Папки-передвижки

Разработка игровой зоны уголка для детей с нарушением интеллекта

Марина Устинова
Разработка игровой зоны уголка для детей с нарушением интеллекта

Разработка игровой зоны/ уголка для детей с нарушением интеллекта

Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие, компенсирует ряд несформированных функций.

Пути решение проблемы – создание адекватной среды

Публикация «Разработка игровой зоны уголка для детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах

• Организация жизнедеятельности детей с нарушением интеллекта во многом зависит от того, насколько целесообразно создана окружающая среда, поскольку она является не только социокультурным фактором общего развития, но и фактором коррекционного преодоления недостаточности психофизического развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

• реализацию различных образовательных программ;

• в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;

• учет национально-культурных, климатических условий, в которых

осуществляется образовательная деятельность;

• учет возрастных особенностей детей.

• Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Предметно-пространственная среда в ДОУ должна иметь:

привлекательный вид;

выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

снимать утомляемость;

положительно влиять на эмоциональное состояние;

помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью

Требование к предметно – пространственной среде:

Требования к предметному содержанию можно разделить на две группы: общие и специальные.

Предметно – развивающая среда

• Обязательная зона коррекции

Уголки уединения

• Индивидуальное авторское пространство ребенка

• Развивающая среда с учетом «зоны ближайшего развития»

Коррекция (спец условия) когнитивных нарушений средствами Арт-терапия

• изотерапия,

• музыкотерапия,

• библиотерапия,

• сказкотерапия,

• танцетерапия,

• театротерапия,

• псаммотерапия,

• литотерапия,

• ароматерапия,

• скультотерапия.

Совместная деятельность родителей и педагогов при создании предметно – развивающей среды:

Гарантировать охрану и укрепление физического и психического здоровья детей

Обеспечивать эмоциональное благополучие детей

Способствовать профессиональному развитию педагогов

Создавать условия для развивающего вариативного дошкольного образования

Обеспечивать открытость дошкольного образования

Создавать условия для участия родителей в

Комфортность условий, в которых осуществляется образовательная деятельность

Образовательная среда

Весь комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей, в том числе развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и другие условия, перечисленные в Стандарте

Создание коррекционно-развивающей среды предусматривает:

• Ведущая роль в создании благоприятных условий для развития ребёнка с нарушениями в развитии, в коррекции и компенсации вторичных отклонений, которые возникают в течение его жизни, в их профилактике принадлежит родителям.

• От того, какую позицию будут занимать в воспитании родители, во многом зависит, вырастет ли их ребёнок самостоятельным человеком, способным не быть в тягость окружающим, найдёт ли он своё место в жизни

При организации коррекционно-развивающей среды необходимо учитывать:

- структуру первичного дефекта и проблемы, возникающие у детей при ориентации, овладении и взаимодействии с окружающей средой;

- специфику организации свободного, безбарьерного передвижения и контакта, общения детей с окружающей средой;

- соответстветствие информационного поля коррекционно-развивающей среды познавательным и коммуникативным возможностям детей;

- обеспечение в среде обучающих, тренинговых и коррекционных средств формирования социально-адаптивных знаний, навыков и умений самостоятельной жизнедеятельности;

- организацию поэтапного введения ребенка в тот или иной блок коррекционно-развивающей среды с опорой на “зону его актуального развития’’, для удовлетворения коммуникативных и познавательных потребностей при контакте со сверстниками и взрослыми на принципах организации «зоны ближайшего развития»;

- меру доступности, целесообразности среды для достижения ребенком положительных результатов в различных видах деятельности с применением специальных вспомогательных средств, дидактических материалов, коррекционных ситуаций;

- обеспечение комплексного подхода к коррекционно-развивающей среде во взаимосвязи медицинских и психолого-педагогических средств коррекции;

- требования к коррекционно-развивающей среде базируются на основе стандартов, рекомендаций к оснащению, финансированию и функционированию всех блоков среды в соответствии с профилем специального учреждения.

К основным базовым компонентам предметно-развивающей среды относятся: - природное окружение и его объекты;

- культурно-дизайнерское оборудование и атрибутика;

- физкультурно-развивающие модули и оборудование;

- системные блоки оздоровительных комплектов;

- игры и игрушки по видам, целям и характеру игровых действий, ситуаций и ролевых проявлений;

- коррекционно - развивающие и коррекционно-компенсаторные дидактические игры, и тренинги;

- игры-драматизации;

- театрально-музыкальные салоны и блоки;

- дидактические пособия, развивающие эстетические и гедонистические способности восприятия красоты; - коррекционно-развивающая среда специальных и общеобразовательных занятий.

Важнейшим принципом организации коррекционно-развивающей среды является ее превентивная (предупредительная) направленность, которая призвана решать задачи опережающего характера для предупреждения появления вторичных отклонений в психофизическом развитии детей.

Превентивная роль среды проявляется при условии раннего выявления детских неблагополучий, понимании структуры дефекта и анализа «зоны актуального развития ребенка», то есть того, что ему доступно в настоящее время и прогнозирования «зоны ближайшего развития», то есть того, что он может усвоить в данный период.

При этом конструируется целостное образование медико-психолого-педагогической поддержки, в которой предусматриваются условия для успешной социализации ребенка.

Всем детям с отклонениями в развитии требуются специальные игровые условия и игрушки.

Это возможно при условиях:

- наличия специальных игрушек и организации действий с ними;

- обеспечения доступности для восприятия, анализа и воспроизведения действий взрослых и сверстников;

- применения специальных приспособлений, адаптированных к условиям и возможностям психофизического развития детей с нарушением интеллекта;

- наличия у детей возможностей овладения специальными, социально-адаптивными знаниями, навыками и умениями, позволяющими им компенсировать недостаточность отдельных психических функций.

Все помещения дошкольного учреждения оснащаются комплектом учебного, игрового и бытового оборудования в соответствии с существующим перечнем игрушек и оборудования для детских садов. Каждый из существующих комплектов дидактических и наглядных пособий, необходимых для обучения дошкольников с отклонениями в развитии подбирается с учетом специфических особенностей ориентации в окружающем мире.

Детей с нарушением интеллекта привлекают специально созданные ситуации: лежащая на полу коробка с прорезями и вокруг нее кубики, шарики и другие предметы, которые побуждают ребенка собрать их коробку, просунуть в окошко тот или иной предмет. При этом, действуя путем «проб и ошибок», ребенок с нарушением интеллекта в результате предметно-практического действия достигает правильного решения задачи.

Для формирования навыков общения со взрослыми используются специальные сооружения (горки, каталки, кукольный театр и др.). Такие формы общения с окружающими людьми и сверстниками занимательны и интересны детям.

Специальные упражнения компенсаторного характера раскрывают детям понимание новых способов социальных контактов. С этой целью используются игры и игровые ситуации по типу : «Угадай, где позвонили?», «Назови, чем постучали?», «Кто позвал». В этих играх дети понимают практическую значимость слуха для распознания объектов в случае, когда зрение не позволяет их увидеть.

Детям необходимо обеспечивать условия для овладения предметно-практическими правилами поведения при умывании, раздевании, одевании. Создание интерьера помещений, где осуществляются эти функции, носит специфический характер. Для этого используются игровые ситуации бытового содержания с набором игр и игрушек типа «Готовим пищу для кукол», «Сервируем стол для обеда», «Кормим куклу», «Купаем куклу», «Кукла причесывается». Игры перед зеркалом с набором атрибутов по уходу за волосами, комплектом одежды для переодевания, бижутерия и детская косметика учат детей предметно-практическим действиям.

Для стимулирования различных способов взаимодействия с окружающим миром и людьми, формирования способностей использования разных видов сенсорных ориентировок в окружающей среде хорошо применять не только игровые, но и реальные ситуации. Дети упражняются на кукле, а затем эти действия переносят на себя, своих сверстников, или окружающих взрослых. Игры с переодеванием перед зеркалом, на карнавале, игры в гости любимы всеми детьми.

Воспитание детей с проблемами развития на сегодняшний день — актуальная общечеловеческая проблема. Состояние психофизического развития ребенка — важный фактор интеграции его в общество, адекватного реагирования на окружающее, оптимального статуса коммуникативной и когнитивной деятельности.

Приоритетным для дошкольного образовательного учреждения является разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционной медико-психолого-педагогической работы, которая предполагает внедрение специальных организационных форм активной дифференцированной помощи детям с отклонениями в развитии.

С учетом патологии детей в детском саду создана специальная коррекционная предметно-развивающая среда в соответствии с ведущими линиями развития ребенка.

Созданная коррекционная предметно-развивающая среда ДОУ полностью подходит под определение, данное авторами Концепции дошкольного воспитания - это организованное жизненное пространство, способное обеспечить социально – культурное становление дошкольника, удовлетворить потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.

При организации предметно-развивающей среды ДОУ мы опирались на общедидактические принципы и принципы специального образования.

Общедидактические принципы:

дистанции, позиции при взаимодействии;

активности, самостоятельности, творчества;

стабильности—динамичности;

комплексирования и гибкого зонирования;

эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;

сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

открытости—закрытости;

учета половых и возрастных различий детей.

Принципы специального образования:

1. Педагогический оптимизм.

Опирается на идею Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития ребенка» и основывается на имеющемся актуальном уровне развития ребенка, его потенциальных возможностях.

2. Ранняя педагогическая помощь.

Предполагает единство ранней диагностики и ранней медико-психолого-педагогической коррекции. Учитывает сензитивные периоды раннего и дошкольного возраста, важные для последующего развития ребенка.

3. Коррекционно-компенсирующая направленность образования.

Создает возможности для компенсации утраченных или не полноценных функций организма.

4. Социально-адаптирующая направленность образования. Создает условия для формирования социальной компетентности.

5. Деятелъностный подход.

Учитывает ведущую для каждого возрастного периода деятельность и является инструментом коррекции и компенсации нарушенных психических функций.

6. Дифференцированный и индивидуальный подходы.

Направлены на создание благоприятных условий обучения, учитывающих индивидуальные типологические и специфические особенности детей с нарушениями развития.

Организация предметной коррекционно – развивающей среды является необходимым условием для формирования познавательной деятельности как у нормально развивающихся детей, так и у детей с проблемами в интеллектуальном развитии.

Дети с интеллектуальной недостаточностью чувствуют себя комфортно в привычной обстановке, среди знакомых предметов и игрушек и получают подлинное удовольствие от деятельности тогда, когда действуют с привычными, хорошо известными предметами и игрушками, действиями с которыми уже овладели. Эту особенность необходимо учитывать при организации пространственно – развивающей среды, и любое ее изменение, связанное с привнесением новых элементов, можно осуществлять только после того, как дети познакомятся с новым предметом, игрушкой или игрой и научатся действовать с ними. Вместе с тем возможность вносить изменения, хотя и не очень значительные, должна обязательно существовать.

В группе следует иметь достаточный ассортимент игрушек и пособий, обеспечивающий возможность одновременного участия всех детей и разнообразие игр.

Пространство необходимо организовать таким образом, чтобы оно позволяло детям достаточно свободно перемещаться, располагаться для игр, отдыхать и т. п.

Пониженная эмоциональная отзывчивость и неустойчивость внимания детей дошкольного возраста с проблемами в интеллектуальном развитии требуют особой красочности игрушек и наглядности в уголках, простоты и одновременно выразительности их форм, четкого понимания предназначения того или иного уголка или игры.

Публикации по теме:

День Матери в разновозрастной группе с умственной отсталостью для детей с нарушением интеллектаДень Матери в разновозрастной группе с умственной отсталостью для детей с нарушением интеллекта Мама — это наш ангел-хранитель, наш дом, наша вселенная. Поэтому день матери — это особенный праздник, который напоминает о родном, и нежно.

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и формирование представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Как проводить педагогическую оценку развития и актуального состояния детей с нарушением интеллекта? Как проводить педагогическую оценку развития и актуального состояния детей с нару-шением интеллекта? Может показаться, что педагогическая.

Конспект НОД «От грядки до обеденного стола» в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Конспект занятия по познавательному развитию в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Воспитатель: Травкина.

Конспект занятия по развитию речи в группе для детей с нарушением интеллекта «Русская народная сказка «Колобок» Задачи: Учить детей воспроизводить знакомую сказку, с помощью педагога, отвечать на вопросы. пополнять словарный запас детей. Развивать.

Конспект занятия по рисованию для детей с нарушением интеллекта «Мишутка» Тема: «Мишутка»(нетрадиционные методы рисования) Цель: формировать умение создавать изображение медведя с помощью нетрадиционной техники.

Конспект занятия по рисованию «Домик для скворца» для детей с нарушением интеллекта. Цель: Учить рисовать предмет, состоящий из геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. Закрепить знания цветов. Закрепить приёмы работы.

Театрализованный досуг «В гостях у бабушки-сказочницы» для детей с нарушением интеллекта Театрализованный досуг «В гостях у бабушки-сказочницы» для детей с нарушением интеллекта IV обучения (6-7 лет) Дети сидят на стульчиках.

Проект «Моя семья» для детей с нарушением интеллекта Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 155 комбинированного вида» города Магнитогорска Паспорт проекта группы.

Самоанализ НОД «Зимние забавы» в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта (4 год обучения) Тема занятия: Зимние забавы. Раздел программы: Ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Занятие проводилось в группе.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Разработка игровой зоны уголка для детей с нарушением интеллекта
Опубликовано: 15 апреля 2019 в 18:13
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД