Получи документы

Работа социального педагога ОУ по раннему выявлению социального неблагополучия семей воспитанников

Жгутова Татьяна Викторовна
Работа социального педагога ОУ по раннему выявлению социального неблагополучия семей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы

Раннее выявление социально неблагополучных семей - одна из основных форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей.

Работа дошкольного образовательного учреждения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и раннему выявлению семейного неблагополучия, организации работы с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних руководствуется следующей нормативно-правовой базой:

Документы международного уровня:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Декларация прав ребёнка.

Публикация «Работа социального педагога ОУ по раннему выявлению социального неблагополучия семей воспитанников» размещена в разделах

Документы Федерального уровня:

- Семейный кодекс

- Закон «Об образовании» в РФ

-Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№ 120-ФЗ от 24.06.1999.

- Административный кодекс РФ

- «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025года»

Ранняя профилактика неблагополучных семей включает в себя тесное сотрудничество специалистов, работающих с семьей : специалистов КДН и ЗП, опеки и попечительства, участковых инспекторов отдела полиции, психологов, социальных педагогов, заведующих детскими садами, участковых педиатров, воспитателей и др.

Целью данной совместной работы является профилактика семейного неблагополучия. Поэтому основным методом в работе с неблагополучной семьей является социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами.

В семье дети получают свой первый жизненный опыт, и очень важно, в какой семье воспитывается ребенок : в благополучной или неблагополучной.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов в семье:

социально-психологические (семьи с конфликтными отношениями супругов, деформированными ценностными ориентациями);

социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);

медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, несоблюдение санитарно-гигиенических нормам);

социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками, семьи с престарелыми родителями);

психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

•криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи).

Алгоритм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ОУ. Социальным педагогом, воспитателями заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия вновь прибывших детей. На данном этапе работы осуществляется взаимосвязь детского сада с детской поликлиникой, в частности с участковыми врачами и медсестрами. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления и профилактики семейного неблагополучия.

Работая с семьей, важно изучить следующие факторы:

-состав семьи, структуру (полная, неполная, многодетная, в разводе и т. д. ,

-жилищно- бытовые условия;

-материальная обеспеченность;

-воспитательный потенциал семьи;

-характер взаимоотношений в семье.

Основной информацией о воспитаннике и его семье обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Признаки неблагополучия :

Утомленный, сонный вид;

Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия;

неумеренный аппетит;

отставание в психическом и физическом развитии;

чрезмерная потребность в ласке;

проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

признаки физического насилия в семье:

- боязливость ребенка;

-проявление тревоги в форме тиков;

-сосание пальца, раскачивание;

- боязнь идти домой;

-жестокое обращение с животными;

-стремление скрыть причину имеющихся травм на теле.

Формы социально-педагогической помощи семье.

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж.

Он проводится с диагностической, контрольной, адаптационно-реабилитационной и профилактической целью. Во время патронажа выявляются проблемные ситуации, может быть оказана незамедлительная помощь.

Патронаж дает возможность наблюдения за семьей в ее естественных условиях. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов:

-принцип самоопределения семьи;

-принцип добровольности принятия помощи;

-принцип конфедициальности.

Диагностический патронаж проводится для ознакомления с условиями жизни, изучения возможных факторов риска.

Контрольный патронаж проводится с целью оценки состояния семьи и ребенка, изучения динамики проблем.

Адаптационно-реабилитационный патронаж проводится для оказания конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы прежде всего в отношении асоциальных семей. Постоянное наблюдение в какой-то мере дисциплинирует семью, позволяет своевременно выявить возникающие кризисные ситуации.

Еще одна из форм работы с семьей является консультационная беседа.

Наиболее распространенные приемы консультирования:

-внушение;

-убеждение;

-художественные аналогии;

-мини-тренинги и пр.

Социально-педагогический мониторинг семьи- научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников о процессах и событиях семейной жизни (членами семьи по собственной инициативе, так и полученных в ходе организованного исследования (опрос, анкетирование, психологические методики)

Методы работы социального педагога с родителями.

- систематическое разносторонне педагогическое просвещение родителей;

-привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе;

-формирование у родителей потребности в самообразовании.

Работа с родителями осуществляется в двух направлениях:

-с коллективом родителей,

-индивидуально.

ПРИМЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ И ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

1. Принятие плана работы СП ОУ.

2. Выявление неблагополучных семей

3. Изучение причин неблагополучия семьи

4. Ведение картотеки неблагополучных семей

5. Консультации для педагогов

6. Консультации для родителей

7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей»

8. Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей

9. Заседание СП с приглашением родителей из неблагополучных семей

10. Патронажи в неблагополучные семьи

11. Сотрудничество с социальными партнерами

(органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, ОП, специалистами поселковой администрации и др.

12. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей

13. Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи

14. Совместная деятельность с администрацией школы по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ОУ в целях преемственности и непрерывного социально-педагогического сопровождения.

15. Анализ работы с неблагополучными семьями.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

Публикации по теме:

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Аналитическая справка «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями» Согласно годового плана работы МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» в дошкольном учреждении был проведен тематический контроль по теме: «Эффективность.

Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик»Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик» Направление «Психотерапевтическая коррекция». Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Задачи: 1. Развивать.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играмКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играм Для дошкольника сюжетно-ролевая игра – это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. В игре проявляются интеллект, азарт,.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участкаКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участка Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного.

Перспективно-тематическое планирование по познанию предметного и социального мира, освоению безопасного мира НОД Познание предметного и социального мира/ Освоение безопасного мира Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя СоциализацияТема:.

Подготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть IПодготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть I Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, которая обеспечивает устойчивый.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа социального педагога ОУ по раннему выявлению социального неблагополучия семей воспитанников
Опубликовано: 29 марта 2020 в 21:33
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Работа социального педагога ОУ по раннему выявлению социального неблагополучия семей воспитанников» (включая файлы) размещена пользователем Жгутова Татьяна Викторовна (УИ 2153321) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД