Папки-передвижки

Работа воспитателя по адаптации к детскому саду младших дошкольников с общим недоразвитием речи.

наталья легусова
Работа воспитателя по адаптации к детскому саду младших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитания на ранних этапах развития. Для получения психолого-коррекционной помощи родители чаще всего обращаются в коррекционные детские сады. Когда наступает момент расставания с родителями и началом посещения детского сада, у ребёнка возникает отказ от его посещения. Нередко предчувствие разлуки несёт за собой возникновение различных болезненных расстройств (головные боли, тошнота, рвота). В некоторых случаях возникают вспышки раздражения с плачем.

Публикация «Работа воспитателя по адаптации к детскому саду младших дошкольников с общим недоразвитием речи,» размещена в разделах

Посещения детского сада один из наиболее важных этапов в жизни ребёнка. С одной стороны – это разлука с мамой, образовательная нагрузка в дошкольном учреждении, с другой стороны домашний ребёнок привыкает к условиям коррекционной группы логопедического детского сада. В связи с этим необходимо проявить максимум усилий, чтобы процесс адаптации у ребёнка к условиям детского сада прошёл как можно мягче. Процесс адаптации к новым условиям детей младшего дошкольного возраста является предметом изучения многих психологов, педагогов, психиатров и социологов: Н. М. Аскарина, И. М. Щелованова; М. И. Лисиной, Р. В. Тонковой-Ямпольской; Е. О. Смирновой; Е. А. Стребелевой; Г. М. Ляминой. В исследованиях этих авторов определено, что адаптационные возможности ребёнка младшего дошкольного возраста ограничены. Когда ребёнок впервые приходит в детский сад, происходит серьёзная перестройка всех его отношений с людьми, ломка привычных форм жизни. Эта резкая смена условий существования может сопровождаться тяжёлыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, а нередко сказывается и на здоровье ребёнка.

Для ребёнка, не посещавшего детское учреждение, непривычно всё : отсутствие близких, присутствие незнакомых взрослых, большое количество детей, новый распорядок дня и т. п. Обращение персонала с детьми также резко отличается от того, к которому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребёнка из равновесия и нередко вызывает у него бурные реакции.

Нарушения речевого развития у детей ещё больше затрудняют формирование навыков общения с взрослыми и сверстниками. Перед воспитателем группы детей с нарушениями речи остро стоит задача – максимально облегчить процесс адаптации ребёнка с речевыми проблемами в рамках коррекционно-логопедической работы.

Настоящее исследование посвящено детям с общим недоразвитием речи, воспитывающимся в специальном дошкольном образовательном учреждении. В дошкольных учреждениях чаще можно встретить детей младшего возраста с ОНР I и II уровня. I уровень характеризуется полным или почти полным отсутствием речи в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети имеют скудный активный словарь, пользуются лепетными словами, звукоподражаниями и звуковыми комплексами. Эти звуковые комплексы, образованные самими детьми и непонятные для окружающих, подкрепляются мимикой и жестами. 2-й уровень речевого развития (начатки общеупотребительной речи) характеризуется тем, что речевые возможности детей возрастают. Кроме жестов и лепетных слов появляются, хотя и очень искаженные, но достаточно постоянные общеупотребительные слова.

Высказывания детей бедны, ребенок обычно ограничивается перечислением непосредственно воспринимаемых предметов и действий. Тем не менее, активный словарь расширяется, становится довольно разнообразным, в нем различаются слова, обозначающие предметы, действия, а нередко и качества.

Таким образом, в литературе достаточно подробно представлены особенности речевого развития и процесс коррекции речевых нарушений у детей с ОНР, а проблема адаптации детей с ОНР к условия СДОУ недостаточно широко освещена.

Настоящее исследование посвящено проблеме организации работы воспитателя по адаптации детей, имеющих общее недоразвитие речи, которое являлось бы дополнением коррекционной работе логопеда ДОУ в развитии лексики этих детей.

Использование воспитателем системных индивидуально направленных форм и методов работы в дополнение к работе специалистов детского сада, а также взаимодействие с семьей может способствовать эффективной адаптации детей, имеющих общее недоразвитие речи.

Проведенное исследование позволило определить принципиальный подход к организации эффективного процесса адаптации ребенка к условиям детского сада.

Для проведения практической части исследования по рекомендации логопеда ДОУ были отобраны дети с ОНР, составившие экспериментальную группу. В исследовании был установлен сниженный уровень адаптации к условиям детского сада. Такое снижение, констатированное нами, что является одним из характерных признаков ОНР.

Проведена работа по адаптации с использованием различных форм и методов вне коррекционной работы.

Контрольное обследование адаптации у детей экспериментальной группы на основе показателей, аналогичных констатирующему этапу эксперимента, позволило выявить изменения в состоянии адаптированности детей. Анализ и сравнение данных контрольного и констатирующего экспериментов свидетельствует, что проведенная в формирующем эксперименте работа по адаптации оказалась эффективной применительно к детям, имеющим общее недоразвитие речи.

Логопед ДОУ оценила результаты проведенной экспериментальной работы высоко, отметив общую положительную динамику состояния речи детей.

Практическим итогом являются следующие рекомендации, выработанные совместно с коллективом СДОУ в ходе исследования.

Адаптация ребенка с ЗРР к детскому саду будет проходить успешно, если осуществляется:

• Взаимосвязь работы воспитателя с родителями в до адаптационный и адаптационный периоды.

Учитывая рекомендации педагога, родители готовят ребёнка к поступлению в детский сад в летний период, следуют рекомендациям логопеда в течение учебного года.

• Индивидуальный подходе к детям

Учитывая степень адаптации каждого ребёнка, строится индивидуальная коррекционная работа.

• Взаимосвязь воспитателя с логопедом группы и специалистами детского сада

В период адаптации деятельность всех педагогов и специалистов дошкольного учреждения должна быть направлена на достижение общего результата – помочь детям привыкнуть к условиям детского сада.

Полученные в результате исследования данные могут быть использованы при работе с детьми, имеющими различные речевые нарушения, а также с детьми, имеющими нормальное речевое развитие.

Эта работа может быть полезна как сотрудникам детского сада : методисту, логопеду, дефектологу, медицинскому персоналу, психологу, воспитателю; так и родителям детей с ОНР.

Настоящее исследование предполагает дальнейшее развитие и расширение возможных методов и приемов, способствующих решению задачи адаптации к детскому саду детей с общим недоразвитием речи.

Гипотеза об эффективности использования индивидуально направленных форм и методов работы воспитателя по адаптации детей, имеющих общее недоразвитие речи, подтвердилась.

• Волосовец Т. В. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – М., 2004.

• Заводчикова О. Г. Адаптация ребенка в детском саду : взаимодействие дошк. образоват. учреждения и семьи: пособие для воспитателей/ О. Г. Заводчикова. – М. : Просвещение 2007

• Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ : практическое пособие/ Н. В. Кирюхина - 2-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2006

• Томашевская Л. В., Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду – СПб., : Детство-Пресс, 2012. – 96 с.

Публикации по теме:

Формирование интонационной стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи при чтении сказок Интонация в словах –это красок море Ею можно выражать радость, трепет, горе Без нее слова пусты, знают даже дети Без нее мы видим все в.

Формирование навыков словообразования у старших дошкольников с общим недоразвитием речи посредством игровой деятельности В современных условиях функционирования и развития системы образования как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и.

Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи Доклад к семинару «Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с общим недоразвитием речи» Провела: учитель – логопед Колпакова.

Особенности формирования грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи Введение: Усвоение ребенком грамматического строя речи — сложный, многоуровневый процесс, которые связан с работой коры головного мозга.

Использование игр с мячом в работе по формированию навыков словообразования у дошкольников с общим недоразвитием речи Развитие грамматического строя речи является одной из основных задач коррекционного обучения, так как при ОНР формирование грамматического.

Логопедическая работа по формированию слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи Среди разнообразных задач специального обучения в детском саду особое место должно быть отведено овладению звуковой и слоговой структурой.

Особенности этикетного общения дошкольников с общим недоразвитием речи Особенности этикетного общения дошкольников с общим недоразвитием речи Шмоткина А. И. воспитатель, МБДОУ ДС №67 «Аистенок», г. Старый Оскол.

Познавательный маршрут в социально-коммуникативном развитии дошкольников с общим недоразвитием речи Аннотация. В статье представлена модель педагогического руководства социально-коммуникативным развитием детей, посещающих компенсирующие.

Работа учителя-логопеда по формированию лексического запаса у детей с общим недоразвитием речи общее недоразвитие речи -это нарушение,при котором у ребенка с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом оказываются несформированными.

Развитие лексики у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня Развитие речи – это обязательная составная часть общего воспитания дошкольника, оно тесно связано с развитием познавательных и умственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа воспитателя по адаптации к детскому саду младших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Опубликовано: 15 сентября 2017 в 09:44
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД