Разработка и внедрение технологий по социализации воспитанников школы-интерната и их сопровождения

Скобелкина Ольга
Разработка и внедрение технологий по социализации воспитанников школы-интерната и их сопровождения

Разработка и внедрение технологий по социализации воспитанников

школы-интерната и их сопровождения

ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат».

Подготовка детей-сирот к жизни – задача комплексная, многогранная, объединяющая усилия всех педагогов, специалистов, сотрудников учреждения. Разрыв между представлениями выпускника школы-интерната о жизни и реальностью проявляется в отсутствии способностей ориентироваться в современной ситуации, изменять своё поведение и запросы, в зависимости от обстоятельств, в неспособности самореализоваться в жизни с позитивной точки зрения. Трудности социализации наиболее ярко проявляются у выпускников, для которых характерно наличие следующих черт: иждивенческая позиция, апатия, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики, отсутствие бережливости, ответственности, навыков конструктивного общения, инфантилизм, замедленное самоопределение, неспособность к сознательному выбору своей судьбы, перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями, деформировано социальное пространство личности, проявляющиеся в росте числа преступлений, суицидов и других социальных девиаций. Перед педагогами школы-интерната основной задачей является подготовка детей к самостоятельной жизни и труду так как, должны подготовить ребёнка при выходе из школы-интерната, чтобы он умел делать всё.

Воспитанников необходимо подготовить к самостоятельной жизни: привить навыки ведения домашнего хозяйства, планирования бюджета, самопрезентации, трудовой дисциплины, повысить уровень юридической и правовой грамотности.

Главная задача школы-интерната - привить воспитанникам социально-бытовые навыки, которые пригодятся во взрослой жизни, через учебную, воспитательную, психолого-педагогическую деятельность и проживание наших детей в замещающих семьях.

Данная задача достигается путем гармоничного взаимодействия ряда направлений работы:

1. социально направленный учебно-воспитательный процесс;

2. система дополнительного образования;

3. постинтернатное сопровождение выпускников школы-интерната;

4. взаимодействие с социальными институтами.

Начальные навыки социализации воспитанники осваивают на уроках

СБО, где как мальчики, так и девочки учатся готовить пищу, ухаживать за собой, своей одеждой, жилищем, домашними животными, комнатными растениями. Для этого есть специально оборудованный кабинет, в котором педагоги школы-интерната постарались воссоздать домашнюю обстановку. Все полученные знания и умения они смогут применить в жизни, учить тем или иным навыкам родных и близких, что даст ему ощущение нужности миру и обществу в целом.

На основании Постановления Правительства РФ от 24.05.2014 года № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» в учреждении созданы группы по принципу семейного воспитания, оборудованы бытовые комнаты для приготовления пищи, спальные комнаты, комнаты отдыха и. т. д. В таких приближенных домашних условия воспитанники закрепляют полученные во время учебного процесса знания.

Воспитательная работа в ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» строится с учетом того, что воспитание есть управление развитием личности. За основу в воспитательной работе взяты следующие направления: «Охрана здоровья и экологическое воспитание», «Личностное развитие и социализация в общении», «Профессиональное самоопределение и правовое воспитание», «Клуб выходного дня», «Гражданско-патриотическое воспитание», «Трудовое воспитание», «Развитие творческих способностей и творческого воображения». Основным условием нормального психологического развития является доброжелательная обстановка, обеспечивающая рост личностного и образовательного уровня, поэтому главная цель воспитательной работы — это обеспечение оптимального социального развития коллективной деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ее участников, формирование у них положительного отношения к этой деятельности, к коллективу, его членам и себе.

Системная работа предусматривает необходимость дойти до каждого воспитанника, создать условия для развития индивидуальных особенностей, сформировать потребность к самореализации в соответствии с его талантами и желаниями. Для создания и удовлетворения социально-культурных и общеобразовательных потребностей детей организовано взаимодействие с городскими библиотеками, Домом культуры, Домом детского творчества.

Внешние связи ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат»

В процессе такого образования создается ситуация успеха для любого воспитанника, что благотворно сказывается на воспитании его личного достоинства и социализации.

Содержание общешкольных дел направлено на самореализацию обучающихся, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. Творческий потенциал воспитателей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, оборудованные и оснащенные актовый и спортивный залы - все это позволяет проводить мероприятия на высоком профессиональном и эмо-циональном уровнях. Мероприятия охватывают несколько направлений воспитательного процесса, формы проведения их различны.

Все школьные традиционные дела делятся на общешкольные, внутригрупповые и внутриклассные. Что же касается традиционных школьных дел, то все они проходят успешно, это

День знаний, в рамках которого проведен цикл классных часов «Горжусь я малой родиной своей».

День учителя

Осенний бал «Осень – золотых дел мастерица»

Новогодние праздники, утренники, вечера.

Рождественские посиделки

Выпускной бал «И грянул бал…»

Доброй традицией стало ежегодное проведение:

линейки, посвященные «Первому сентябрю» и «Последнему звонку», которые стали праздником не только для обучающихся, но и

для всех педагогов.

«Посвящение в ученики» - праздник для 1 классов. Клятва ученика - это не только волнующий момент в жизни ребенка. Она рождает и ответственное отношение к учебе, и уважение к учителям, окружающим людям, и чувство гордости и ответственности за свою школу.

Праздник «Посвящение в семью воспитанников учреждения». Праздник проводится для вновь прибывших детей в наше учреждение. Ребят знакомят с традициями, историей, правилами для воспитанников школы-интерната. Вручаются ценные подарки, и старшие воспитанники проводят игровую программу и угощают чаем со сладостями.

В учреждении существует достаточно широкая сеть школьных детских объединений, где обучающиеся могут реализовать свои способности согласно своим интересам и желаниям. Цель дополнительного образования – дать возможность воспитанникам наилучшим образом реализовать свои возможности, получить знания и умения для дальнейшей индивидуально-трудовой деятельности.

Дополнительное образование ориентировано на:

- активизацию познавательной деятельности, формирование

познавательных интересов;

- трудовое воспитание и профессиональную ориентацию;

- гражданско-патриотическое, правовое воспитание, спортивно-

оздоровительная работа;

- формирование знаний о народной культуре;

- эстетическое воспитание;

-формирование декоративно-прикладных умений;

-социально-трудовую адаптацию.

Обучающиеся посещают кружки в учреждении, городские кружки, показывают свои достижения на различных школьных, городских, областных, всероссийских и международных мероприятиях, конкурсах, соревнованиях. Каждый год в конце учебного года проходят творческие отчеты руководителей кружков и обучающихся. Воспитатели и классные руководители проводят большую работу по привлечению воспитанников в кружки и секции, для занятий на факультативах.

В соответствии с планом дополнительного образования в 2018-2019 учебном году в школе функционируют 30 кружков с охватом воспитанников -100%, позволяющие школьникам удовлетворить свои интересы и потребности в спорте и хореографии, в музыке и живописи, в науке и технике. Творческие объединения работают по следующим направлениям:

физкультурно-оздоровительное направление – 83%

художественно-эстетическое направление – 79%

хореографическое направление – 35%

театральное направление – 79%

музыкальное направление – 80%

Одно из наиболее эффективных, проверенных средств воспитания ответственности – создание системы самоуправления. И если школа формирует у молодого человека базовый набор социальных компетенций, то и знакомить ребят с самоуправлением надо начинать в школе. Самоуправление – один из основных принципов деятельности ученического коллектива в школе-интернате. В учреждении выбран свой путь самоуправления воспитанников, а именно через их самоорганизацию. Совместный поиск определил необходимость такой модели, которая позволила бы не только включить детей в игру, но и позволить им самим разрабатывать эту модель самоуправления, не действуя по штампу; развивая тем самым творчество, интерес к совместной деятельности.

Для этого в начале учебного года был выбран Совет общежития и Совет командиров школе).

В деятельности Совета общежития и Совета командиров можно выделить несколько официальных направлений:

представительское направление – участие Совета общежития и

Совета командиров в обсуждении школьных проблем и принятии решений, выработка мнения воспитанников по вопросам школьной жизни, участие в работе органов общешкольного самоуправления;

разрешение конфликтов – посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности;

информационное направление – информирование воспитанников о школьных проблемах и путях их решения, деятельности Совета общежития и Совета командиров;

шефское направление – организация шефства старших над младшими;

внешние связи – организация взаимодействия с внешкольными структурами, органами самоуправления соседних интернатов (школ, привлечение внешних ресурсов к решению проблем воспитанников; организаторское направление – поддержка досуговых, социально значимых и иных инициатив воспитанников;

правозащитное направление – защита прав воспитанников в учреждении и после выхода из учреждения.

Инновационная деятельность

Начиная с 2014 года в школе-интернате практикуется новая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, т. е. воспитанники на период выходных, праздничных и каникулярных дней проживают в семьях родственников и кандидатов в опекуны.

Дети, устроенные на гостевой режим, имеют возможность быть усыновленными или взятыми под опеку, так как проживание в семье даже в течение короткого промежутка времени может дать для развития ребенка гораздо больше, чем годы, прожитые в казенном учреждении.

У ребенка появляется возможность увидеть и почувствовать на себе положительный опыт семейных взаимоотношений, что впоследствии позволит ему легче принять новую семью усыновителя, опекуна, приёмного родителя, или поможет в налаживании новой жизни с кровными родителями.

С 2016 учебного года на каждого воспитанника школы-интерната разработана индивидуальная программа жизнеустройства в семью, согласованная и утвержденная актом органа опеки и попечительства управления образования администрации г. Свободного. Педагогическим коллективом ведется работа по подготовке детей к помещению в семью. В рамках подготовки проводится комплексная диагностика психического и физического состояния ребенка; формируется позитивный образ будущей семьи и семейных отношений; подбирается конкретная семья для ребенка, обеспечивается психологическую готовность ребенка к помещению в замещающую семью.

В школе-интернате созданы оптимальные условия для социализации воспитанников, их дальнейшего устройства в учебные заведения.

Используются разнообразные формы и методы работы по профориентации воспитанников: экскурсии, встречи с выпускниками, тестирования, совместная профориентационная работа с педагогами и студентами колледжей, Центром занятости, социальной защитой населения и т. д. Школа-интернат активно взаимодействует с будущими работодателями: обувными мастерскими, ателье, мебельными предприятиями, в которых работают наши выпускники. Воспитанники старших классов знакомятся с традициями профессиональных учреждений, с жизнью и условиями учебы, труда и отдыха. Также проводятся выездные экскурсий в профессиональные колледжи Амурской области. Это позволяет формировать у детей коммуникативные навыки, получать объективную информацию от людей различных профессий.

В школе-интернате оформлен стенд «Профессия – твое будущее». Ежегодно воспитанники привлекаются к обновлению вышеуказанного стенда, оформлению и обновлению мастерских и рекреаций, что является дополнительным стимулом для развития профессионального интереса.

Одним из методов профессионального самоопределения является участие в выставках и конкурсах.

На уроках столярного дела мальчики получают навыки работы с деревом. Многие ребята могут порадовать подставками для цветов, книжными полками, различными рамками и т. д. Обучающиеся 9 классов изготавливают ящики для рассады, цветочные горшки, полки для обуви, швабры, рамки для стендов, лопаты для уборки снега, скамейки, табуреты, точеные изделия из дерева и т. д.

На обувном деле обучающиеся, учатся подшивать, подклеивать обувь, ставить заплатки на валенки и кожаные сапоги, менять набойки.

На уроках швейного дела, где приобретаются навыки кройки и шитья, выполняются задания по пошиву и ремонту постельного белья и одежды Обучающиеся знакомятся с устройство швейной машины, выполняют упражнения по освоению приемов работы на ней.

В школе-интернате имеется приусадебный участок (70 соток). Участок располагается рядом с летним оздоровительным лагерем, что позволяет своевременно и более качественно проводить уход за овощными культурами. Во время летнего оздоровительного отдыха ребята приобретают опыт работы на огороде, знакомятся с наиболее распространенными видами работ по выращиванию овощей и уходу за растениями (посадка, прополка, полив, окучивание). Все выращенные овощи поступают в качестве дополнительного питания в школьную столовую.

Обучающиеся школы-интерната привлекаются к посильному самобслуживающему труду. Совместно с учителями и воспитателями групп принимают участие по благоустройству территории. Таким образом, в результате организации профессионального самоопределения обучающихся в школе-интернате созданы благоприятные условия, способствующие правильному выбору профессии.

Согласно разработанного Положения об организации и осуществлении постинтернатного сопровождения выпускников ГОАУ «Свободненская специальная (коррекционная) школа-интернат» в нашем учреждение ведется следующая работа:

1. Оказываем помощь выпускникам в получении профессионального образования.

2. Оказываем помощь по трудоустройству, защите их личных, жилищных и имущественных прав.

3. Оказываем консультативную помощь социально-правового направления, а также по преодолению сложных жизненных ситуаций.

4. Информируем о передвижении выпускников органы опеки и попечительства, министерство социальной защиты населения Амурской области.

5. Взаимодействуем с образовательными учреждениями и предприятиями, в которых обучаются или трудятся бывшие воспитанники; а также с различными социальными, лечебными учреждениями, органами федеральной, областной и местной власти (представляем характеризующий материал, оказываем своевременный сбор документов, оказание помощи подследственным, осужденным и освободившимся (документальной и материальной).

6. Ведется статистических сбор материалов, характеризующих постинтернатную жизнь выпускников (журнал «Катамнез жизненного устройства выпускников», папки «Сведения о выпускниках»).

Исп. социальный педагог, Скобелкина О. А.

Публикации по теме:

Внеурочное занятие «Я уверен на все 100» для учащихся 3–4 классов школы-интерната Внеурочное занятие " Я уверен на все 100" проводилось в ГБОУ"Специальная школа-интернат г. Ельца. среди учащихся 3-4 классов. «Я УВЕРЕН НА.

Сценарий шоу-игры «День святого Валентина» для воспитанников школы-интерната 8 вида Сценарий шоу – игры «Любовь с первого взгляда» Звучит вступительная музыка. (Непоседы. Валентинов день.) Ведущая: Дамы и господа! Ведущий:.

Конкурсно-игровое мероприятие для воспитанников школы-интерната «А ну-ка, мальчики», посвященное Дню защитника Отечества Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «НОГИНСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • День Победы, 9 мая
Автор публикации:
Разработка и внедрение технологий по социализации воспитанников школы-интерната и их сопровождения
Опубликовано: 13 июня 2019 в 04:02
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 июня. Всемирный день защиты слонов в зоопарках

Начиная с 2009 года, ежегодно 20 июня во всем мире отмечается экологический праздник — Всемирный день защиты слонов в зоопарке. Защитники природы призывают зоопарки отказаться от содержания в неволе этих...

19 июня. Всемирный день детского футбола

В футбол можно играть где угодно, был бы мяч. Дети всех стран и народов с удовольствием гоняют футбольный мяч по спортплощадкам и стадионам, дворам и пустырям. Все знаменитые футболисты прошлого и...

Коллективная аппликация «Наше лето»
Групповая работа средней группы "Капитошки", готова представить вашему вниманию композицию под названием " Наше лето". Потребовалось нам для этой работы:...
Пословицы про лето для детей старшего дошкольного возраста
Фольклор дают прекрасные образы русского языка, подражая которым ребенок успешно учится родному языку. Пословицы тесно связаны с развитием речи. Они также...
Дидактическая игра-вкладыши «Собери цветок» для детей раннего возраста
В рамках тематической недели «Лето пришло! Лето радость принесло! » для малышей мной была изготовлена дидактическая игра "Собери цветок". Игра...