Жгутова Татьяна Викторовна
Работа социального педагога ОУ по раннему выявлению социального неблагополучия семей воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Раннее выявление социально неблагополучных семей - одна из основных форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей.
Работа дошкольного образовательного учреждения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и раннему выявлению семейного неблагополучия, организации работы с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних руководствуется следующей нормативно-правовой базой:
Документы международного уровня:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Декларация прав ребёнка.
Публикация «Работа социального педагога ОУ по раннему выявлению социального неблагополучия семей воспитанников» размещена в разделах
Документы Федерального уровня:
- Семейный кодекс
- Закон «Об образовании» в РФ
-Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№ 120-ФЗ от 24.06.1999.
- Административный кодекс РФ
- «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025года»
Ранняя профилактика неблагополучных семей включает в себя тесное сотрудничество специалистов, работающих с семьей : специалистов КДН и ЗП, опеки и попечительства, участковых инспекторов отдела полиции, психологов, социальных педагогов, заведующих детскими садами, участковых педиатров, воспитателей и др.
Целью данной совместной работы является профилактика семейного неблагополучия. Поэтому основным методом в работе с неблагополучной семьей является социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами.
В семье дети получают свой первый жизненный опыт, и очень важно, в какой семье воспитывается ребенок : в благополучной или неблагополучной.
Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов в семье:
•социально-психологические (семьи с конфликтными отношениями супругов, деформированными ценностными ориентациями);
•социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);
•медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, несоблюдение санитарно-гигиенических нормам);
•социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками, семьи с престарелыми родителями);
•психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);
•криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи).
Алгоритм выявления неблагополучных семей
Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ОУ. Социальным педагогом, воспитателями заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия вновь прибывших детей. На данном этапе работы осуществляется взаимосвязь детского сада с детской поликлиникой, в частности с участковыми врачами и медсестрами. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления и профилактики семейного неблагополучия.
Работая с семьей, важно изучить следующие факторы:
-состав семьи, структуру (полная, неполная, многодетная, в разводе и т. д. ,
-жилищно- бытовые условия;
-материальная обеспеченность;
-воспитательный потенциал семьи;
-характер взаимоотношений в семье.
Основной информацией о воспитаннике и его семье обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.
Признаки неблагополучия :
Утомленный, сонный вид;
Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия;
неумеренный аппетит;
отставание в психическом и физическом развитии;
чрезмерная потребность в ласке;
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
признаки физического насилия в семье:
- боязливость ребенка;
-проявление тревоги в форме тиков;
-сосание пальца, раскачивание;
- боязнь идти домой;
-жестокое обращение с животными;
-стремление скрыть причину имеющихся травм на теле.
Формы социально-педагогической помощи семье.
Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж.
Он проводится с диагностической, контрольной, адаптационно-реабилитационной и профилактической целью. Во время патронажа выявляются проблемные ситуации, может быть оказана незамедлительная помощь.
Патронаж дает возможность наблюдения за семьей в ее естественных условиях. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов:
-принцип самоопределения семьи;
-принцип добровольности принятия помощи;
-принцип конфедициальности.
Диагностический патронаж проводится для ознакомления с условиями жизни, изучения возможных факторов риска.
Контрольный патронаж проводится с целью оценки состояния семьи и ребенка, изучения динамики проблем.
Адаптационно-реабилитационный патронаж проводится для оказания конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.
Регулярные патронажи необходимы прежде всего в отношении асоциальных семей. Постоянное наблюдение в какой-то мере дисциплинирует семью, позволяет своевременно выявить возникающие кризисные ситуации.
Еще одна из форм работы с семьей является консультационная беседа.
Наиболее распространенные приемы консультирования:
-внушение;
-убеждение;
-художественные аналогии;
-мини-тренинги и пр.
Социально-педагогический мониторинг семьи- научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.
Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников о процессах и событиях семейной жизни (членами семьи по собственной инициативе, так и полученных в ходе организованного исследования (опрос, анкетирование, психологические методики)
Методы работы социального педагога с родителями.
- систематическое разносторонне педагогическое просвещение родителей;
-привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе;
-формирование у родителей потребности в самообразовании.
Работа с родителями осуществляется в двух направлениях:
-с коллективом родителей,
-индивидуально.
ПРИМЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ И ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.
1. Принятие плана работы СП ОУ.
2. Выявление неблагополучных семей
3. Изучение причин неблагополучия семьи
4. Ведение картотеки неблагополучных семей
5. Консультации для педагогов
6. Консультации для родителей
7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей»
8. Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей
9. Заседание СП с приглашением родителей из неблагополучных семей
10. Патронажи в неблагополучные семьи
11. Сотрудничество с социальными партнерами
(органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, ОП, специалистами поселковой администрации и др.
12. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей
13. Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи
14. Совместная деятельность с администрацией школы по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ОУ в целях преемственности и непрерывного социально-педагогического сопровождения.
15. Анализ работы с неблагополучными семьями.
С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.