МААМ-картинки

Из опыта работы ДОУ в рамках инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта

Елена Токарчук
Из опыта работы ДОУ в рамках инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта

МБДОУ №104является «базовой» пилотной площадкой по реализации инклюзивного образования с 2015 года.

В настоящее время численный состав воспитанников МБДОУ – 251 ребёнка, функционирует 10 групп, из них 3 - комбинированной направленности. Контингент воспитанников с ОВЗ –23 ребенка, из них 19 детей с тяжелыми нарушениями речи и 4 ребенка с нарушением интеллекта, в рамках инклюзии 8 детей.

Работа с детьми с нарушением интеллекта ведется с 2016 года.

Публикация «Из опыта работы ДОУ в рамках инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта» размещена в разделах

Контингент детей с нарушением интеллекта

1 ребенок 3-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, синдром Дауна;

1 ребенок 4-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости;

1 ребенок 5-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости;

1 ребенок 6-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, РАС.

Модели включения обучающихся с умственной отсталостью в МБДОУ.

Модели

включения

Контингент

воспитанников Гибкая группа Частичное включение

ребенок 3-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, синдром Дауна Ребенок посещает индивидуальные занятия со специалистами во время НОД, совместное взаимодействие с детьми группы осуществляется во время художественно-эстетической и досуговой деятельности.

ребенок 4-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости Ребенок находится в ГКП, посещает только индивидуальные занятия со специалистами. Взаимодействует с детьми в режимные моменты.

ребенок 5-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости Ребенок посещает индивидуальные занятия со специалистами во время НОД, совместное взаимодействие с детьми группы осуществляется во время художественно-эстетической и досуговой деятельности.

ребенок 6-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, РАС Ребенок посещает индивидуальные занятия со специалистами во время НОД, совместное взаимодействие с детьми группы осуществляется во время художественно-эстетической и досуговой деятельности. Предоставлен ассистент (мама).

Приоритетные образовательные результаты, достигаемые в представляемой практике: формирование вербальных и невербальных средств коммуникации и навыков общения, способствующих социально-бытовой адаптации и личностному развитию дошкольника с нарушением интеллекта.

Приоритетные образовательные результаты, заданные в представляемой практике достигаются за счет комплексного сопровождения специалистов через использование в ДОУ такой формы работы как психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк).

Цель деятельности ПМПк ДОУ: организация помощи детям с ограниченными возможностями здоровья и (или) отклонениями в поведении, проведения их комплексного обследования и подготовки рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи.

Процесс психолого-педагогического сопровождения цикличен и предусматривает последовательную реализацию четырех этапов: диагностического, поисково-вариативного, практико-действенного и аналитического.

1 этап – диагностический – предполагает выявление и углубленную оценку детей, нуждающихся в организации специальных образовательных условий.

На 2 этапе осуществляется определение целевых ориентиров комплексного психолого-педагогического сопровождения в рамках разрабатываемой АОП. После детального определения всех образовательных потребностей ребенка с ОВЗ разрабатываются и детализируются отдельные компоненты сопровождения ребенка специалистами консилиума.

На 3 этапе совершаются реальные действия всех субъектов инклюзивной образовательной среды по осуществлению программы индивидуального психолого-педагогического сопровождения ребенка. На этом этапе важно постоянно отслеживать динамику индивидуального прогресса ребенка. Также важным является поддержание необходимых ребенку специальных образовательных условий, определяющих эффективную реализацию адаптированной образовательной программы.

На 4 этапе психолого-педагогического сопровождения происходит анализ эффективности деятельности отдельных специалистов консилиума и оценка эффективности сопровождения ребенка в целом.

Воспитатели, учитель-логопед, педагог- психолог, музыкальный руководитель и другие специалисты, имеющиеся в ДОУ, работают в тесном контакте друг с другом. Они стремятся к тому, чтобы иметь единый подход к воспитанию каждого ребенка и единый стиль работы в целом.

Модель взаимодействия педагогов в психолого- педагогическом сопровождении ребенка с ОВЗ

Взаимодействие специалистов по сопровождению детей.

Учитель-дефектолог Педагог-психолог Учитель-логопед Воспитатели Инструктор по физической культуре Музыкальный руководитель Медсестра

диагностика познавательного и социального развития;

ИКЗ по формированию необходимых для усвоения программного материала умений и навыков;

консультирование семьи и педагогов ДОУ. диагностика уровня развития ВПФ, эмоционально-волевой и личностной сферы;

ИКЗ по коррекции сенсорно - перциптивного, коммуникативного и личностного развития;

консультирование семьи и педагогов ДОУ. диагностика уровня речевого развития;

ИКЗ по коррекции речи, формированию коммуникативных навыков, средств вербальной коммуникации;

консультирование семьи и педагогов ДОУ

диагностика уровня усвоения программного материала;

организация совместной деятельности ребенка;

индивидуальная работа по развитию продуктивных видов деятельности;

по заданию специалистов;

консультирование семьи и педагогов ДОУ. диагностика физического развития;

ИКЗ по развитию общей моторики,

координации;

консультирование семьи и педагогов ДОУ. диагностика художественно- эстетического развития;

ИКЗ по развитию слухового и слухоречевого восприятия;

консультирование семьи и педагогов ДОУ.

контроль за состоянием здоровья детей посредством регулярных осмотров, за соблюдением требований санитарно-эпидемиологических норм;

консультирование семьи и педагогов ДОУ.

Остановимся подробнее на направлениях коррекционной работы специалистов ДОУ.

Направления работы учителя-дефектолога

Обучение игре

Освоение сенсорных эталонов

Формирование целостной картины мира

Развитие мелкой моторики

Формирование культурно-

гигиенических навыков и навыков самообслуживания

Формирование элементарных количественных представлений

Направления работы учителя-логопеда

Развитие понимания обращенной речи и невербальных средств коммуникации.

Формирование и активизация доступных средств невербальной и вербальной коммуникации.

Развитие навыков общения.

В программе активно используется технология работы с «безречевыми» детьми по вызыванию звуков. Данная технология основывается на алгоритме поэтапного вызывания звуков:

1. Повторение за ребенком имеющихся у него звуков.

2. Поочередное произнесение с ребенком имеющихся у него звуков.

3. Побуждение ребенка произносить новые звуки с опорой на предмет или картинку в сопровождении жеста. В случае необходимости используется опора на тактильные ощущения.

4. Имитация звукоподражания вслед за взрослым с опорой на картинку.

5. Спонтанное произнесение звуков с опорой на картинку.

6. Использование усвоенных звуков в речи.

7. Включение звуков в слоги и слова.

Затем переходим к работе над фразой, используя прием сопряженного - сопряженно-отраженного – отраженного произнесения вслед за логопедом.

Направления работы педагога-психолога

Развитие коммуникативной функции речи и игровой деятельности

Формирование познавательных процессов и сенсорных эталонов

Развитие общей и тонкой моторики

Направления работы музыкального руководителя

Развитие слухового и слухоречевого внимания через слушание музыки и пропевание слогов, слов, фраз.

Эмоциональное и психофизическое развитие посредством музыкально-ритмических движений и танцев.

Развитие чувства ритма через игру на музыкальных инструментах.

В ходе промежуточного мониторинга эффективности реализации АОП, который осуществлялся в форме регулярных наблюдений педагогов за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов, были отмечены следующие

Результаты работы с «безречевыми» детьми:

Сентябрь 2016 Январь 2017

ребенок 3-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости, синдром Дауна Речь на уровне лепета, понимание обращенной ситуативной речи только с опорой на жесты активно пользуется невербальными средствами коммуникации и понимает их; использует в речи слова (на, дай, сиди, мама, папа, пока, подражает голосам животных; понимает обращенную речь без использования социальных жестов, принимает активное участие в мероприятиях.

ребенок 4-летнего возраста – легкая степень умственной отсталости

Речь на уровне лепета (звукокомплексы и звукоподражания, произносит слова мама, папа, дай)

самостоятельно конструирует фразу с опорой на картинку.

Таким образом, приоритетные образовательные результаты, заданные в представляемой практике достигаются за счет комплексного сопровождения специалистов через реализацию АОП на каждого воспитанника с нарушением интеллекта.

Публикации по теме:

Из опыта работы учителя-дефектолога в коррекционной группе для детей с нарушением зрения Из опыта работы учителя-дефектолога Марининой Ольги Владимировны в коррекционной группе для детей с нарушением зрения Работу в коррекционной.

Из опыта работы учителя-дефектолога в коррекционной группе для детей с нарушением зрения (продолжение) 6. Гимнастика для глаз. Глаза – важнейший орган, который надо беречь с раннего детства. В современных условиях это очень.

Организация физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками с нарушением интеллекта. Из опыта работы Нарушение интеллекта у детей (в педагогике еще называют умственной отсталостью) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности,.

Обучение чтению детей с нарушением интеллекта в игровой формеОбучение чтению детей с нарушением интеллекта в игровой форме «Учимся, играя». Обучение чтению в игровой форме, пожалуй, самая доступная и интересная методика для детей. Само название говорит за себя.

Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования Формы и содержание работы с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования. Что такое инклюзивное.

Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе инклюзивного обучения и образования в ДОУ Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными.

Из опыта работы ДОУ и СОШ в рамках преемственности дошкольного и начального общего образования Из опыта работы по организации преемственности детского сада №96 и школы №40 г. Владикавказа в условиях реализации ФГОС ДО. "Школа не должна.

Практика инклюзивного образования и воспитания детей с РАС в ДОУ ПРАКТИКА ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С РАС в ДОУ Белоусова Людмила Юрьевна Воспитатель МБДОУ детский сад № 209 г. Ульяновск.

Сценарий выпускного праздника для детей с ОВЗ с нарушением интеллекта Сценарий выпускного праздника для детей с ОВЗ (нарушение интеллекта) Составила : Толстыгина Ирина Юрьевна, музыкальный руководитель МБДОУ№.

Специфика работы учителя-логопеда в условиях инклюзивного образования 1 слайд СПЕЦИФИКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ –ЛОГОПЕДА В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 2 слайд Инклюзивное образование в России все активнее занимает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы ДОУ в рамках инклюзивного образования детей с нарушением интеллекта
Опубликовано: 30 августа 2018 в 13:09
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД