Получи документы

Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста

Юлия Авдюнина
Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Формирование и развитие словаря является одним из основных направлений речевого развития дошкольников. В настоящее время наблюдаются тенденции ухудшения уровня речевого развития детей, включая скудность их словаря. Причинами такой плачевной ситуации выступают и наследственность, и врожденные патологии развития, и банальная педагогическая запущенность. Обычно, словарная работа наиболее интенсивно ведется в раннем и младшем дошкольном возрасте, но она должна продолжаться и в более старших возрастных группах детского сада.

Публикация «Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Существуют определенные нормы развития речи, показателем которых, в частности, является количество слов, которые знает ребенок. К концу первого года жизни появляются первые слова (10 15 слов). Лепетные (ляля, мама, папа) и звукоподражательные (мяу, биби). На протяжении 2-го и 3-го г. жизни у ребенка происходит значительное накопление словаря. К 1.5 годам — 100 слов, к 2 годам — 300 400 слов, к 3 годам — 1000 1500 слов, а в 6-7 лет активный словарный запас составляет от 3500 до 5000 слов.

Недостаточная сформированность словарного запаса оказывается серьезной проблемой, которая приводит к тому, что такие дети оказываются элементарно не готовы к обучению в школе. И в первую очередь это сказывается на овладении грамотой – детям просто не хватает знаний, чтобы подобрать проверочные слова.

Чтобы этого не допустить, необходимо предпринять действенные меры для обогащения словарного запаса ребенка, чтобы он знал, как можно больше слов перед поступлением в школу.

Виды словарного запаса

Словарный запас бывает двух видов – пассивный и активный. Пассивный словарь – это те слова, значение которых ребенок понимает, но не использует в своей повседневной речи. Активный словарь включает в себя те слова, которые ребенок не только понимает, но и использует их в устной речи. Как правило, пассивный словарь всегда больше активного.

Таким образом, основная педагогическая задача – это расширение пассивного словаря, а также помощь в активизации активного словаря. Наиболее активным периодом, когда ребенок начинает осваивать наибольшее количество слов, является возраст от 1 года. Если в 12 месяцев ребенок знает порядка 12 слов, то к 4 годам он уже осваивает до 2000 слов.

Важно понимать, что слова не усваиваются сами по себе – это результат планомерной работы по расширению словарного запаса ребенка. И работа должна проводиться каждый день – только так можно добиться хороших результатов. Огромную роль в этом процессе играют взрослые, окружающие ребёнка: педагоги и родители, от участия которых напрямую зависит, как быстро начнет ребенок говорить и насколько его словарный запас будет богатым.

Есть ряд рекомендаций, позволяющих сформировать и увеличить словарный запас у детей дошкольного возраста. Выполнение большинства из них не требует особых усилий.

Формирование словарного запаса

= Формируем сначала пассивный словарный запас. Учим понимать слова. Уточняем значение, читаем сказки, рассказы (хорошо использовать короткие русские народные сказки, рассказы Осеевой, Толстова, Ушинского, Сутеева, стихи Чуковского, Барто, Михалкова).

= Затем начинаем вводить слова в речь. Учим слова с опорой на картинку. Повторяем их обязательно в движении (хорошо использовать игры с мячом). Обращаем внимание на грамматическое оформление слов.

= Составляем предложения и тексты.

Норма развития словарного запаса

Все дети находятся в разных условиях развития речи, поэтому количество слов, которые они знают, отличается в каждом конкретном случае. Но есть определенный перечень терминов и понятий, которые дети должны знать к 5-7 годам:

• Бытовой словарь (названия игрушек, посуды, предметов гигиены и обихода).

• Пространственное ориентирование (верх, низ, право, лево).

• Понятия времени (секунда, минута, час, год, дни недели, месяцы и времена года.

• Природоведческий словарь (названия явлений природы, животных, растений, птиц, которые находятся в его непосредственном окружении).

• Числительные (в идеале до ста).

• Термины из области обществознания (названия праздников, слова, обозначающие труд людей, человеческие ценности и т. д.).

• Виды спорта (футбол, хоккей и т. д.).

• Слова, обозначающие эмоции, чувства и переживания.

• Части человеческого тела.

• Названия транспортных средств.

• Цвета и оттенки.

Методы и приёмы формирования словаря детей дошкольного возраста

Развитие и обогащение словаря детей происходит постоянно в процессе общения с окружающими в разных видах деятельности.

Можно выделить две группы методов:

1) методы накопления содержания детской речи (методы ознакомления с окружающим миром и обогащения словаря)

2) методы, направленные на закрепление и активизацию словаря, развитие его смысловой стороны.

Первая группа включает методы:

а) непосредственного ознакомления с окружающим и обогащения словаря:

= рассматривание и обследование предметов,

= наблюдение,

= осмотр помещения детского сада,

= целевые прогулки и экскурсии;

б) опосредованного ознакомления с окружающим и обогащения словаря:

= рассматривание картин с малознакомым содержанием,

= чтение художественных произведений,

= показ кино и видеофильмов,

= просмотр телепередач.

Вторая группа методов

используется для закрепления и активизации словаря:

= рассматривание игрушек,

= рассматривание картин с хорошо знакомым содержанием,

= дидактические игры,

= чтение художественных произведений,

= дидактические (словарные) упражнения.

Все задачи словарной работы решаются в единстве с другими задачами развития речи.

Основными источниками развития словаря являются:

= Наблюдения над окружающей действительностью (природой, общественной жизнью, трудом людей, игровой деятельностью детей и т. д.);

= Общение со взрослыми и сверстниками (беседа, совместная деятельность);

= Речь взрослых – дети заимствуют у взрослых слова и их употребление, так как они не могут сами отбирать, что хорошо, что правильно, и подражают всему, что слышат;

= Художественная литература, чтение которой обычно сопровождается анализом и обсуждением содержания, работой над языком произведения.

Словесные игры для развития словарного запаса у детей дошкольного возраста:

= «Кто так умеет делать?»: махать крыльями, прыгать и т. п. ;

= «Найди по указанному признаку»: что может быть большое? Что - круглое? Что - желтое, круглое?

= «Что делает?»: корова, автомобиль и т. п. ;

= «Какой он?»: мяч, забияка и т. п. ;

= «Назови целое»: стенки, донышко, ручка, носик, крышка;

= «Назови части»: у куклы, у грузовика, у платья;

= «Скажи одним словом»: яблоко, апельсин, банан, груша;

= «Уточни название»: насекомые, обувь, цветок;

= «Дай три названия и больше»: гвоздика - цветок - растение, диван - мебель - вещь, плов - блюдо - пища - питание;

= «Что добавлено к слову?» Как изменяется слово, если к нему прибавить -ок, -ик, -очек, -еньк, -енька? Сравните: гриб- грибок-грибочек, волк-волчище, мальчик-мальчишка;

= «Почему так называют?»: кукушка, самолет, девясил.

= «Скажи наоборот»: злой-добрый, веселый-грустный, тихий- громкий;

= «Скажи по-другому»: жара - зной; ураган - буря, ветер; огорчаться - печалиться, плакать, грустить, тужить.

Словарный запас дошкольника

В дошкольном возрасте дошкольник должен овладеть таким словарём, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи, поэтому дошкольная педагогика рассматривает развитие словаря, как одну из важных задач развития речи.

Публикации по теме:

Обогащение двигательного опыта воспитанников среднего дошкольного возраста посредством двигательных пауз в режимных моментах Работая с воспитанниками в возрасте от 4 до 5 лет, я обратила внимание, что двигательные навыки детей на начало учебного периода снижены.

Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх-занятиях со строительным материалом «Обогащение сенсорного опыта детей раннего возраста в играх занятиях со строительным материалом» «Тема обобщенного педагогического опыта».

Игры на обогащение словаря синонимами и антонимами «Скажи похоже» Шалить – баловаться удивить – поразить Забавлять – развлекать звать – приглашать Бросать – кидать строить – возводить Большой.

Из опыта педагогической работы. Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр «Обогащение словарного запаса детей дошкольного возраста через использование дидактических игр.»Дети находятся в процессе постоянного развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие и обогащение словаря детей дошкольного возраста
Опубликовано: 23 марта 2024 в 14:44
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД