Елена Гущина
Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников.
В условиях современного времени все чаще слышим о том, что у детей плохо развита речевая активность, умение отвечать не односложно, и даже выстроить более или менее логический ответ на какое- либо задание связанное с мышлением. И исходя из этого, образовалась очень острая и очень актуальная проблема – гибкость мышления.
Публикация «Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников» размещена в разделах
Ведь через гибкость творческого мышления происходит полное становление ребенка в полноценную личность.
Потому меня этот вопрос очень заинтересовал, и я решила более подробно его изучить.
Мы все так привыкли всегда мыслить односложно и просто, ища самый легкий и простой ответ на тот или иной вопрос, исключая момент поиска и других, альтернативных решений на данные вопросы. И мы не задумываясь такое мышление даем нашим детям, как самое верное, исключая возможности творчества и креативного мышления.
В широком смысле креативностью называют способность отказаться от стереотипов.
Ведь что такое дивергентное и конвергентное мышление в своей сути?
Дивергентное (от латинского divergere – расходиться) мышление используется человеком тогда, когда нужно выдать множество решений на основе одних и тех же данных, в то время как конвергентное (от латинского cоnvergere – сходиться) – это фокусировка на главном (одном) решении.
То есть нужно дать толчок для развития этих двух видов мышления. И в итоге каждый из них будет полностью взаимодействовать друг с другом, полностью дополняя.
Дивергентность - понятие очень тесно связано с понятием «творчество». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
Потому и это стало моей идеей развития логического мышления у детей моей группы через творческое мышление, тем самым направляя их на полноценное развитие их личности. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями ребенка. Воображение
является его центром. Выполняя какое- либо творческое задание ребенком, в творчестве может стать абсолютно новым, то есть определенно не сделанный шаблонно и следовательно нестереотипно.
В такой момент у детей старшего возраста начинает развиваться и обогащаться более активно воображение, расширяется познание, опыт и естественно интересы.
Когда ребенок находится в процессе творчества, он начинает испытывать массу положительных эмоций, как от самого процесса, но и от самого главного - полученного им результата.
В дошкольном возрасте мы всегда делаем акцент на развитие таких процессов, как память, мышление, восприятие, внимание. Тем самым нацеливая детей на более успешную в дальнейшем учебную деятельность.
Особенно старшие дошкольники любят заниматься творческой деятельностью, они с увлечением лепят, рисуют, танцуют, сочиняют сказки, небылицы, истории. И с каждым разом, чем сложнее задание, тем интереснее им искать нужное решение для его воплощения. Потому именно творчество делает жизнь ребенка богаче и интереснее. Именно в творческом мышлении ребенок себя раскрывает в независимости от своих личностных комплексов. В то время, как взрослый зачастую боясь ошибиться, стесняется их проявить. Потому дети искренни в проявлении себя в творческой деятельности. И именно в такие моменты можно подключать дивергентное мышление - как метод творческого, художественного мышления.
При помощи такого мышления дети могут усваивать моральные и нравственные нормы, развивая умение различать многие, свойственные для человека, качества (сострадание и ненависть, добро и зло и т. д.)
Это мышление заставляет детей вкладывать смысл и понимание жизненных ценностей. И мы развиваем данный вид мышления включая в обычную познавательную деятельность – игру. Так как ведущей ролью в жизни дошкольника является именно она, при помощи которой развивается и логическое мышление. Для этого мы можем использовать такие игры, например:
- интеллектуальные викторины;
-«зачем нам нужен карандаш?»- нужно назвать все доступные действия с ним, и затем предложить свой вариант предмета и т. д.
-«перечисли все виды использования бумаги»
-литературные вечера «в стране смешных историй», «в гостях у любимых сказок» и т. д. ;
-«шишка»- знакомить с новыми многозначными словами; учить подбирать слова, схожие по звучанию;(шишка- еловая, на лбу, слова рифмы- малышка, мышка, трусишка, плутишка и т. д.)
-«идет- стоит» -знакомить с разными значениями слова «идти»; находить слова с противоположным значением.
- «Секреты» учить детей ориентироваться по плану на участке детского сада (старшая, подготовительная к школе группы);
- «Найди игрушку» - учить детей ориентироваться по плану в групповой комнате (старшая, подготовительная к школе группы);
- «Куда спрятался жучок?»- учить детей свободно пользоваться планом (средняя, старшая, подготовительная к школе группы).
-задания с перевоплощением детей в персонажей; с включением моделирования, и тому подобное.
Детям очень сложно сразу включиться в такие игры, и это действительно заметно, но по истечении времени и систематизации проведения данных заданий и упражнений, это дает результат, дети становятся более активными в общении, стараются находить самый неожиданный ответ, и не самое простое решение.
И если вы хотите развить в себе или в вашем ребенке дивергентного (креативного) мышления, то стоит лишь придерживаться некоторых советов:
-Не бойтесь никогда казаться необычным и предлагать новые идеи; -Не бойтесь мнения окружающих, будьте самим собой ; -развивайте свое нестандартное мышление дальше рамок установленных обществом; -не бойтесь ошибаться и никогда не ругайте за ошибку своего ребенка, ошибиться может каждый, всегда есть несколько
выходов и решений из разных ситуаций; -обсуждайте любые интересующие вашего ребенка и вас темы или вопросы. -Находите объяснения непонятных и странных для ребенка и вас вещей. -Научитесь мыслить сами, избавьтесь от шаблонности и стереотипности, которые мешают вашему развитию.
Дивергентного мышления бы не было без конвергентного, так как вся суть такого мышления, сводится к тому, что находя много вариаций решений поставленной задачи, сохраняет их и позволяет нам создают новую информацию из той, что имеется в сокровищнице памяти. Как дивергентное, так и конвергентное мышление можно и нужно развивать, и понимание особенностей каждого из типов помогает стимулировать его правильными методами и с наилучшими результатами.