МААМ-картинки

Работа психолога с застенчивыми и тревожными детьми

Рамзия Тухбатуллина
Работа психолога с застенчивыми и тревожными детьми

Эффективность помощи психолога определяется правильным определением причин той или иной проблемы. В процессе первичного сбора информации важно понять, что именно мешает ребенку взаимодействовать с окружающими, так как внешние проявления различных проблем могут иметь сходство. Например, застенчивость и замкнутость. Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тем не менее, это различные проблемы. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Публикация «Работа психолога с застенчивыми и тревожными детьми» размещена в разделах

Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые их считают хорошо воспитанными и послушными, в то время как ребенок внутренне очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость очевидно мешает им и самому ребенку: он боится всего того, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать несуразное. Проблема в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них не разрешима даже самая простая житейская задача – подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре.

Несмотря на внешнюю отрешенность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоции, как и дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети переживают внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие невротических и аутоагрессивных проявлений (тики, навязчивые движения и т. д.)

Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию конфликтов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере.

Мнение о том, что у застенчивых детей заниженная самооценка ошибочная. Застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко, но они считают, что другие к ним относятся плохо. Личностная особенность застенчивых детей заключается в том, что каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредотачивается на том, как оценят его действия взрослые. Часто встречаются застенчивые дети имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно высокие надежды на ребенка. Таким образом, у ребенка развивается комплекс несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Отсюда и отказ от деятельности. Застенчивость встречается часто у единственных детей в семье, у которых по той или иной причине был ограничен круг общения. Также у детей, которые воспитываются в неполной семье. Повышенная тревожность матерей способствует тому, что ребенок постепенно теряет доверие к миру и окружающим людям.

Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях:

- развитие позитивного восприятия;

- повышение уверенности в себе и своих силах;

- развитие доверия к другим;

- корректирование страхов;

- снятие телесного напряжения;

- развитие умения выражать свои эмоции;

- развитие навыков коллективной работы;

- развитие навыков самоконтроля.

Основная трудность в работе с такими детьми заключается в налаживании контакта, развитии доверительных отношении. Для начала необходимо чтобы ребенок привык к психологу. Когда ребенок сможет контактировать с психологом, можно начать индивидуальную работу в кабинете. В этот период более эффективными являются проективные методики, можно использовать элементы арт-терапии, сказкотерапии, песочной терапии. А в дальнейшем использовать следующие приемы и методы:

- обучение дыхательной гимнастике;

- проигрывание проблемных ситуации, являющих травмирующими для ребенка;

- обучение диалоговому общению в сюжетно-ролевых играх;

- обучение способам расслабления.

Постепенно можно его включать в подгрупповую работу, через организацию совместной деятельности. Необходимо выбирать такие поручения или задания с которыми он наверняка справится. Создание ситуации успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо отметить его успехи, сказав об этом вслух. Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем с ровесниками или взрослыми. Этот момент можно использовать для развития ребенка в своих силах. Просьба к ребенку должна содержать конкретные задания. В общении необходимо исключить резкие интонации, приказы, критические высказывания. Основная тактика – терпение и спокойствие.

Также работа должна проводиться не только с детьми, но и непосредственно с родителями. Им важно объяснить особенности ребенка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина кроется в дисгармонии семейных отношении, необходимо тактично поговорить об этом с родителями.

Рекомендации родителям должны включать следующие моменты:

1. Общаться с ребенком необходимо доброжелательно и спокойно.

2. Критику и негативные оценки необходимо свести к минимуму, а в отношении его личности такие оценки недопустимы.

3. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.

4. Можно привлекать ребенка к разностороннему общению в повседневной жизни, только в присутствии родителя (обратиться к кому-то с просьбой, спросить что-либо, предать что-нибудь).

Психологу важно помочь родителям выработать единую стратегию общения с застенчивым ребенком, чтобы в дальнейшем он мог без затруднений адаптироваться к жизни и стать успешным.

Публикации по теме:

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Фотоотчёт о совместной деятельности психолога с детьми старшей группы «Такой удивительный мир эмоций»Фотоотчёт о совместной деятельности психолога с детьми старшей группы «Такой удивительный мир эмоций» Фото отчёт совместной деятельности психолога с детьми старшей группы «Такой удивительный мир эмоций» Эмоция – это наши настроения и переживания,.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ Конспект занятия педагога-психолога с детьми подготовительной группы по формированию ЗОЖ. Цель: формировать представления детей о здоровье.

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми подготовительной к школе группе «Жадность» Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о качествах личности, этических нормах поведения через игровую деятельность.

Планы-конспекты развивающих занятий педагога-психолога с детьми 2–3 лет на февраль 1 неделя февраля Занятие № 1 «Мыльные пузыри» Задачи: - снятие эмоционального напряжения и агрессии - снижение импульсивности, повышенной.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Работа педагога-психолога с детьми подготовительной группыРабота педагога-психолога с детьми подготовительной группы Два раза в неделю со всеми воспитанниками подготовительных групп я провожу подгрупповые коррекционные занятия на развитие моторики рук,.

Работа педагога-психолога с детьми старших группРабота педагога-психолога с детьми старших групп Я, как педагог-психолог, провожу с детьми старших групп тренинговые групповые занятия на развитие эмоционального интеллекта. Занятия начинаются.

Мастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗМастер-класс объёмной композиции для совместного выполнения педагога-психолога с детьми с ОВЗ Всем педагогам известно, что в последние годы именно изобразительная деятельность все больше включается в коррекционно - развивающий педагогический.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа психолога с застенчивыми и тревожными детьми
Опубликовано: 13 декабря 2021 в 10:18
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД