МААМ-картинки

Работа с детьми с ОНР по коррекции речевых нарушений посредством театрализованной деятельности

Деликанова Ирина Александровна
Работа с детьми с ОНР по коррекции речевых нарушений посредством театрализованной деятельности

Работа с детьми с ОНР в условиях детского сада комбинированного вида

по коррекции речевых нарушений посредством театрализованной деятельности.

Одна из ведущих задач, стоящих перед педагогами – это повышение эффективности коррекционной работы с детьми, страдающими общим недоразвитием речи, компонентами которого являются недостаточный уровень развития словарного запаса, несформированность фонематического слуха, грамматических категорий, навыков связной речи и, как следствие, — низкая речевая активность ребенка.

Публикация «Работа с детьми с ОНР по коррекции речевых нарушений посредством театрализованной деятельности» размещена в разделах

По мнению Л. С. Выготского, ограниченные речевые возможности ребенка создают почву для возникновения препятствий при общении с окружающими, установлении широких социальных связей.

Современные методики в поиске эффективных средств коррекции все больше ориентируются на использование разных видов искусства. В последние годы вырос интерес к механизму воздействия искусства на ребенка с различными отклонениями. Одним из главных методических средств для решения комплекса психокоррекционных задач была выбрана театрализованная деятельность. Игра является своеобразным центром, вокруг которого сосредоточиваются главные интересы и переживания детей. В игре, как в зеркале, отражаются взаимоотношения взрослых, ребенок входит в мир этих отношений и воспроизводит их в игровой ситуации. Игра является ведущей деятельностью, потому что дает возможность ребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, с которыми в реальной жизни ребенок вступить не может. Именно в процессе игры как ведущей деятельности возникают и получают развитие основные психические преобразования, присущие каждому конкретному возрасту. Еще К. Д. Ушинский отмечал, как важно наблюдать за игрой для определения общего и интеллектуального здоровья детей. Если ребенок пассивен, не выражает интереса к играм, играет стереотипно и примитивно, то такой ребенок требует особого внимания взрослых. Современные исследователи пишут, что игра может быть диагностическим средством психического состояния ребенка, его личностного развития. Но игра может выступать и методом коррекции недостатков, отставания в развитии. Основными недостатками, мешающими обучению детей с ОНР, являются — плохая восприимчивость ко всему новому и недостаточная познавательная активность. Нашим детям тяжело целенаправленно заучивать и припоминать что-либо. Поэтому любая их деятельность должна быть эмоционально окрашена, вызывать у них живой интерес. А учитывая проявления эмоциональной сглаженности, интерес должен быть не затухающим, а растущим в геометрической прогрессии (что, кстати, в немалой степени зависит от личности педагога). В игре ребёнок преодолевает трудности. А исправление недостатков речи – огромный труд. Поэтому, задача логопеда – окружить ребёнка игрой так, чтобы он не заметил, что занимается тяжёлой работой.

Театрализованная деятельность детей является огромным стимулом для развития и совершенствования речи. Актер театра должен уметь четко произносить текст, выразительно передавать мысли автора (интонацию, логическое ударение, силу голоса, темп речи). В театрализованных играх шлифуется навык правильной выразительной речи и уверенного общения в коллективе. Поэтому на логопедических занятиях мы стали использовать театрализованную деятельность. Главной целью для нас является создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развития их мотивации на устранение своих речевых дефектов.

Цель использования театральной деятельности на логопедических занятиях – создание условий для коррекции речевых нарушений детей и развитие их мотивации на устранение своих речевых дефектов

Задачи:

• пополнять и активизировать словарь детей;

• расширять словарный запас, обозначающий названия предметов, действий признаков;

• закреплять правильное произношение всех звуков, отрабатывать дикцию, продолжать работать над интонационной выразительностью речи;

• продолжать учить детей пользоваться прямой и косвенной речью в инсценировках сказок;

• совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи в процессе театрально-игровой деятельности;

• совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки без помощи взрослого;

• воспитывать культуру речевого общения.

На занятии пригодятся любые куклы, персонажи, игрушки. Вот, например, на первом фронтальном занятии используются куклы — Буратино, Незнайка, Мальвина. Буратино, по замыслу логопеда, не умеет правильно произносить звуки, Незнайка неправильно образует и употребляет слова, а Мальвина учит детей правильно выполнять задания, быть сдержанными, внимательными.

На дальнейших занятиях эти персонажи вводятся отдельно. Буратино ребята объясняют правильную артикуляцию звуков, вместе с ним произносят слова с изучаемым звуком. Куклу Незнайки можно использовать при формировании лексико-грамматической стороны речи: например, учить выстраивать деформированную фразу (правильно ли сказал Незнайка).

При помощи данных кукол можно проводить целые занятия или фрагменты, например, ввести куклу только для проведения артикуляционной гимнастики или для того, чтобы дать задание. Куклы используются по очереди, чтобы интерес к ним не угасал. А если это случилось, можно убрать эти куклы на месяц и, после перерыва, они опять воспринимаются детьми как добрые друзья.

Для автоматизации звуков так же можно использовать игрушки, выступающие в роли образа или модели звука: например, жук – Ж, комар – З, змея-шипелка – Ш и т. п. При этом можно придумать целые этюды: жук и комар делят картинки, в названии которых есть звуки Ж и З.

Удобно использовать простые игрушки для пальчикового театра : во-первых, они не занимают много места на столе, во вторых, с помощью них можно многократно повторять слоги и слова и это не будет утомительно. Например, перед ребёнком раскладываются несколько игрушек и логопед даёт задание научить эти игрушки проговаривать звук Ш. Ребёнок подносит змею-шипелку к каждой игрушке по очереди и проговаривает звук изолированно или слоги, после этого можно предложить ребёнку игру «Кто сказал неправильно?» — указывая на игрушку слева направо, проговаривать слоговую цепочку, один из слогов в которой будет отличаться от всех остальных, например, ша-ша-са-ша (по типу «четвёртый лишний»). Так же можно многократно проговорить слова, предложения. Из занятия в занятие можно менять игрушки, задания, вносить элемент соревнования.

Можно ещё много говорить об использовании игрушек на логопедических занятиях, но уже и так понятно, что использование театрализованной деятельности в коррекции речи детей способствует более быстрому и успешному исправлению недостатков речи и делает этот процесс ярким и незабываемым.

Список использованной и рекомендуемой литературы

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду : Игры, упражнения, сценарии. – М. : ТЦ Сфера, 2006. – 128с.

2. Артемова Л. В. Театральные игры дошкольников. М., 1983.

3. Бачина О. В. Интегративный подход в коррекционно-развивающей деятельности учителя-логопеда ДОУ // Логопед. – 2009. - № 1. – с. 12-17.

4. Довгаль Н. В. Применение куклотерапии в логопедической практике // Логопед. – 2009. - № 3. – с. 34-37.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений Дифференциальная диагностика тяжёлых речевых нарушений. Разграничение сходных нарушений. Работа специалиста предполагает два основных направления:.

Конспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группыКонспект занятия по профилактике речевых нарушений «Путешествие в сказочный лес» для средней группы Подготовила: Будникова Т. В. Образовательная область: физическое развитие (совместное проведение занятия логопедом и учителем физ. культуры).

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольниковПластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельностиВоспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – начальный этап интенсивного развития личности, становление различных видов деятельности, проявление способностей и.

Взаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельностиВзаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельности Чтобы привлечь родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, в нашей группе мы используем разнообразные.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми с ОНР по коррекции речевых нарушений посредством театрализованной деятельности
Опубликовано: 19 декабря 2019 в 15:33
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
10 мая. Проверка готовности к школе. Передвижка «Готов ли ребенок к школе»

Ребенок очень быстро растет, приближается время, когда он больше не будет дошкольником, а пойдет в школу. Как определить готов ли ваш малыш к этой новой ступени своей жизни?

9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД