Получи документы

Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Елена Подгалая
Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Актуальность:

Наблюдая за детьми,я пришла к выводу, что театральная деятельность помогает им раскрепоститься, формирует коммуникативные умения, повышает самооценку, развивает речь, эмоциональную сферу и просто вносит яркое незабываемое разнообразие в повседневную жизнь, обогащает внутренний мир. Ребёнок не всегда в состоянии ответить то, что ожидает услышать взрослый, а может в его видении окружающий мир совершенно особенный, ни на чей другой не похожий. Важно создать в детском коллективе атмосферу свободного выражения чувств и мыслей, разбудить фантазию детей, попытаться максимально реализовать их способности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны. Ее тематика практически не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии, через образы, краски, звуки, а так же активизирует словарь, совершенствуется звуковая культура речи.

Публикация «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребёнка.

Самым популярным и увлекательным направлением в дошкольном воспитании является театрализованная деятельность. С точки зрения педагогической привлекательности можно говорить об универсальности, пробуждает в ребёнке способность размышлять о мире, о себе, об ответственности за свои поступки.

Цель:

Совершенствование эстетического воспитания через развитие личностной культуры ребёнка и формирование всесторонне-развитой личности

Задачи:

• Побуждать в душе каждого ребёнка чувство прекрасного и прививать любовь к искусству

Формировать потребность у детей духовно обогащаться через театрализованную деятельность

• Развивать формирование простых навыков творческого воображения дошкольников через различные виды театрализованной деятельности

• Совершенствовать артистические навыки детей.

• Побуждать в детях способности живо представлять себе происходящее, горячо сочувствовать, сопереживать

• Развивать познавательные способности у детей.

• Развивать творческое воображение

• Развивать творческое мышление, коммуникативные навыки

Форма и методы реализации :

• Игры- драматизации.

• Упражнения для социально- эмоционального развития.

• Коррекционно - развивающие игры.

• Упражнения по дикции.

• Задания для развития речевой интонационной выразительности.

• Ритмические минутки (логоритмика).

• Пальчиковый игро-тренинг для развития моторики рук, необходимый для свободного кукло-вождения.

• Отдельные упражнения по этике во время драматизаций.

• Репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и

инсценировок.

Предполагаемый результат:

Для детей :

Сформированность духовно-богатой личности ребёнка.

• Сфомированность творческого потенциала, активной, самостоятельной, эмоционально-отзывчивой, социально - компетентной и развивающей личности.

Сформированность умения выражать своё понимание

сюжета игры и характера персонажа (в движении, игре)

Сформированность нравственно-коммуникативных и

волевых качеств (общительность, вежливость, доброта)

• Развитие у детей инициативы, сообразительности,

самостоятельности.

• Развитие духовно-богатой личности ребенка, как

активного участника проекта.

• Развитие желания придумать, рассказать сказку, историю.

Для родителей:

• Получение возможности наблюдать за своими детьми, что дает возможность лучше разобраться в вопросах развития ребёнка.

Формирование более высокой оценки достижения своих детей и гордость за них.

• Развитие более глубокое понимание процесса обучения детей дошкольного возраста.

• Возникновение доверия к воспитателям и другим сотрудникам детского сада.

Принципы реализации опыта:

В процессе работы нами были определены основные принципы, которые легли в основу исследования:

• Принцип направленности. Мы учитываем, что цели и задачи нашей работы строятся на единой концепции государственной политики в области дошкольного образования.

• Принцип системности и последовательности. Начиная с раннего дошкольного возраста «учу-играя», прививая знания, умения и навыки на практике.

• Принцип доступности. Опираясь на него, мы учитываем возрастные особенности, потребности, интересы, уровень подготовленности детей, их небольшой жизненный опыт.

• Принцип наглядности обучения. Мы продумываем: дидактические цели исследования наглядности, методику показа, количество наглядности и последовательности демонстрации, сочетание определенных видов наглядности, включение детей в анализ наблюдения объектов, соблюдение требований культуры показа и к оформлению наглядности.

• Принцип интегрированного подхода.

• Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Определяем ведущие цели обучения: познавательную, воспитательную, развивающую.

• Принцип прочности. Все сформированные умения и навыки применяем на практике, осуществляя индивидуально - дифференцированный подход.

Модель реализации опыта:

Направления работы

1. Работа с детьми

1. Игры-занятия, беседы с детьми познавательного характера.

2. Диагностика уровня готовности восприятия материала по театрализации с целью отслеживания динамики развития детей по всем поставленным задачам.

3. Посещение детьми театров.

4. Просмотр кукольных театров и работа по ним.

5. Проведение игр- превращений (учимся владеть собой)

6. Чтение художественной и познавательной литературы.

7. Продуктивная деятельность детей.

8. Инсценировки и театрализации на тему «Сказки»

9. Подвижные, дидактические,имитационные игры, игры-путешествия.

10. Театрализованно-познавательные праздники.

2. Сотрудничество с родителями

1. Изготовление элементов костюмов, масок.

2. Изготовление декораций для театрализованной деятельности.

3. Помощь в изготовлении различных видов театра.

4. Оказание помощи в приобретении дидактических игр, детской художественной литературы, книжек- раскрасок, аудио- видео для детей.

5. Приобретение оборудования для занятий и свободного творчества детей (цветная бумага, альбомы, картон, цветные карандаши, краски, кисточки и т. д.)

6. Изготовление панно по сказкам, устанавливание и закрепление атрибутов.

7. Участие в подготовках к праздникам (пошив костюмов и тд).

8. Оказание помощи в оборудовании и обновлении комнаты сказок.

9. Участие в конкурсах поделок, игрушек, макетов на различные темы, например «Новогодние чудеса в сказке», «Сочиняем сказку», макеты по ознакомлению с народной культурой.

10. Участие в театрализованных постановках «Без воды нет жизни».

11. Участие в совместных театрализованных постановках (родители - дети - педагог).

12. Посещение занятий.

13. Родительское собрание.

14. Организация выставок творческих работ детей.

Методическое сопровождение

1. Организация предметно-развивающей среды, связанной с театрализацией воспитательно-образовательного процесса и всех режимных моментов.

2. Картотека дидактических игр по теме: «Театр»

3. Методическое сопровождение (магнитофон, компьютер, мультимидийная система)

4. Подборка художественной литературы для театрализованных представлений

5. Подборка литературы познавательного характера.

6. Конспекты театрализованных представлений.

7. Сценарии досугов и развлечений театрализованного характера

8. Консультационный материал для педагогов

9. Консультационный материал для родителей

Этапы развития:

1. Организационный

1. Участие в курсах повышения квалификации в целях повышения профессиональной компетентности по теме: «Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста»

2. Подбор литературы по проблеме исследования

3. Анализ литературы

4. Подбор дидактических игр по коррекции речевого развития

5. Подбор дидактических упражнений по развитию коммуникативных способностей

6. Оформление и обеспечение игрового уголка «В гостях у сказки»

2 Диагностический

1. Составление и подбор диагностических методик по теме для отслеживания развития творческих способностей детей дошкольного возраста в театрально-игровой деятельности

2. Составление анкет для родителей:

«Любите ли вы театр» по проблеме исследования

3. Составление контрольных листов справки-анализа осознания личности детей дошкольного возраста в группе

4. Изучения игровых позиций, интересов дошкольников в театрализованных играх

5. Беседы, опросы родителей, наблюдения за детьми, с целью выявления интереса к театру.

6. Выявление у родителей ценностных жизненных ориентаций

3 Практический

1. Анализ методической, педагогической литературы по проблеме исследования. Обобщение педагогического исследовательского опыта.

2. Использование методов и приемов для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через игры

3. Условия состояния игровой среды для театральной деятельности детей дошкольного возраста

4. Подготовка и проведение открытого театрализованного утренника «Стрекоза и муравей»

5. Подготовка и проведение открытого развлечения «Рождественские сказки»

6. Участие родителей в постановке экологической сказке «Без воды нет жизни».

7. Коррекция методов и приемов содержания работы с детьми и родителей по проблеме исследования. «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

8. Составление индивидуальных маршрутов творческого развития и роста детей дошкольного возраста.

9. Изготовление и подбор атрибутов: декораций, масок, кукол и игрушек, костюмов и т. д. для театрализованной деятельности.

10. Составление бесед и консультаций для родителей

4 Обобщающий

1. Обобщение итогов фронтальной и индивидуальной работы с детьми.

2. Подготовка отчёта о проделанной работе и оформление исследовательского материала

3. Разработка консультаций и рекомендаций для родителей по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста

5 Внедренческий

1. Подготовка к выпуску методических рекомендаций, пособий по проблеме «Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности», «Использование театральных игр на занятиях и в повседневной жизни ребенка – дошкольника»

2. Составление сборника сценариев, занятий, подбор дидактических игр и игровых упражнений

Итоги опыта:

• Дети стали больше проявлять участвовать в игре, активность и инициативность

• У детей развиваются нравственно-коммуникативные и волевые качества личности (общительность, вежливость, чуткость, доброта, умение довести дело или роль до конца)

• Дети стали эмоциональнее и выразительнее исполнять песни, танцы, стихи

• У детей появилось умение выразить своё понимание сюжета игры и характера персонажа (в движении, речи).

• У детей появилось желание придумывать и рассказывать сказки, истории, сочинять танцы и т. д.

Список используемой литературы:

1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] : Игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина. - М., 2003 - 123 с

2. Артемова JI. В. Театрализованные игры в детском саду [Текст] : Пособие для работников дошкольных учреждений. / Л. В. Артемова. - М, 1998 -185с

3. Выгодский Л. С. Вопросы детской психологии.

4. [Текст] Методическое пособие / Л. С. Выгодский СПб. Союз, 2004 - 125с Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность в детском саду [Текст] : Методические рекомендации, конспекты занятий, Сценарии игр и спектаклей / Н. Ф. Губанова. - М, ВАКО, 2007 - 256с

5. Доронова Т. Н. Играем в театр [Текст] : Театрализованная деятельность детей 4-6 лет : метод, пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждений. /Доронова - М. Просвещение, 2005 - 86с

6. Куцакова Л. В., Мерзлякова С. И. Воспитание ребёнка дошкольника [Текст] : Программно - методическое. Пособие/ Л. В., Куцакова С. И Мерзлякова. - М. : Гуманитарный издательский. Центр Владос, 2004 - 189с

7. Махаева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду [Текст] : Пособие для работников дошкольных учреждений. / М. Д Махаева- М. : ТЦ Сфера, 2004 -128

8. Петрова Т. И., Сергеева Е. Л., Петрова Е. С. Театрализованные игры в детском саду [Текст] : Разработки занятий для всех возрастных групп с методическими рекомендациями. / Т. И. Петрова, Е. Л. Сергеева, Е. С. Петрова- М. : Школьная Пресса, 2004 - 225с

9. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр [Текст] : Программа "Театр-творчество-детей, У Н. Ф Сорокина. Л. Г. Миланович: Пособие

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Формирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игрыФормирование и развитие сенсорных способностей у детей младшего дошкольного возраста средствами дидактической игры Данная тема выбрана была не случайно. Именно сенсорное развитие составляет фундамент умственного развития ребенка, является залогом его.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» Творческое воображение – тот мотор, который запускает создание совершенно нового произведения или образа. Благодаря этому психическому.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Влияние исследовательской деятельности на развитие творческих способностей детей дошкольного возраста Знакомство ребёнка с окружающим миром, начинается с первых лет жизни. Красота и яркость красок природы, привлекают внимание детей своим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Формирование творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 8 февраля 2022 в 11:44
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД