Папки-передвижки

Работа с детьми со сложной структурой дефекта. Детский церебральный паралич и умственная отсталость

Добринова Ольга
Работа с детьми со сложной структурой дефекта. Детский церебральный паралич и умственная отсталость

Характеристика развития детей, имеющие сочетание ДЦП и интеллектуальную недостаточность

2 слайд. Умственная отсталость - группа заболеваний, характеризующихся врождённым или приобретённым в раннем детстве психическим недоразвитием. (патология головного мозга).

В традиционном варианте соответственно степени олигофрении могут проявляться в трех вариантах:

• дебильность (слабо выраженная форма олигофрении);

Публикация «Работа с детьми со сложной структурой дефекта, Детский церебральный паралич и умственная отсталость» размещена в разделах

• имбецильность (средняя степень выраженности формы олигофрении);

• идиотия (крайняя степень выраженности формы олигофрении).

Детский церебральный паралич (ДЦП) – не прогрессирующее поражение центральной нервной системы, недоразвитие головного мозга, которое проявляется двигательными нарушениями (параличами, подергиваниями, нарушением речи, нарушением равновесия, возможно интеллектуальными расстройствами, эпилепсией.

В современной специальной литературе очень мало встречается информации о детях имеющие сочетание ДЦП и интеллектуальное нарушение. Данные о таких детях фрагментарны, и не позволяют дать полную и чёткую характеристику детям с этим видом сложного нарушения.

Стоит сказать, что анализируя детей с данным сложным нарушением, необходимо помнить о том, что данное нарушение это не простое суммирование различных патологий, это особый, «уникальный» путь психофизического развития человека. В связи с этим можно предполагать о том, какие нарушения встречаются у данной группы детей.

3 слайд и 4 слайд – структура дефекта

Слайд 5. Особенностью двигательных нарушений данной группы детей является то, что эти нарушения тесно связанны с сенсорными расстройствами, особенно с недостаточностью ощущений собственных движений. У детей задержано и нарушено формирование всех двигательных формирований: удержание головы, навыки сидения и стояния, ходьбы манипулятивной деятельности.

У некоторых детей при резко нарушенном мышечном тонусе отмечается явление апраксии ( неумение выполнить целенаправленные практические движения: застегивание пуговиц).

Слабое оценивание своих движений и затруднение в ходе осуществления действий с предметами являются причинами недостаточности активного осязания, в том числе узнавание предметов на ощупь (стереогенеза). В результате поражения двигательной сферы, а также мышечного аппарата глаз согласованные движения руки и глаза развиты не достаточно, особенно если имеет место неправильные установки тела, головы и конечностей ( например: голова опущена на грудь, руки и ноги согнуты).

В первые месяцы жизни у большинства детей наблюдаются трудности сосания. Все эти нарушения ослабляют организм ребенка, поэтому дети растут слабыми, часто болеют простудными заболеваниями, а по физическому развитию значительно отстают от здоровых сверстников.

Таким образом двигательные нарушения, ограничивающие предметно-практическую деятельность, затрудняющие развитие самостоятельного передвижения и навыков самообслуживания, ставят больного ребенка с первых лет жизни в почти полную зависимость от окружения взрослых.

6 слайд. Познавательная сфера таких детей характеризуется недоразвитием познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. Дети получают неполные, а порой искаженные представления об окружающем, их опыт крайне беден.

Главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, отмечается его замедленный темп по сравнению с нормальными детьми.

Детям требуется значительно больше времени, чтобы воспринять предлагаемый им материал (картину, текст и т. п.). Замедленность восприятия усугубляется еще и тем, что из-за умственного недоразвития они с трудом выделяют главное, не понимают внутренние связи между частями,поэтому восприятие их отличается и меньшей дифференцированностью.

Также возможны трудности восприятия пространства и времени, что мешает им ориентироваться в окружающем. Особую трудность представляет для них различение оттенков цвета. Из-за несовершенства анализа затруднен синтез предметов

Отличительной чертой мышления детей, имеющих сочетание ДЦП и умственной отсталости, может быть некритичность, невозможность самостоятельно оценить свою работу. Они могут не замечать своих ошибок.

У таких детей позже, чем у их нормальных сверстников, формируется произвольное запоминание. Слабость памяти может проявляется в трудностях не столько получения и сохранения информации, сколько ее воспроизведения, и в этом их главное отличие от детей с нормальным интеллектом. Необходимо указать и на такую особенность памяти, как эпизодическая забывчивость. Она связана с переутомлением нервной системы из-за общей ее слабости. Наряду с указанными особенностями психических процессов могут отмечаться недостатки в развитии речевой деятельности. Могут отмечаются трудности звукобуквенного анализа и синтеза, восприятия и понимания речи.

слайд 7. Умственная отсталость может проявляется не только в несформированности познавательной деятельности, но и в нарушении эмоционально-волевой сферы, которая имеет ряд особенностей. Отмечается недоразвитие эмоций, нет оттенков переживаний. Характерной чертой является неустойчивость эмоций. Состояние радости без особых причин сменяется печалью, смех - слезами и т. п. Необходимо учитывать и состояние волевой сферы. Слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - отличительные качества их волевых процессов.

8 слайд Клинические формы ДЦП

Поскольку ДЦП является собирательным термином, объединяющим последствия повреждения развивающегося мозга различными неблагоприятными факторами, то и клинические проявления церебрального паралича разнообразны.

Существует несколько классификаций клинических форм ДЦП. Принятая в нашей стране классификация выделяет 5 клинических форм заболевания (по К. А. Семеновой, 1972 г.) :

1) спастическая диплегия;

2) двойная гемиплегия;

3) гиперкинетическая форма;

4) атонически-астатическая форма;

5) гемипаретическая форма.

По некоторым данным частота интеллектуальных нарушений у детей при разных формах ДЦП значитально отличается :

- при спастической диплегии - 5,4%

- при гиперкенетической форме - 5,0%

- при гемипаретической форме - 1,1 %

Слайд 9. Спастическая диплегия

При спастической диплегии нарушаются функции нижних конечностей. Это самая распространённая форма. Здесь присутствует спастический тетрапарез, нередко диагнозу сопутствует гидроцефалия.

После рождения мышечный тонус ног снижен, но вскоре происходит его смена на спастику. Руки при спастической диплегии поражаются в разной степени — от выраженных изменений до лёгкой неловкости в движении.

Конечно, при такой патологии у подавляющего большинства детей определяется умственная отсталость.

Слайд 10. Гемиплегическая форма

Чаще всего причиной возникновения считается нарушение развития головного мозга. Стоит сказать, что практически невозможно до 4-6 месяца жизни выставить диагноз, поскольку до данного временного отрезка нет симптоматики, которая бы натолкнула на диагноз ДЦП у ребёнка.

Гемиплегия возникает после ишемического инсульта, асфиксии. Если нет судорожного синдрома, нарушения работы рук начинают проявляться только к 4-6 месяцу жизни. Со временем формируется недоразвитие руки и ноги на одной стороне тела. В связи с этим поражённые рука и нога слабые.

Помимо данных симптомов может быть задержка психического развития, нарушаться речь. Гемиплегия может быть двойной и это состояние является очень тяжёлым. Развивается он в связи с массивными повреждениями определённых участков головного мозга. Дети с двойной гемиплегией часто не могут научиться ни стоять, ни ходить. При этом речь и интеллект у большинства не формируются.

11 слайд. Гиперкинетическая форма

Причиной данной формы ДЦП у ребёнка является тяжёлая внутриутробная гипоксия плода, ядерная желтуха, которые поражают базальные ганглии головного мозга. Признаками данной формы являются гиперкинезы, то есть несогласованные резкие хаотичные движения рук и ног, которые пациент не может контролировать. Практически у всех пациентов наблюдаются проблемы с речью и интеллектом.

12 слайд. Атактическая форма

Эта форма ДЦП достаточно редкая. Возникает она при поражении мозжечка вместе с которым бывают поражены и лобные доли мозга. У больных детей настолько понижен мышечный тонус, что они не могут сохранять равновесие не только во время ходьбы, но и в состоянии абсолютного покоя. У них нарушена координация движений, отмечается гиперметрия и выраженное дрожание конечностей.

Они не способны удерживать вертикальное положение. Способностью удерживать и контролировать голову, сидеть, стоять и ходить они овладевают очень медленно либо не овладевают вовсе. В горизонтальном положении мышечный тонус у ребенка резко снижен, при этом в верхних конечностях он выше, чем в нижних. Дети рассматривают кисти рук, но они никогда не проявляют интерес к игрушке и не тянутся к ней ввиду задержки психического развития. Уровень мотивации снижен, к тому же ребенок боится потерять равновесие, поэтому развитие способности осуществлять манипуляции руками существенно задерживается.

По достижении 1,5 – 2 лет такие дети начинают сидеть, ноги при этом они широко разводят в стороны. Со стороны грудного отдела позвоночника наблюдается кифоз. Более или менее устойчивыми в сидячем положении они становятся только по достижении возраста 4 – 6 лет, до наступления этого периода они сидят очень плохо и нестабильно, поскольку их руки не выполняют защитную функцию.

По достижении 4 – 8-летнего возраста дети начинают стоять, но они могут это делать лишь очень короткое время и при наличии поддержки либо опоры. При этом наблюдается повышенное напряжение ног. До 90% детей с этой формой ДЦП отличаются сильным снижением интеллекта, к которому добавляются негативизм, высокая агрессивность и малая эмоциональность. До 50% больных страдают от судорог, нистагма и косоглазия, зрительные нервы часто бывают атрофированы. Речь недоразвита.

13 слайд. Гемипаретическая форма Заболевание возникает вследствие неправильного внутриутробного развития, которое приводит к повреждению головного мозга. При этой форме нарушается работа одного полушария. Следовательно, страдают конечности с одной стороны. Отличительной чертой является то, что при нарушении работы левого полушария снижается двигательная активность рук и ног с правой стороны и наоборот. В тяжелых случаях развивается паралич, то есть полное обездвиживание конечностей.

Причины возникновения гемипаретической формы ДЦП

• Гипоксия, то есть недостаточное количество кислорода.

Инфекции и вирусы: гепатит, сифилис, краснуха, цитомегаловирус.

• Влияние препаратов, которые запрещены в период беременности. Это транквилизаторы, наркотические вещества, некоторые виды антибиотиков, противосудорожные препараты.

• Гемолитическая болезнь. Возникает, если есть несовместимость крови ребенка и матери. Вследствие этого у плода разрушаются эритроциты, задерживается развитие.

В группу риска входят недоношенные дети, дети, рожденные при многоплодной беременности и др.

Гемипаретическая форма: симптомы

Клинические признаки делятся на ранние (до 1 года) и поздние.

Слайд 14 Ранняя симптоматика:

• рефлекс Бабинского на одной из конечностей;

• одна из рук согнута в локте и сжата в кулак;

• ближе к возрасту 1 года – явное преобладание одной руки. Например, ребенок берет игрушку только одной рукой;

• ребенок тяжело учится сидеть, заваливаясь при сидении назад или в бок; косоглазие;

• редко – гомонимная гемианопсия, то есть частичная слепота.

15 слайд Поздние симптомы:

• задержка развития речевых навыков, нарушения речи;

• тяжелый процесс обучения чтению и письму;

• интеллектуальные способности примерно у 25% детей снижены. Как правило, отсталость выражена слабо. Значительные отклонения наблюдаются в тяжелых случаях;

• нарушения походки;

• конечности на пораженной стороне слабо развиты, часто они короче здоровых;

• эпилептические припадки;

• судороги;

• при нарушении развития правого полушария ребенок агрессивен, несдержан.

16 слайд Вывод: Таким образом двигательная способность у детей имеет важное значение для интеллектуального и когнитивного развития.

У детей с церебральными параличами об умственной отсталости могут свидетельствовать следующие проявления:

- отвлеченное мышление недоразвито;

- все психические функции недоразвиты полностью и диффузно. При этом возможно более глубокое недоразвитие именно тех функций, которые типичны для различных форм детского церебрального паралича;

- дети действуют по шаблону, редко используют помощь взрослых;

- детям свойственны подражательность, внушаемость и недостаток самостоятельности при играх и в интеллектуальной деятельности;

- такие дети не переживают по поводу своего дефекта, они некритичны, личностные реакции у них выражены очень слабо;

- динамика интеллектуального развития менее благоприятна, чем у детей с задержкой психического развития.

Прикреплённые файлы:

dcp-i-uo_ls9uo.pptx | 5293,2 Кб
 
Публикации по теме:

«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта«Мир особого ребёнка». Опыт работы по сопровождению ребёнка со сложной структурой дефекта В нашей группе 2 года воспитывалась особенная девочка. Предлагаю Вам познакомиться с нашей работой. Использовала программу дошкольных.

Коллективная работа «Мы, дети, за мир на планете!» Детский мастер-классКоллективная работа «Мы, дети, за мир на планете!» Детский мастер-класс Белый голубь, несущий в клюве оливковую ветвь, с древних времён считался символом Мира на земле. Существует традиция выпускать голубей.

Детский мастер-класс по флористике «Коллективная работа «Осеннее чудо-дерево»Детский мастер-класс по флористике «Коллективная работа «Осеннее чудо-дерево» Во время осенних прогулок проводим повседневные целевые наблюдения за изменениями, которые происходят с деревьями: расцвечивание листьев.

Детский мастер-класс. Коллективная работа по сказке «Два жадных медвежонка»Детский мастер-класс. Коллективная работа по сказке «Два жадных медвежонка» Цели: - закреплять знания у детей о сказке «Два жадных медвежонка»; - учить детей задумывать содержание коллективной работы по сюжету.

Детский мастер-класс. Коллективная работа по сказке «Колосок»Детский мастер-класс. Коллективная работа по сказке «Колосок» Цели: - развивать у детей творческие навыки и коммуникативные умения; - воспитывать интерес к устному народному творчеству; - формировать.

Детский мастер-класс по аппликации «С Днём Победы». Коллективная работаДетский мастер-класс по аппликации «С Днём Победы». Коллективная работа Материалы для детского мастер – класса: шаблон силуэта голубя – символа мира, белая бумага, набор цветной бумаги, готовые заготовки для.

Коллективная работа «Красавица осень». Детский мастер-классКоллективная работа «Красавица осень». Детский мастер-класс Коллективная работа "Красавица-осень". Детский мастер-класс Необходимые материалы и инструменты: • Лист ватмана • Гуашь • Пластилин.

Коллективная работа по лепке на тему «Дорога в детский сад».Коллективная работа по лепке на тему «Дорога в детский сад». В подготовительной группе недавно у нас была тематическая неделя по теме «Безопасность на дорогах». Были проведены разные беседы: «Знаки.

Детский мастер-класс «Коллективная работа «Зимние забавы»Детский мастер-класс «Коллективная работа «Зимние забавы» Коллективная работа «Зимние забавы» Детский мастер-класс Зима испокон веку была сезоном забав, развлечений, состязаний. Связано это.

Развитие самооценки учащихся со сложной структурой дефектаРазвитие самооценки учащихся со сложной структурой дефекта Традиционная «пятибалльная» система не используется при оценивании успехов детей со сложными и множественными нарушениями здоровья. Вообще.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа с детьми со сложной структурой дефекта. Детский церебральный паралич и умственная отсталость
Опубликовано: 25 апреля 2021 в 22:38
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД