкального материала, удобного для сопоставления звуков на основе сходства и контраста. Для решения этих задач можно использовать такие игры: «Что я делаю?», «Звуки шумовые и музыкальные», «У кого звучит дольше?».

Пение, проникая во все формы работы и объединяя их, является основой в занятиях с учащимися. Дети поют небольшие песенки, отдельные попевки с названием звуков. Это развивает слух и дает знания по музыкальной грамоте. Песенный материал выбирается наиболее простой, с короткими фразами, легким ритмом. Полезно, чтобы пение с названием звуков с самого начала обучения связывалось у учащихся со слуховыми и зрительными впечатлениями.

Педагог постоянно заботится о развитии памяти учащихся, поэтому дети выучивают песни наизусть, выполняют по памяти их ритмический рисунок, запоминают показанные движения. В целях воспитания слухового внимания и быстроты восприятия проводятся специальные упражнения и игры.

Во время занятий дети от одной формы переходят к другой. Они поют, двигаются, знакомятся с основами музыкального языка и слушают музыку. На каждом из занятий повторяется что-либо из прослушанного: песни, пьесы или сказки. Педагог проверяет, как запомнили дети то, или иное произведение, беседует с ними о характере музыки и ее выразительных средствах.

Постижение музыкального искусства учащимися подразумевает различные формы общения каждого ребенка с музыкой. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально - ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи. Помимо этого, дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, в составлении программы итогового концерта.

Публикации по теме:

Анкеты для родителей по выявлению и развитию способностей детей в художественно — эстетическом направлении Анкета для родителей № 1 «Что рисует ваш ребёнок?» Уважаемые родители! Просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. Это поможет нам в работе.

Формы взаимодействия с родителями по развитию музыкальных способностей детей в условиях ФГОСФормы взаимодействия с родителями по развитию музыкальных способностей детей в условиях ФГОС Представляю материал с Районного методического Объединения по теме "Одаренные дети" Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей.

Конспект занятия по развитию музыкальных способностей «Домашние животные и их детеныши» (вторая младшая группа) Конспект занятия «Домашние животные и их детеныши» К дню домашних животных. Вторая младшая группа Цель. Развитие музыкальных способностей.

ООД на развитие музыкальных способностей Цель: Накопление музыкальных впечатлений. Развитие музыкально – сенсорных способностей. Задачи: Развивать устойчивое слуховое внимание,.

Опыт работы по выявлению и развитию способностей воспитанниковОпыт работы по выявлению и развитию способностей воспитанников При работе по выявлению и развитию способностей, мною создаются условия и развития активности и заинтересованности у детей во всех видах.

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников Работа по выявлению и развитию способностей воспитанниковРазвитие той или иной способности базируется на овладении духовной и материальной.

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников Каждый малыш рождается с определенными способностями, которые необходимо постоянно улучшать. А учитывая, что дошкольное учреждение - это.

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников Важной задачей ДОО при введении Федеральных государственных образовательных стандартов.

Консультация «Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников» Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников У детей уже в раннем возрасте замечаем самые первые проявления способностей.

Сценарий мероприятия по выявлению творческих способностей воспитанников детского дома «Арлекин в стране детства»Сценарий мероприятия по выявлению творческих способностей воспитанников детского дома «Арлекин в стране детства» ценарий на краевой смотр-конкурс концертных программ «Чудеса случаются в детстве» КГКУ детского дома №18 с. Отрадное. «Арлекин в стране.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по выявлению и развитию музыкальных способностей воспитанников
Опубликовано: 5 мая 2019 в 10:48
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД