Альфира Абдулгазиева
Развитие детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник художественно-эстетической деятельности
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник художественно-эстетической деятельности
Сегодня родители отдают предпочтение обучению детей иностранным языкам, шахматному и интерактивному образованию, но актуальность художественно-продуктивной деятельности на сегодняшний день все так же не утратила своей значимости и оказывает на ребенка всестороннее влияние, развивая уже с раннего возраста такие важные качества, как креативность, творчество, целеустремленность.
Публикация «Развитие детей раннего возраста посредством использования нетрадиционных техник художественно-эстетической деятельности» размещена в разделах
С раннего детства дети тянутся к краскам, фломастерам, карандашам. И хотя процесс рисования формируется у детей длительно, все же в самых незаурядных каракулях ребенок видит предметы и явления.
Каково значение изодеятельности в жизни ребенка? Как оно влияет на развитие ребенка? Через рисование ребенок познает разнообразие окружающего мира, форму, цвет, свойства предметов, уникальность и красоту природных явлений, объектов природы. Развиваются познавательные процессы: память, мышление, воображение. Ребенок отражает в речи свойства и качества предметов, учится описывать, рассуждать, давать свою оценку.
Известные педагоги выделяют периоды развития изобразительной деятельности у детей.
1. Доизобразительный. Он включает в себя следующие стадии:
- каракули (2 года, когда ребенка больше интересует предмет рисования, а не то, что он изображает, поэтому научить его нарисовать реальный предмет невозможно. Уже через полгода малыш начинает зрительно контролировать свое рисование. В этот период ребенку не стоит делать замечаний по поводу его рисунков, иначе это отобьет интерес к изобразительной деятельности и вызовет задержку в его общем развитии.
- период от 2 до 3 лет, когда рисунок малыша, по сути, остается каракулей, но ребенок способен дать ему название. Возможно на рисунке не возможно найти того, что сказал малыш, но факт остается фактом.
2. Изобразительный, который в свою очередь делится на:
- период от 3 до 5 лет, когда ребенок изображает примитивно-выразительные рисунки, однако они еще весьма специфичны.
- период от 6 до 7 лет. К ней относятся схематические рисунки, более осознанные. Изображение содержит те качества, которые должны принадлежать изображаемому явлению или предмету.
Художественная деятельность уникальна и тем, что помимо традиционного материала для рисования, можно использовать нетрадиционное. Использование нетрадиционных техник художественно-продуктивной деятельности в работе с детьми играют важную роль во всестороннем их развитии. Работая с нетрадиционным материалом, у детей развивается мелкая моторика рук, расширяются знания об окружающих предметах и явлениях, развивается диалогическая речь, пополняется словарь новыми словами, происходит развитие познавательных процессов: мышления, воображения, памяти, восприятия. Но самое главное, ребенок приобщается к художественной культуре, воспитывается интерес к процессу рисования, аппликации, конструированию и лепке. Поэтому очень важно начинать такую работу уже с самого раннего возраста.
Нетрадиционные способы рисования подразумевают под собой использование в качестве инструментов для создания рисунка не только карандашей, кисти и красок, но также огромного количества подручных средств – ватных тампонов, смятой бумаги, поролона, трафаретов, высушенного природного материала (травинок, листьев) и т. п. Помимо этого можно экспериментировать с текстурой красок, создавая рисунки на мокром фоне, на бумаге, посыпанной солью, или при помощи так называемых «воздушных красок».
Рисование пальцами-техника, при которой изображения предметов и явлений создаются пальцами. Это может быть дождик, капающий с тучек, семечки, которые клюет курочка, снег и многое другое.
Рисование ладошками-прием, когда в рисовании задействована рука, смоченная в краске-рыбка, птичка, цветочек
Оттиск-рисование кусочком поролона, из которого вырезаются разные предметы, фигуры. Они обмакиваются в краску и наносятся на бумагу-цветы, листья, деревья, река.
Рисование штампом-изображение вырезанное на плоскости. Так, из кусочка картошки можно вырезать звездочку, цветок, елочку и другое.
Рисование кусочками овощей-прием, когда разрезается кусочек овоща или фрукта, обмакивается в краску и наносится на лист бумаги-фрукеты в банке, фрукты в вазе, овощи в корзинке.
Рисование по мокрому-особенность приема рисования состоит в том, что на бумагу сначала наносится вода, а затем, еще не на высохшую бумагу наносится краска. Так можно получить различные пейзажи, цветы, явления природы.
Набрызг- простой, но интересный в исполнении метод рисования, подразумевающий разбрызгивание краски крупными и мелкими каплями по бумажной поверхности.
Монотипия-в ее основе положен принцип зеркальности. Наносится изображение, которое при складывании листа пополам отражается на другой поверхности листа. Так рисуют бабочку, цветы, пейзажи.
Рисование ватными палочками-это прием нанесения цветных точек, линий на лист бумагу-снег, гусеница, дождь и так далее.
Рисование солью-прием, при котором предмет или явление рисуется на листе бумаги клеем ПВА, посыпается солью, затем рисунок встряхивается и на соль наносится краска. Таким способом можно нарисовать узоры, салют, пейзаж и много другого.
Рисование листьями-прием, когда краска наносится кисточкой на листик из любого дерева, затем листик прижимается к бумаге и подучается изображение-лес, кораблик.
Таким образом, нетрадиционные техники изо деятельности не только вызывают интерес у детей дошкольного возраста, но и способствуют развитию разных сторон личности ребенка.