МААМ-картинки

Работа социального педагога ОУ по раннему выявлению социального неблагополучия семей воспитанников

Жгутова Татьяна Викторовна
Работа социального педагога ОУ по раннему выявлению социального неблагополучия семей воспитанников

Раннее выявление социально неблагополучных семей - одна из основных форм профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних детей.

Работа дошкольного образовательного учреждения по профилактике безнадзорности несовершеннолетних и раннему выявлению семейного неблагополучия, организации работы с родителями по вопросам правовой ответственности и воспитания несовершеннолетних руководствуется следующей нормативно-правовой базой:

Документы международного уровня:

- Конвенция о правах ребёнка;

- Декларация прав ребёнка.

Публикация «Работа социального педагога ОУ по раннему выявлению социального неблагополучия семей воспитанников» размещена в разделах

Документы Федерального уровня:

- Семейный кодекс

- Закон «Об образовании» в РФ

-Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»№ 120-ФЗ от 24.06.1999.

- Административный кодекс РФ

- «Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025года»

Ранняя профилактика неблагополучных семей включает в себя тесное сотрудничество специалистов, работающих с семьей : специалистов КДН и ЗП, опеки и попечительства, участковых инспекторов отдела полиции, психологов, социальных педагогов, заведующих детскими садами, участковых педиатров, воспитателей и др.

Целью данной совместной работы является профилактика семейного неблагополучия. Поэтому основным методом в работе с неблагополучной семьей является социальный патронаж, предполагающий постоянный доверительный контакт членов различных ведомств с неблагополучной семьей, сбор точной объективной информации о семье и создание эффективного взаимодействия между различными учреждениями и ведомствами.

В семье дети получают свой первый жизненный опыт, и очень важно, в какой семье воспитывается ребенок : в благополучной или неблагополучной.

Определить семейное неблагополучие позволяет наличие следующих факторов в семье:

социально-психологические (семьи с конфликтными отношениями супругов, деформированными ценностными ориентациями);

социально-экономические (низкий материальный уровень жизни, нерегулярные доходы, плохие жилищные условия);

медико-социальные (инвалидность или хронические заболевания членов семьи, несоблюдение санитарно-гигиенических нормам);

социально-демографические (неполная, многодетная семья, семьи с повторными браками, семьи с престарелыми родителями);

психолого-педагогические (семьи с низким общеобразовательным уровнем, педагогически некомпетентные родители);

•криминальные (алкоголизм, наркомания, аморальный образ жизни, семейное насилие, наличие судимых членов семьи).

Алгоритм выявления неблагополучных семей

Выявление неблагополучия в семьях воспитанников ОУ связано с выявлением факторов социального риска. Ежегодно в начале учебного года создается банк данных детей, посещающих ОУ. Социальным педагогом, воспитателями заполняются карты воспитанников, составляется социальный паспорт ОУ. Выявляются социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессия вновь прибывших детей. На данном этапе работы осуществляется взаимосвязь детского сада с детской поликлиникой, в частности с участковыми врачами и медсестрами. Эти данные позволяют спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей. С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления и профилактики семейного неблагополучия.

Работая с семьей, важно изучить следующие факторы:

-состав семьи, структуру (полная, неполная, многодетная, в разводе и т. д. ,

-жилищно- бытовые условия;

-материальная обеспеченность;

-воспитательный потенциал семьи;

-характер взаимоотношений в семье.

Основной информацией о воспитаннике и его семье обладает воспитатель в группе, который ежедневно работает с детьми и по внешнему виду ребенка и по его поведению выявляет признаки неблагополучия.

Признаки неблагополучия :

Утомленный, сонный вид;

Неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия;

неумеренный аппетит;

отставание в психическом и физическом развитии;

чрезмерная потребность в ласке;

проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

признаки физического насилия в семье:

- боязливость ребенка;

-проявление тревоги в форме тиков;

-сосание пальца, раскачивание;

- боязнь идти домой;

-жестокое обращение с животными;

-стремление скрыть причину имеющихся травм на теле.

Формы социально-педагогической помощи семье.

Одна из форм работы социального педагога с семьей - социальный патронаж.

Он проводится с диагностической, контрольной, адаптационно-реабилитационной и профилактической целью. Во время патронажа выявляются проблемные ситуации, может быть оказана незамедлительная помощь.

Патронаж дает возможность наблюдения за семьей в ее естественных условиях. Проведение патронажа требует соблюдения ряда этических принципов:

-принцип самоопределения семьи;

-принцип добровольности принятия помощи;

-принцип конфедициальности.

Диагностический патронаж проводится для ознакомления с условиями жизни, изучения возможных факторов риска.

Контрольный патронаж проводится с целью оценки состояния семьи и ребенка, изучения динамики проблем.

Адаптационно-реабилитационный патронаж проводится для оказания конкретной образовательной, посреднической, психологической помощи.

Регулярные патронажи необходимы прежде всего в отношении асоциальных семей. Постоянное наблюдение в какой-то мере дисциплинирует семью, позволяет своевременно выявить возникающие кризисные ситуации.

Еще одна из форм работы с семьей является консультационная беседа.

Наиболее распространенные приемы консультирования:

-внушение;

-убеждение;

-художественные аналогии;

-мини-тренинги и пр.

Социально-педагогический мониторинг семьи- научно обоснованная система периодического сбора, обобщения и анализа социально-педагогической информации о процессах, протекающих в семье, и принятие на этой основе стратегических и тактических решений.

Сущность социально-педагогического мониторинга семьи состоит в комплексном использовании всех источников о процессах и событиях семейной жизни (членами семьи по собственной инициативе, так и полученных в ходе организованного исследования (опрос, анкетирование, психологические методики)

Методы работы социального педагога с родителями.

- систематическое разносторонне педагогическое просвещение родителей;

-привлечение родителей к активному участию в образовательном процессе;

-формирование у родителей потребности в самообразовании.

Работа с родителями осуществляется в двух направлениях:

-с коллективом родителей,

-индивидуально.

ПРИМЕРНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РАБОТЕ С НЕБЛАГОПОЛУЧНЫМИ СЕМЬЯМИ И ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЯ ПРАВ ДЕТЕЙ В СЕМЬЕ.

1. Принятие плана работы СП ОУ.

2. Выявление неблагополучных семей

3. Изучение причин неблагополучия семьи

4. Ведение картотеки неблагополучных семей

5. Консультации для педагогов

6. Консультации для родителей

7. Разработка и распространение памяток для родителей; оформление стендовой информации; групповых папок на тему «Права детей»

8. Оформление информационной папки с телефонами и адресами социальных служб по охране прав детей

9. Заседание СП с приглашением родителей из неблагополучных семей

10. Патронажи в неблагополучные семьи

11. Сотрудничество с социальными партнерами

(органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, ОП, специалистами поселковой администрации и др.

12. Ежедневный осмотр и беседа с детьми из неблагополучных семей

13. Совместная деятельность с родительской общественностью и родительским комитетом по выявлению неблагополучных семей и оказанию им посильной помощи

14. Совместная деятельность с администрацией школы по передаче необходимой информации о неблагополучных семьях выпускников ОУ в целях преемственности и непрерывного социально-педагогического сопровождения.

15. Анализ работы с неблагополучными семьями.

С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей воспитателями, педагогом-психологом и социальным педагогом ОУ проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, включение их в деятельность ОУ. Привлечение родителей к созданию развивающей среды в группе, участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей помогает налаживанию психологического контакта. Работая во взаимодействии со специалистами системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, социальный педагог ОУ формирует и реализует систему оказания комплексной помощи семье в оптимизации социального неблагополучия.

Публикации по теме:

«Осуществление интеграции разных видов детской деятельности через реализацию социального проекта «Мама — солнышко лучистое». Наш детский сад ведет большую работу по реализации ФГОС в образовательном процессе. Я, считаю, что данную работу лучше осуществлять через.

Раннее выявление социального неблагополучия семьи в ДОУ. Организация работы в ДОУ с неблагополучными семьями Российское законодательство регулирует вопросы по социальной защите прав несовершеннолетних, основываясь на нормах международного права.

Аналитическая справка «Эффективность работы педагогов в рамках внедрения модели социального партнерства ДОО с родителями» Согласно годового плана работы МБДОУ «Излучинский ДСКВ «Сказка» в дошкольном учреждении был проведен тематический контроль по теме: «Эффективность.

Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик»Цели и задачи реализуемых направлений социального проекта для гиперактивных детей с ОВЗ «Шустрик» Направление «Психотерапевтическая коррекция». Цель: Коррекция психической деятельности учащихся с дефицитом внимания. Задачи: 1. Развивать.

Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения в ДОУ Доклад на тему: Организация системы социального сопровождения семей группы риска социально опасного положения, воспитывающих детей дошкольного.

Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаФотоотчет Социального проекта семейной студии художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Фотоотчет Социального проекта семейной студии художественно - эстетического развития детей дошкольного возраста «Раз-ладошка, два - ладошка».

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играмКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Атрибуты к сюжетно-ролевым играм Для дошкольника сюжетно-ролевая игра – это естественное состояние внутреннего мира и внешнего поведения. В игре проявляются интеллект, азарт,.

Консультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участкаКонсультация для воспитателей «Организация социального партнерства с семьями воспитанников». Оформление зимнего участка Взаимодействие детского сада и семьи является одним из приоритетных направлений в работе в свете внедрения федерального государственного.

Перспективно-тематическое планирование по познанию предметного и социального мира, освоению безопасного мира НОД Познание предметного и социального мира/ Освоение безопасного мира Сентябрь НОД Программное содержание Литература 1-я неделя СоциализацияТема:.

Подготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть IПодготовка молодых специалистов в рамках социального партнерства ДОО и педагогического колледжа. Часть I Дошкольное образовательное учреждение сегодня рассматривается не просто как детский сад, а как организация, которая обеспечивает устойчивый.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Работа социального педагога ОУ по раннему выявлению социального неблагополучия семей воспитанников
Опубликовано: 29 марта 2020 в 21:33
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД