Ольга Арутюнян Шерстякова
Разработка использованием музыкально-ритмических и танцевальных движений для детей старшего возраста детей
▼ Скачать + Заказать документы
Методическая разработка
по проведению занятия с использованием
музыкально-ритмических и танцевальных движений
детей старшего дошкольного возраста.
Автор:
Арутюнян Ольга Федоровна
первой квалификационной категории
Пояснительная записка
Наш век компьютеризации и информации требует от личности большого творчества, поиска, познаний.
Публикация «Разработка использованием музыкально-ритмических и танцевальных движений для детей старшего возраста детей» размещена в разделах
- Музыкально - ритмические движения
- Работа музыкального руководителя
- Старшая группа
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
Именно музыка и движение формируют у ребенка свободу в твор-ческом мышлении, дают возможность импровизировать, отдавая вза-мен ребенку эмоциональные реакции – радость, удовольствие.
Музыка и движение помогают воспитывать детей, дают возмож-ность познать мир. Через музыку и движение у ребенка развивается не только художественный вкус и творческое воображение, но и любовь к жизни, человеку, природе, формируется внутренний духовный мир ре-бенка.
Музыкально-ритмические и танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию человека и его самоощущение как индивидуально-сти.
Выдающиеся педагоги Л. С. Выготский и Н. А. Ветлугина считали, что детей следует, как можно раньше побуждать к выполнению творче-ских заданий.
Один из видов музыкальной деятельности, который в большей степени способствует развитию творчества – является музыкальное движение. Почему?
Музыкальные движения – это наиболее продуктивный вид музы-кальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности.
Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях детского объединения ансамбля танца «Калинка» возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.
• Главная линия – линия образных музыкально-двигательных этю-дов, которые способствуют коррекции личности, ее раскрепоще-нию.
Перед ребенком ставятся задачи воплощения того или иного образа, при этом используется не только пантомима, но и язык жестов и мими-ки.
• Вторая линия – овладение основными движениями : различными видами ходьбы, бега, прыжков, техники движений.
• Третья линия – танцевальные движения и танцы, особое внимание в них – общение.
• Четвертая линия – ориентировка в пространстве.
• Пятая – основная – индивидуальное творческое проявление детей в движении – импровизация.
Лучшие варианты, отобранные самими детьми, становятся основой групповых композиций.
Я ставлю перед собой цель – познакомить дошкольников с язы-ком движений и принципами танцевальной композиции, подвести их к овладению выразительной пластикой общения и эмоционального со-стояния, близкого им по собственному жизненному опыту, но исполня-емого под
музыку танцевально. Помочь детям поверить в свои творческие способности, что они талантливы и неповторимы.
Актуальность
Актуальность методической разработки связана с использованием нетрадиционных разнообразных средств и методов физического, эсте-тического и музыкального воспитания детей, позволяющие насытить образовательный процесс положительными эмоциями, увеличить дви-гательную активность детей, которая является мощным фактором ин-теллектуального и эмоционального развития ребенка.
Родители и педагоги, стремятся вырастить детей счастливыми, позитивно воспринимающими жизнь, способными к преодолению трудностей, к достижению наиболее полной творческой самореализа-ции. Именно здоровье – важнейшая предпосылка правильного форми-рования характера, развития инициативы, воли, дарований и природ-ных способностей.
Ритмика помогают творчески реализовать эту потребность, ибо бесконечное разнообразие движений позволяет развивать не только чувства ритма, укреплять скелет и мускулатуру, но и стимулирует па-мять, внимание, мышление и воображение ребенка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помога-ют добиться эмоциональной разрядки, снять умственные перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение.
Занятия по ритмике создают такие условия, при которых ребенок по мере своих возможностей выступает публично, преодолевает неуве-ренность, страх и учится управлять собой, своим поведением, телодви-жениями.
Проблема развития творческих способностей у детей состоит в том, что нам необходимо продолжать развивать у дошкольников му-зыкально-ритмические и танцевальные движения, заложенные приро-дой, т. к. музыкально-ритмическое творчество может успешно развить-ся только при условии целенаправленного руководства со стороны пе-дагога, а правильная организация и проведение данного вида творче-ства помогут ребенку развить свои творческие способности.
Новизна
Использование методов и приемов, позволяющих каждому ре-бенку раскрыть свой творческий потенциал, проявить себя в одном из наиболее доступных детям видов музыкальной деятельности – движе-нии под музыку. Ее отличительными особенностями является активное использование игровой деятельности для организации творческого процесса.
Цель
Определение уровня развития у детей творческих способностей через развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений.
Задачи
1. Выявить, какими творческими способностями владеют дети для вы-полнения музыкально-ритмических и танцевальных движений.
2. Развить воображение детей, их творческую активность.
3. Развитие умения передавать в пластике разнообразный характер му-зыки, различные оттенки настроения;
4. Научить осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмо-ционально-динамическому осмыслению движений.
1.1. Виды музыкально – ритмических движений.
В музыкально - ритмическом движении ритм понимается в широ-ком смысле слова. В него входят развитие и смена музыкальных обра-зов (основных мыслей, чувств, музыкально оформленных в небольшом построении, структура произведения, темповые, динамические, реги-стровые, метроритмические соотношения. Поэтому в процессе занятий ритмикой особенно успешно развивается эмоциональная отзывчивость на музыку, приобретается навык восприятия, воспроизведения музы-кально-ритмической основы произведения.
Виды музыкально - ритмических движений и основные двигатель-ные навыки у детей старшего дошкольного возраста.
Танцевальное творчество средствами движения осуществляется в играх, хороводах, плясках, танцах, упражнениях, драматизациях, до-ступных и интересных детям.
1. Музыкальная игра
Игра – наиболее активная творческая деятельность, направленная на выражение эмоционального содержания музыки, осуществляется в образных движениях. Игра имеет определённый сюжет, правила, му-зыкально-учебные задания, и, облегчённая в интересную форму, помо-гает лучшему усвоению программных навыков.
В методике дошкольного музыкального воспитания определены два вида игр: игры под инструментальную музыку и игры под пение.
В свою очередь игры под инструментальную музыку разделяются на сюжетные, где выступают определённые персонажи, развёртывает-ся действие и решается основная задача – передать музыкально-игровой образ персонажа, и несюжетные, правила которых связаны с музыкой, и решается задача двигаться в соответствии с содержанием, характером и формой музыкального произведения.
Игры под пение включают хороводы, инсценировки песен и тесно связаны между собой. Построение их зависит от содержания. В дей-ствие поочерёдно включаются отдельные дети, небольшая их группа, весь коллектив, меняется направление движения, происходят перестро-ения: в круг, шеренги, пары, «стайку», колонны и т. д. Таким образом, музыкальные игры по своим задачам принадлежат к дидактическим, по характеру – к подвижным. Их содержание находится в полном соот-ветствии с музыкой.
2. Пляски, танцы, хороводы
Своеобразной формой музыкально - ритмических движений явля-ются детские пляски, танцы, хороводы, включающие элементы народ-ных и классических танцевальных движений. Исходя из поставленных задач и общего содержания, их можно последовательно сгруппиро-вать:
- пляски с зафиксированными движениями, построение которых всегда зависит от структуры музыкального произведения;
- пляски комбинированные, имеющие зафиксированные движения и свободную импровизацию;
- свободные пляски, которые носят творческий характер и испол-няются под народные плясовые мелодии. Дети, используя знакомые элементы танцев, построений, упражнений, комбинируют их по-новому, придумывают «свою» пляску;
- хороводы плясового характера, чаще связанные с народными песнями, исполняя которые дети инсценируют сюжет, сопровождая его плясовыми движениями;
- детский «бальный танец», включающий разнообразные польки, галопы, вальсообразные движения. Лёгкий, оживленный характер му-зыки сопровождается всё время повторяющимися танцевальными эле-ментами (шаг польки, шаг галопа);
- характерный танец, в котором «свободные» плясовые движения исполняет какой-либо персонаж в свойственной ему манере (танец сне-жинок, танец Петрушки).
В плясках очень ограниченно используются самые простые дви-жения, так как детям трудно запомнить их последовательность.
3. Упражнения
Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента. Педагог, облекая задание в интересную форму, помогает ре-бятам с ним справиться. Некоторые упражнения помогают навыкам выразительного
движения в передаче игрового образа, в ходьбе, беге, поскоках, а также тренируют в усвоении отдельных танцевальных элементов.
Дети рано начинают чувствовать настроение, характер музыки, воспринимая её сначала в совокупности всех средств, выделяют, отли-чая отдельные, наиболее яркие средства, доминирующие в произведе-нии (например, форму, темп, динамику, метроритм, передавая это в движениях.
Музыкально-ритмические навыки осваиваются в процессе разучи-вания игр, плясок, хороводов и упражнений. Важно научить ребят воспринимать музыку целостно, схватывать общее настроение, харак-тер. Однако в процессе обучения можно выделить те или иные навыки, которые особенно хорошо усваиваются при разучивании данного ма-териала.
Двигательные навыки детей, необходимые для постановки танца, зависят, в первую очередь, от психофизиологических особенностей. Ра-зучивание движений только тогда будет эффективно, когда оно основа-но на знании возможностей ребенка, а так же требуется строгий учет его возрастных психофизиологических особенностей. Танцуя, ребенок, включается в творческий процесс. Совершенствуются его двигательные возможности и навыки. Выполнение двигательных упражнений способ-ствует общему физическому развитию ребенка, обеспечивает силу, ко-ординацию движений и другие качества необходимые для формирова-ния умений и специфических навыков.
1.2. Условия развития у дошкольников творчества являются.
Одним из главных условий развития у дошкольников творчества явля-ются:
1. желание заниматься музыкально-ритмической деятельностью;
2. желание овладеть языком танцевальных движений;
3. сочетание в процессе обучения игровых и творческих
моментов.
В работу по развитию творческих способностей через музыкаль-но-ритмические и танцевальные движения были включены следующие направления обучения:
1. Развитие музыкально-ритмических и танцевальных движений,
куда входили задания направленные на овладение детьми
следующими действиями:
- выразительность
- индивидуальная манера исполнения
- умение осмыслить и сориентироваться в соответствии с музыкой
1. Развитие творческих способностей, овладение языку
танцевальных движений.
2. Совершенствование музыкально-ритмических и танцевальных
навыков.
Кружковая работа организуется с детьми, чтобы дети не теряли инте-рес к изучаемому материалу. Не следует работать над каждым упраж-нением или этюдом дольше 4-6 занятий подряд. Даже если за это время выполнены не все поставленные задачи, лучше обратиться к новому материалу, а к прежнему вернуться некоторое время спустя.
В процессе обучения используются игрушки, атрибуты с целью по-буждения детей к более выразительному исполнению движений. В свя-зи с этим отбирается яркий, эстетически-выразительный игровой мате-риал в том количестве, которое необходимо для занятий.
На занятиях доброжелательная обстановка, искренний и чуткий ин-терес к любым, малейшим находкам, успехам своих воспитанников; поддержка и поощрение их самостоятельности и положительных про-явлений; осторожность и мягкость в исправлении ошибок, при этом не употребляется оценка «плохо», но обращается внимание ребенка на несоответствие его движений заданному образному содержанию, ха-рактеру музыки.
Чрезвычайно важно воспитывать такое же внимательное отношение детей друг к другу, их умение искренне радоваться достижениям своих товарищей, желание помочь им в преодолении встречающихся трудно-стей.
Все это создает действительно творческую атмосферу на занятии, без которой невозможно становление и развитие творчества.
На основе специально подобранного музыкального репертуара бы-ла разработана система музыкально-ритмических и танцевальных дви-жений, которая включала 2 раздела: музыкальная пантомима и музы-кальные движения, которые определяют основные направления обуче-ния.
Работа над выразительностью исполнения музыкально-ритмических и танцевальных движений начинается не после, а до того, как дети овладеют двигательными навыками. В процессе развития тан-цевальной выразительности дети учатся с помощью языка движений общаться друг с другом в танце, передавать в пластике различные эмоциональные состояния, близкие им по собственному жизненному опыту. Освоив этот материал, дети успешнее овладевают приемами перевоплощения.
Таким образом, можно сделать следующий вывод: последовательная и систематическая работа над решением задач в сфере музыкально-ритмической деятельности развивает воображение детей, их творческую активность, учит осознанному отношению к воспринимаемой музыке, к эмоционально-динамическому осмыслению движений. Всё это наполняет ребёнка радостью, а создать радостным пребывание детей в дошкольном учреждении – главная задача педагога.