МААМ-картинки

Как проводить педагогическую оценку развития и актуального состояния детей с нарушением интеллекта?

Светлана Савинова (Носова)
Как проводить педагогическую оценку развития и актуального состояния детей с нарушением интеллекта?

Как проводить педагогическую оценку развития и актуального состояния детей с нару-шением интеллекта?

Может показаться, что педагогическая оценка требует от воспитателя много времени и допол-нительны усилий. Это впечатление не совсем правильно, поскольку в основном оценка осуществля-ется с помощью наблюдений за детьми во время обычных видов деятельности. Что же касается спе-циальных проб, то, как уже говорилось, их следует проводить в виде игр, которые в любом случае воспитатель проводит с детьми или включает в обычные занятия.

Публикация «Как проводить педагогическую оценку развития и актуального состояния детей с нарушением интеллекта?» размещена в разделах

Педагогическая оценка включает в себя :

1. Сбор информации;

2. Регистрацию полученных данных;

3. Интерпретацию полученных результатов.

Чрезвычайно важно, чтобы эти процессы не смешивались между собой. Особенно часто мы сталкиваемся с тем, что на сбор информации и её регистрацию влияет преждевременная интерпрета-ция полученных данных. Часто это происходит бессознательно, под влиянием общих установок пе-дагога, который проводит оценку. Интерпретация информации должна осуществляться в своё время, как отдельный самостоятельный процесс, после сбора и регистрации результатов многократного ис-следования разных сфер развития личности ребёнка с помощью различных методов.

Сбор информации

Воспитатель начинает диагностику со сбора информации о развитии ребёнка, его склонностях, увлечениях, стиле общения и т. п. Для того, чтобы получить в результате полную и объективную оценку развития и актуального состояния ребёнка, необходимо:

1. Использовать различные методы сбора информации;

2. Использовать различные источники информации;

3. Повторять процедуру сбора информации в различных ситуациях.

Методы сбора информации

Сбор информации для педагогической оценки развития ребёнка основан на неформальных ме-тодах, ориентированных на понимание ребёнка, стремление проникнуть в его внутренний мир и под-держать его. Основными методами сбора информации являются:

1. систематическое структурированное наблюдение;

2. получение от детей ответов;

3. сохранение продуктов детской деятельности;

4. беседы с педагогами и медицинским работниками.

Систематическое структурированное наблюдение

Это основной метод сбора информации. Воспитатель в группе постоянно наблюдает за поведе-нием детей, их играми, отношениями между собой. Структурированное наблюдение отличатся от привычного тем, что имеет конкретную цель. Наблюдение как метод сбора информации всегда при-меняется для решения определённой педагогической задачи, касающейся одного ребёнка или группы детей. Выбрав одну конкретную цель, вы можете направить своё внимание:

1. на поведение ребёнка (детей) вообще;

2. на некоторые способы его (их) действий (реакцию на конфликт или предложение сотрудни-чать, поведение при различных типах коммуникации и т. п.);

3. на определённые ситуации (ситуации ответа на знакомый или незнакомый вопрос, в игре со сверстниками или в одиночестве, на улице и т. п.);

4. на прогресс в развитии ребёнка (детей).

Получение ответов от детей

Получение ответов происходит постоянно не только на занятиях, но и в обычной жизни группы. При сборе информации методом получения ответов давайте детям возможность ответить различны-ми способами. Не требуйте от них только одной формулировки ответа, которую вы считаете, кото-рую вы считаете единственно правильной: маленькому ребёнку трудно выразить в словах даже то, что он понимает. Часто пока он думает, как правильно ответить, он забывает, что хотел сказать.

Кроме того, задавая вопрос, вы должны быть уверены, что ребёнок его действительно понял. Выясняя ситуацию, стоит иметь в виду, что у детей в группе, как правило, бывает разный уровень понимания конкретного вопроса или задачи. Разные дети просто по-разному воспринимают одну и ту же информацию – здесь имеет значение и исходный уровень заинтересованности ребёнка в данном виде деятельности, и степень его включённости, наконец, просто его настроение. Если дети работают в малых группах, можно, быстро пройдясь по группе, просто посмотреть, кто как понял задание или вопрос. Но очень важную информацию мы можем получить, просто обратив внимание на выражение лиц и глаз детей.

Сохранение продуктов детской деятельности

Сбор рисунков, вылепленных или вырезанных фигурок, написанных букв, цифр или детских каракулей и т. п. предоставляет нам информацию о прогрессе детей в различных видах деятельности. Особенно ценны в этом отношении рисунки детей, по которым можно делать выводы о степени сформированности определённых умений и навыков (не только о развитии мелкой моторики, сфор-мированности графических умений, пространственной ориентировки, но и степени органического поражения ЦНС, эмоционально-личностном состоянии ребёнка).

Беседы со специальными педагогами и медицинским персоналом

В процессе этих бесед можно получить информацию о причинах тех или иных отклонений в поведении ребёнка, о затруднениях в усвоении знаний, умений и навыков и рекомендации по их пре-одолению. Однако, получив эту информацию, не стоит торопиться с выводами. Ни в коем случае нельзя непосредственно переносить впечатления о семье ребёнка и условиях его развития на оценку его развития. Необходимо проверять эту информацию с помощью других методов, прежде всего сис-тематического наблюдения за развитием ребёнка.

Регистрация полученных данных

Регистрация результатов наблюдений и проб необходима и воспитатель не должен жалеть на неё времени. В группах у нас обычно находится от 10 до 16 детей, очевидно, что удержать в памяти такое количество информации по каждому ребёнку невозможно, даже если в данный момент вам ка-жется всё ясным и вы не видите необходимости что-то записывать. Кроме того, следует заметить, что результаты проб и наблюдений, систематически записанные в течение определённого периода вре-мени, дадут вам возможность проследить динамику, т. е. скорость и направление изменений в разви-тии ребёнка. Динамика развития представляет собой особый источник информации о темпах и на-правлении развития ребёнка, которую следует учитывать в общей педагогической оценке. Это даст вам возможность сравнить сегодняшний уровень развития ребёнка с тем, что он делал или знал при предыдущем обследовании. Не всякую информацию можно немедленно записать или зарегистриро-вать в специальных формах. В наибольшей степени это относится к оценке актуального состоянии ребёнка, например, в процессе общения. В момент коммуникации с ребёнком воспитатель нуждается в обратной связи от него, для того, чтобы немедленно использовать её при построении диалога. Зна-чит, если в результате своей коммуникации с ребёнком вы сделали какие-то важные наблюдения, имеет смысл записать их позже, в удобное время.

Необходимо стараться быть объективным при регистрации своих наблюдений. Но невозможно быть совершенно объективным: все мы в той или иной степени субъективны в своих оценках и в ви-дении людей. На оценку воспитателя могут влиять его установки, предварительна информация о ре-бёнке (например, о социальном статусе его семьи, о родителях, общие предпочтения и предубежде-ния. Например, если вы уверены, что к 3-м годам ребёнок должен уметь пользоваться ложкой, то 3-х летний ребёнок, который сильно пачкается во время еды, будет вызывать у вас раздражение, влияю-щую на общую оценку вами его личности. Или, например, вы думаете, что для девочек естественно играть в дочки-матери, а не в войну, тогда девочка, играющая в войну, может вызвать у вас недоуме-ние, настороженность и определённые ожидания относительно направления её развития в разных сферах личности. Но, будучи субъективными, мы все должны осознавать, что наши предубеждения отнюдь не всегда справедливы и поэтому не стоит класть их в основу ожиданий и прогнозов относи-тельно развития ребёнка.

Старайтесь, чтобы ваши мнения и общие убеждения как можно меньше влияли на вашу оценку развития ребёнка. Для этого необходимо следить за тем, что именно вы регистрируете в качестве ре-зультатов наблюдений. При регистрации стремитесь избегать собственной интерпретации действий ребёнка и приписывания ему определённых мотивов. При оценке его познавательного развития нас будет интересовать активность дошкольника при ответах на вопросы или в игре, готовность, с кото-рой он вступает в обсуждение этой темы, информация о том, в какую деятельность он был включён.

Интерпретация полученных данных

Сбор информации и регистрация полученных данных нужны воспитателю для того, чтобы на их основе он смог принимать решения относительно своих педагогических действий и построения взаимодействия с ребёнком. Однако, перед тем как принять такое решение, необходимо знать, о чём говорят полученные данные. Процесс анализа полученных данных и выведения из них определённо-го заключения называется их интерпретацией.

Здесь можно дать некоторые рекомендации:

1. Сопоставляйте результаты, полученные различными методами, в разных видах дея-тельности и относящиеся к различным сферам личности ребёнка.

Только множество примеров, свидетельствующих об определённом уровне развития ребёнка, может стать основанием для выводов. Сопоставление результатов наблюдений, сделанных в различ-ных ситуациях, в контекстах разных видов деятельности детей, с помощью различных методов, при-водят нас к определённому заключению. Важно исключить всякого рода случайные влияния, следить за тем, чтобы не пропустить что-либо важное, касающееся особенностей развития ребёнка. Для этого необходимо обладать информацией о проявлениях личности ребёнка в различных сферах (интеллек-туальной, эмоциональной, коммуникативной, социальной, сфере развития самооценки, представле-ний о себе, уверенности в себе и т. п., а также контексте разных видов деятельности (на занятиях, в игре, свободной деятельности, при чтении сказок, слушании музыки и т. п.).

2. Принимайте во внимание только закономерности.

Мы можем столкнуться с большим количеством самых разнообразных проявлений личности ребёнка в различных ситуациях и видах деятельности. Очень трудно сделать вывод из массы не-структурированных данных. Поэтому во время структурированного наблюдения воспитатель ставит перед собой конкретную цель, которая помогает ему получить информацию только о том аспекте развития ребёнка, который его интересует. Это помогает наблюдателю придерживаться определён-ной системы и предохраняет его от растерянности.

3. Проверяйте разные гипотезы.

Прежде чем принять решение, как построить своё взаимодействие с ребёнком, воспитатель должен осторожно и ответственно сделать определённый вывод относительно того, в чём же дейст-вительно нуждается этот ребёнок, т. е. проинтерпретировать полученные им данные. Сделать выводы на основании данных одного наблюдения невозможно. Мы можем сделать несколько предположений относительно того, почему ребёнок ведёт себя так или иначе в определённой ситуации. Каждое из этих предположений нуждается в проверке.

Таким образом, для всесторонней и полноценной диагностики нужно соблюдать следующие правила:

1. Необходимость обстановки сотрудничества взрослого с ребёнком.

2. Учёт возрастных и личностных особенностей, который позволяет не только выявлять имею-щиеся у ребёнка проблемы, затруднения, дефекты, но и изучить объективно сохранные сторо-ны психики, потенциальные возможности и опираться именно на них при отборе содержания и форм обучения и воспитания.

3. Необходимость подхода к каждому обследуемому ребёнку с оптимистической гипотезой, ко-торая даёт ребёнку возможность реализовать себя и активизироваться для решения постав-ленных задач.

4. Индивидуальная направленность обследования.

Игровая деятельность

Одно из важнейших направлений исследования – наблюдение за игрой ребёнка. Игра – основная форма активной деятельности дошкольников, в которой наиболее полно отражаются все черты их личности, в том числе и интеллектуальные способности. В игре ребёнок моделирует жизненные си-туации, совершает первые шаги в усвоении некоторых социальных ролей. Ребёнок использует реаль-ные предметы и изображающие их игрушки строго по назначению, овладевая множеством предмет-ных действий.

Первичное исследование игровой деятельности идё т по нескольким направлениям:

- наличие интереса к игрушкам и действиям с ними, его стойкость;

- эмоциональная реакция на игрушки и действия с ними: выраженная радость, сдержанная реакция, безразличие;

- характер использования игрушек: адекватность – неадекватность;

- характер деятельности с игрушками: манипуляционная, предметно - процессуальная, с элементами замысла, сюжетная, ролевая;

- особенности игровой деятельности: преобладание подражательного или творческого элемента;

- использует ли предметы – заместители;

- наличие любимых игрушек (дифференцированность);

- наличие сюжета, вхождение в роль;

- речевое сопровождение игры и его качество;

- уровень примитивности или содержательности игровых действий, богатство или бедность фанта-зии;

- продолжительность самостоятельной игры;

- наличие аутистических тенденций в игре.

При повторном обследовании в течение учебного года, по мере формирования у ребёнка навыков игры, характеристика непосредственно игровой деятельности ведётся по следующим направлениям (по Л. Б. Баряевой) :

1. Характер возникновения игры

а) самостоятельный;

б) по подсказке взрослого;

2. Склонность ребёнка к определё нным играм:

а) дидактической;

б) подвижной;

в) игре – драматизации;

г) творческой (ролевой или конструктивной).

3. Какие темы волнуют ребёнка в играх.

4. Как любит играть:

а) один;

б) с небольшой группой детей;

в) в коллективной игре.

5. Комментирует ли свои действия в играх или играет молча.

6. Доводит ли игру до конца без вмешательства взрослого.

7. Устойчива ли тема игры или меняется: начинает играть в одну игру, не закончив, переходит к другой и т. д.

8. Что мешает осуществлению своего игрового замысла:

а) неумение играть;

б) конфликты из-за ролей;

в) отсутствие навыка коллективного общения;

г) дефекты речи и пр.

9. Какие игрушки и вспомогательные атрибуты употребляет и как:

а) соответственно смыслу;

б) случайно.

10. Кто и как проявляет выдумку в игре (если это имеет место).

11. Какие конфликты и из-за чего возникают, как они разрешаются:

а) самими детьми;

б) с помощью взрослого.

12. Каковы приё мы руководства игрой:

а) совместная игра взрослого с детьми, как долго и в какой период;

б) договорённость взрослого с детьми, при которой взрослый участвует в игре на второсте-пенных ролях.

Обследование игровой деятельности детей даёт понимание и состояния эмоциональной сферы обследуемого ребёнка. В процессе наблюдения обращается внимание на повышенную эмоциональ-ную возбудимость, которая проявляется в следующих направлениях:

1. Повышенная эмоциональная возбудимость:

- неустойчивое настроение;

- психомоторное беспокойство;

- склонность к капризам и аффектам;

- неадекватность выражения радости и огорчения по отношению к причине, их вызвавшей;

- движения быстрые, неточные, с широкой амплитудой, не доводимые до конца, нескоордини-рованные, синкинезии.

2. Сниженное эмоциональное отношение к игре, к её участникам:

- нерешительность;

- скованность;

- сбивчивость с общего темпа игры;

- малоактивность в коллективных играх;

- отказ от роли ведущего в игре;

- отстают в выполнении задания от других детей;

- часто отказывается от участия в игре;

- переживает своё неумение;

- склонность к слезливости;

- заторможенность психомоторики.

Большое внимание обращается на умение ребёнка играть со сверстниками. Диагностическим по-казателем развития интеллекта является коммуникативная направленность игры: является ли игра средством общения с другими детьми или ребёнок играет изолированно.

Особое внимание при обследовании игровой деятельности ребёнка являются аутистические тен-денции в игре. Настораживающим фактором являются некоммуникативность игры: игра в одиночку в обособленном месте, аутодиалоги в игре, спонтанность и однообразие сюжета игры, трудности введения или расширения её фабулы извне. Кроме того, диагностическое значение имеют и другие аутистические тенденции в игре ребёнка. К ним относятся игнорирование игрушки, её рассматрива-ние без стремления к манипуляции, манипулирование лишь одной игрушкой, манипулирование с не-игровыми предметами, дающими сенсорный эффект (зрительный, звуковой, тактильный, обонятель-ный, проприотептивный). Отрицательное значение имеет стереотипность манипуляций, сохранение манипуляций, свойственных более раннему возрасту (щёлкание пальцами, перебирание ими перед глазами и др.); символизация, одушевление неигровых предметов в сюжетной игре, группировка иг-рушек и неигровых предметов по цвету, форме, размеру; склонность к выкладыванию рядов, орна-ментов.

Конструктивная деятельность

Следующим этапом обследования является изучение сформированности конструктивных умений ребёнка. Уровень сформированности конструктивной деятельности и пространственных представле-ний имеет большое значение для характеристики общего развития детей. Конструирование имеет моделирующих характер и отражает окружающий мир со стороны пространственных отношений и взаимосвязей.

При исследовании конструктивных умений ребё нку предлагаются следующие типы заданий:

- простые постройки из объёмных геометрических форм;

- постройки из плоскостных геометрических фигур;

- конструирование из счётных палочек;

- складывание разрезных предметных картинок.

Оценивается :

- умение строить по образцу;

- умение строить по графическому рисунку (с 5 – лет);

- умение строить самостоятельно;

- умение зарисовать, обыграть постройку.

Здесь исследуются умение целенаправленно рассматривать предметы, анализировать их, срав-нивать однородные предметы, отмечая в них общее и различное, делать обобщения, воспринимать целостный образ предметов, пространственные отношения и умение ребёнка подражать.

Дети младшего возраста строят фигуры из 3 – 4 элементов, старшего – из большего количества. Они выполняют их по образцу, по подражанию, по памяти, по представлению в зависимости от уме-ний. В случае затруднений, слабой подражательной способности используются совмещённые дейст-вия, совместное выполнение нужного действия, способы приложения или наложения на образец.

При выполнении задания учитывается, прежде всего, возможность самостоятельного анализа об-разца, зрительного соотнесения деталей, способ выполнения.

При анализе выполнения учитывается умение детей прибегать к сличению и обобщению, пра-вильно ориентироваться в расположении предметов относительно себя.

Ознакомление с окружающим

При оценке общих представлений оцениваются умение ориентироваться в окружающей действи-тельности, знания об окружающем мире.

При оценке речевых параметров педагог должен отметить (не присваивая себе прав на логопеди-ческое обследование) понимание обращённой речи, речевую активность (слабая, адекватная, чрез-мерная, качество звукопроизношения, объём активного и пассивного словаря и их соотношение. Анализируется степень развёрнутости речевого высказывания, наличие аграмматизмов, наличие в речи ребёнка лепетных слов и звукоподражаний, не соответствующих возрасту ребёнка. Особое вни-мание обращается на сформированность диалогической речи, степени развёрнутости ответов, а также трудности инициативы речевого высказывания, латентность (отсроченность) ответов. Следует обра-тить внимание на эмоциональность высказываний, их адекватность, соотнесённость с содержанием высказывания. Все характеристики оцениваются с учётом микросоциальной среды, в которой растёт ребёнок (двуязычие, нарушения речи и \ или слуха у родителей, особенности речи родителей, людей, проживающих с ребёнком (если таковые данные имеются).

3.15. Исследование состояния эмоционально-волевой

сферы.

При обследовании детей (особенно младшего и старшего дошкольного возраста) особое внима-ние нужно уделить состоянию эмоциональной сферы. Это обследование ведётся в тесной связи с психиатром, неврологом и психологом.

Педагог, должен уделять большое внимание обследованию состояния эмоционально-волевой сферы ребёнка с педагогической точки зрения. При педагогическом обследовании особое внимание уделяется таким особенностям эмоционально-волевой сферы, которые могут оказать влияние на учебно-коррекционный процесс и при недостаточном учёте которых могут возникнуть трудности в обучении и коррекции. В этом разделе описываются его отношения со взрослыми и сверстниками, выявляется наличие страхов, опасений, состояния эмоционального напряжения, возможности адек-ватной оценки своих результатов, элементы критичности.

Отмечаются яркость, выразительность или, наоборот, тусклость эмоциональных реакций, нали-чие или отсутствие жизнерадостности, дифференцированность эмоций. Определённое диагностиче-ское значение имеют высшие (нравственные) чувства. Так, необходимо обратить внимание на нали-чие и выраженность чувства ответственности, долга, стыда, жалости, сочувствия к чужому горю, доброты, радости при совершении доброго поступка.

Среди нарушений нравственных чувств отмечают, с одной стороны, их недостаточность, незре-лость или ослабление, "нравственное притупление" (безразличие к горю близких, отсутствие чувства вины за проступок, равнодушие к похвале или порицанию, а с другой – извращения (стремление де-лать назло, получать удовольствие от чьих-либо физических или моральных страданий и т. п., кото-рые, как правило, связаны с извращением влечений.

Особенности волевой активности обследуемых видны во время их игровой или какой-либо дру-гой деятельности. Необходимо обратить внимание на выбор решений, самостоятельность, импуль-сивный характер деятельности. В некоторых случаях отмечаются нарушения и извращения влечений – агрессивность, склонность к самоповреждениям, повышенное сексуальное влечение и онанизм.

Очень важны данные о характерологических особенностях ребёнка, так как от них в значитель-ной степени зависит выбор коррекционно-педагогических мероприятий. Уже в раннем возрасте у де-тей наблюдается большое разнообразие характеров. Они могут быть легкомысленными, самолюби-выми и внушаемыми, вспыльчивыми, злобными, назойливыми, ласковыми и т. д.

В результате обследования необходимо составить интегративный поведенческий портрет ребён-ка. У большинства детей он зависит от их познавательных возможностей, характера психических на-рушений и воспитания, поэтому одни дети суетливы, беспокойны, с трудом сосредотачиваются на игрушках, играх или учебных занятиях. Другие очень шумливы, подвижны, склонны к аффективным вспышкам, их внимание поддаётся сосредоточению на короткое время, с трудом подчиняются обще-принятым нормам поведения. Третьи – вялы, пассивны, бездеятельны, не проявляют достаточного напряжения для участия в играх и занятиях.

В ходе обследования должны учитываться и проявления нетипичного поведения и выявление си-туаций, влияющих на изменение поведения. Оценивая поведение, важно учитывать и особенности его темперамента. Встречаются дети чрезвычайно расторможенные, возбудимые, легко отвлекаемые. Они не способны более 5 минут усидеть на одном месте, заниматься одним делом. Другие излишне робкие, застенчивые или очень медлительные, пассивные. Они быстро теряются, смущаются и ду-мают медленнее других.

Отсутствие средств общения, речевых и неречевых, непонимание ситуации в большинстве случа-ев ведёт к патологическим формам. Эти дети часто агрессивны, негативны. В элементарной деятельности у них наблюдаются лишь самые примитивные мотивы - интерес к внешнему виду игрушки, подчинение требованиям взрослого.

Применяя вышеназванные принципы, методы и приёмы обследования детей воспитатель не только всестороннее знакомится с уровнем развития ребёнка, но и начинает лучше его понимать, может корректировать свои действия в зависимости от индивидуально-личностных особенностей ребёнка, что способствует повышению продуктивности педагогического воздействия.

Публикации по теме:

Игры и упражнения для детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта Игры и упражнения, направленные на развитие восприятия и формирование представлений у детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта.

Из опыта работы ДОУ в рамках инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта МБДОУ №104является «базовой» пилотной площадкой по реализации инклюзивного образования с 2015 года. В настоящее время численный состав.

Конспект НОД для детей с нарушением интеллекта «Мы едем на фотовыставку» подгрупповое занятие Цель: закрепить умения детей выполнять цепочку игровых действий. Задачи деятельности: 1. Коррекционно-образовательная.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта «В лесу» Конспект занятия для детей подготовительной группы с нарушением интеллекта «В лесу» Задачи: Задачи: Образовательные цели: обучение составлению.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей с нарушением интеллекта «Пушистая семейка» Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей с нарушением интеллектаГод обучения: 3-ий Вид изобразительной деятельности: рисование.

Конспект занятия по рисованию для детей с нарушением интеллекта «Мишутка» Тема: «Мишутка»(нетрадиционные методы рисования) Цель: формировать умение создавать изображение медведя с помощью нетрадиционной техники.

Музыкально–танцевальные занятия как процесс развития детей с нарушением слуха Развитие музыкально – ритмических движений на каждом возрастном этапе происходит различно, особенно у детей с нарушением слуха. Творческая.

Театрализованный досуг «В гостях у бабушки-сказочницы» для детей с нарушением интеллекта Театрализованный досуг «В гостях у бабушки-сказочницы» для детей с нарушением интеллекта IV обучения (6-7 лет) Дети сидят на стульчиках.

Проект «Моя семья» в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением интеллекта Проект «Моя семья» ЦЕЛЬ: Знакомство детей со своей семьей и ближайшим окружением. ЗАДАЧИ: Образовательные: Научить узнавать своих близких.

Тематический план по логопедии для детей с нарушением интеллекта. 1 класс Тематический план по логопедии для детей с нарушением интеллект 1 класс «Недоразвитие речи системного характера 2-3 уровень речевого развития».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Как проводить педагогическую оценку развития и актуального состояния детей с нарушением интеллекта?
Опубликовано: 6 февраля 2019 в 12:12
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД