наталья легусова
Работа воспитателя по адаптации к детскому саду младших дошкольников с общим недоразвитием речи.
▼ Скачать + Заказать документы
Современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания на ранних этапах развития. Для получения психолого-коррекционной помощи родители чаще всего обращаются в коррекционные детские сады. Когда наступает момент расставания с родителями и началом посещения детского сада, у ребёнка возникает отказ от его посещения. Нередко предчувствие разлуки несёт за собой возникновение различных болезненных расстройств (головные боли, тошнота, рвота). В некоторых случаях возникают вспышки раздражения с плачем.
Публикация «Работа воспитателя по адаптации к детскому саду младших дошкольников с общим недоразвитием речи,» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Посещения детского сада один из наиболее важных этапов в жизни ребёнка. С одной стороны – это разлука с мамой, образовательная нагрузка в дошкольном учреждении, с другой стороны домашний ребёнок привыкает к условиям коррекционной группы логопедического детского сада. В связи с этим необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребёнка к условиям детского сада прошёл как можно мягче. Процесс адаптации к новым условиям детей младшего дошкольного возраста является предметом изучения многих психологов, педагогов, психиатров и социологов: Н. М. Аскарина, И. М. Щелованова; М. И. Лисиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской; Е. О. Смирновой; Е. А. Стребелевой; Г. М. Ляминой. В исследованиях этих авторов определено, что адаптационные возможности ребёнка младшего дошкольного возраста ограничены. Когда ребёнок впервые приходит в детский сад, происходит серьёзная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжёлыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребёнка.
Для ребёнка, не посещавшего детское учреждение, непривычно всё : отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребёнка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.
Нарушения речевого развития у детей ещё больше затрудняют формирование навыков общения с взрослыми и сверстниками. Перед воспитателем группы детей с нарушениями речи остро стоит задача – максимально облегчить процесс адаптации ребёнка с речевыми проблемами в рамках коррекционно-логопедической работы.
Настоящее исследование посвящено детям с общим недоразвитием речи, воспитывающимся в специальном дошкольном образовательном учреждении. В дошкольных учреждениях чаще можно встретить детей младшего возраста с ОНР I и II уровня. I уровень характеризуется полным или почти полным отсутствием речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети имеют скудный активный словарь, пользуются лепетными словами, звукоподражаниями и звуковыми комплексами. Эти звуковые комплексы, образованные самими детьми и непонятные для окружающих, подкрепляются мимикой и жестами. 2-й уровень речевого развития (начатки общеупотребительной речи) характеризуется тем, что речевые возможности детей возрастают. Кроме жестов и лепетных слов появляются, хотя и очень искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.
Высказывания детей бедны, ребенок обычно ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Тем не менее, активный словарь расширяется, становится довольно разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, а нередко и качества.
Таким образом, в литературе достаточно подробно представлены особенности речевого развития и процесс коррекции речевых нарушений у детей с ОНР, а проблема адаптации детей с ОНР к условия СДОУ недостаточно широко освещена.
Настоящее исследование посвящено проблеме организации работы воспитателя по адаптации детей, имеющих общее недоразвитие речи, которое являлось бы дополнением коррекционной работе логопеда ДОУ в развитии лексики этих детей.
Использование воспитателем системных индивидуально направленных форм и методов работы в дополнение к работе специалистов детского сада, а также взаимодействие с семьей может способствовать эффективной адаптации детей, имеющих общее недоразвитие речи.
Проведенное исследование позволило определить принципиальный подход к организации эффективного процесса адаптации ребенка к условиям детского сада.
Для проведения практической части исследования по рекомендации логопеда ДОУ были отобраны дети с ОНР, составившие экспериментальную группу. В исследовании был установлен сниженный уровень адаптации к условиям детского сада. Такое снижение, констатированное нами, что является одним из характерных признаков ОНР.
Проведена работа по адаптации с использованием различных форм и методов вне коррекционной работы.
Контрольное обследование адаптации у детей экспериментальной группы на основе показателей, аналогичных констатирующему этапу эксперимента, позволило выявить изменения в состоянии адаптированности детей. Анализ и сравнение данных контрольного и констатирующего экспериментов свидетельствует, что проведенная в формирующем эксперименте работа по адаптации оказалась эффективной применительно к детям, имеющим общее недоразвитие речи.
Логопед ДОУ оценила результаты проведенной экспериментальной работы высоко, отметив общую положительную динамику состояния речи детей.
Практическим итогом являются следующие рекомендации, выработанные совместно с коллективом СДОУ в ходе исследования.
Адаптация ребенка с ЗРР к детскому саду будет проходить успешно, если осуществляется:
• Взаимосвязь работы воспитателя с родителями в до адаптационный и адаптационный периоды.
Учитывая рекомендации педагога, родители готовят ребёнка к поступлению в детский сад в летний период, следуют рекомендациям логопеда в течение учебного года.
• Индивидуальный подходе к детям
Учитывая степень адаптации каждого ребёнка, строится индивидуальная коррекционная работа.
• Взаимосвязь воспитателя с логопедом группы и специалистами детского сада
В период адаптации деятельность всех педагогов и специалистов дошкольного учреждения должна быть направлена на достижение общего результата – помочь детям привыкнуть к условиям детского сада.
Полученные в результате исследования данные могут быть использованы при работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, а также с детьми, имеющими нормальное речевое развитие.
Эта работа может быть полезна как сотрудникам детского сада : методисту, логопеду, дефектологу, медицинскому персоналу, психологу, воспитателю; так и родителям детей с ОНР.
Настоящее исследование предполагает дальнейшее развитие и расширение возможных методов и приемов, способствующих решению задачи адаптации к детскому саду детей с общим недоразвитием речи.
Гипотеза об эффективности использования индивидуально направленных форм и методов работы воспитателя по адаптации детей, имеющих общее недоразвитие речи, подтвердилась.
• Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2004.
• Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей/ О. Г. Заводчикова. – М. : Просвещение 2007
• Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практическое пособие/ Н. В. Кирюхина - 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2006
• Томашевская Л. В., Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду – СПб., : Детство-Пресс, 2012. – 96 с.