Папки-передвижки

Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников

Елена Гущина
Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников.

В условиях современного времени все чаще слышим о том, что у детей плохо развита речевая активность, умение отвечать не односложно, и даже выстроить более или менее логический ответ на какое- либо задание связанное с мышлением. И исходя из этого, образовалась очень острая и очень актуальная проблема – гибкость мышления.

Публикация «Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников» размещена в разделах

Ведь через гибкость творческого мышления происходит полное становление ребенка в полноценную личность.

Потому меня этот вопрос очень заинтересовал, и я решила более подробно его изучить.

Мы все так привыкли всегда мыслить односложно и просто, ища самый легкий и простой ответ на тот или иной вопрос, исключая момент поиска и других, альтернативных решений на данные вопросы. И мы не задумываясь такое мышление даем нашим детям, как самое верное, исключая возможности творчества и креативного мышления.

В широком смысле креативностью называют способность отказаться от стереотипов.

Ведь что такое дивергентное и конвергентное мышление в своей сути?

Дивергентное (от латинского divergere – расходиться) мышление используется человеком тогда, когда нужно выдать множество решений на основе одних и тех же данных, в то время как конвергентное (от латинского cоnvergere – сходиться) – это фокусировка на главном (одном) решении.

То есть нужно дать толчок для развития этих двух видов мышления. И в итоге каждый из них будет полностью взаимодействовать друг с другом, полностью дополняя.

Дивергентность - понятие очень тесно связано с понятием «творчество». Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Потому и это стало моей идеей развития логического мышления у детей моей группы через творческое мышление, тем самым направляя их на полноценное развитие их личности. Творчество – сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями ребенка. Воображение

является его центром. Выполняя какое- либо творческое задание ребенком, в творчестве может стать абсолютно новым, то есть определенно не сделанный шаблонно и следовательно нестереотипно.

В такой момент у детей старшего возраста начинает развиваться и обогащаться более активно воображение, расширяется познание, опыт и естественно интересы.

Когда ребенок находится в процессе творчества, он начинает испытывать массу положительных эмоций, как от самого процесса, но и от самого главного - полученного им результата.

В дошкольном возрасте мы всегда делаем акцент на развитие таких процессов, как память, мышление, восприятие, внимание. Тем самым нацеливая детей на более успешную в дальнейшем учебную деятельность.

Особенно старшие дошкольники любят заниматься творческой деятельностью, они с увлечением лепят, рисуют, танцуют, сочиняют сказки, небылицы, истории. И с каждым разом, чем сложнее задание, тем интереснее им искать нужное решение для его воплощения. Потому именно творчество делает жизнь ребенка богаче и интереснее. Именно в творческом мышлении ребенок себя раскрывает в независимости от своих личностных комплексов. В то время, как взрослый зачастую боясь ошибиться, стесняется их проявить. Потому дети искренни в проявлении себя в творческой деятельности. И именно в такие моменты можно подключать дивергентное мышление - как метод творческого, художественного мышления.

При помощи такого мышления дети могут усваивать моральные и нравственные нормы, развивая умение различать многие, свойственные для человека, качества (сострадание и ненависть, добро и зло и т. д.)

Это мышление заставляет детей вкладывать смысл и понимание жизненных ценностей. И мы развиваем данный вид мышления включая в обычную познавательную деятельность – игру. Так как ведущей ролью в жизни дошкольника является именно она, при помощи которой развивается и логическое мышление. Для этого мы можем использовать такие игры, например:

- интеллектуальные викторины;

-«зачем нам нужен карандаш?»- нужно назвать все доступные действия с ним, и затем предложить свой вариант предмета и т. д.

-«перечисли все виды использования бумаги»

-литературные вечера «в стране смешных историй», «в гостях у любимых сказок» и т. д. ;

-«шишка»- знакомить с новыми многозначными словами; учить подбирать слова, схожие по звучанию;(шишка- еловая, на лбу, слова рифмы- малышка, мышка, трусишка, плутишка и т. д.)

-«идет- стоит» -знакомить с разными значениями слова «идти»; находить слова с противоположным значением.

- «Секреты» учить детей ориентироваться по плану на участке детского сада (старшая, подготовительная к школе группы);

- «Найди игрушку» - учить детей ориентироваться по плану в групповой комнате (старшая, подготовительная к школе группы);

- «Куда спрятался жучок?»- учить детей свободно пользоваться планом (средняя, старшая, подготовительная к школе группы).

-задания с перевоплощением детей в персонажей; с включением моделирования, и тому подобное.

Детям очень сложно сразу включиться в такие игры, и это действительно заметно, но по истечении времени и систематизации проведения данных заданий и упражнений, это дает результат, дети становятся более активными в общении, стараются находить самый неожиданный ответ, и не самое простое решение.

И если вы хотите развить в себе или в вашем ребенке дивергентного (креативного) мышления, то стоит лишь придерживаться некоторых советов:

-Не бойтесь никогда казаться необычным и предлагать новые идеи; -Не бойтесь мнения окружающих, будьте самим собой ; -развивайте свое нестандартное мышление дальше рамок установленных обществом; -не бойтесь ошибаться и никогда не ругайте за ошибку своего ребенка, ошибиться может каждый, всегда есть несколько

выходов и решений из разных ситуаций; -обсуждайте любые интересующие вашего ребенка и вас темы или вопросы. -Находите объяснения непонятных и странных для ребенка и вас вещей. -Научитесь мыслить сами, избавьтесь от шаблонности и стереотипности, которые мешают вашему развитию.

Дивергентного мышления бы не было без конвергентного, так как вся суть такого мышления, сводится к тому, что находя много вариаций решений поставленной задачи, сохраняет их и позволяет нам создают новую информацию из той, что имеется в сокровищнице памяти. Как дивергентное, так и конвергентное мышление можно и нужно развивать, и понимание особенностей каждого из типов помогает стимулировать его правильными методами и с наилучшими результатами.

Публикации по теме:

«Формирование творческого мышления у старших дошкольников через технологию ТРИЗ» Творческое мышление – это мышление, дающее решение принципиально новых проблем, приводящее к новым идеям, открытиям. ТРИЗ (теория решения.

Картотека игровых технологий, игр, упражнений, заданий по развитию логико-математического мышления у старших дошкольников Картотека игровых технологий, игр, упражнений, заданий по развитию логико-математического мышления. Воспитатель Шульженко Н. В. Игровая.

Конспект НОД «Развитие нестандартного мышления старших дошкольников» Цель: развитие творческого мышления и воображения детей старшего дошкольного возраста Программные задачи: 1. формировать у детей мотивацию,.

Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических игр Мастер – класс Головиной Ирины Анатольевны на тему «Развитие элементов логического мышления дошкольников посредством логико-математических.

Педагогический проект «Интеллектуальная игра как средство развития логического мышления у старших дошкольников» «В игре детей есть часто смысл глубокий». Иоганн Фридрих Шиллер. Аннотация Логическое мышление формируется на основе образного и является.

Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников. Развитие фонематического восприятия у старших дошкольников. Одним из основных условий беспроблемного вхождения детей в школьное обучение.

Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста. Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать.

Развитие логического мышления у дошкольников в соответствии с ФГОС ДО Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утверждённый Министерством образования и науки Российской.

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие памяти и мышления дошкольников в речевой деятельности Речевая деятельность как средство развития памяти и мышления дошкольников План: 1. Актуальность проблемы. 2. Речевая деятельность дошкольников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников
Опубликовано: 17 апреля 2017 в 15:13
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Гущина (УИ 196032) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД