Анна Егорова
Развитие интеллектуальных и технических способностей детей дошкольного возраста посредством «Тико» — моделирования
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, коллеги.
Одной из приоритетных задач в области образования становится реализация государственного и социального заказа на модернизаторов производства и новаторов. Сегодня наша страна, общество нуждаются в социально активных, самостоятельных и творческие людях, которые способны к саморазвитию. Изучая статистические данные, можно сделать вывод, что сейчас в России отмечается низкий статус инженерного образования. Низкий процент выпускников идут поступать в вузы с инженерным направлением.
Публикация «Развитие интеллектуальных и технических способностей детей дошкольного возраста посредством „Тико“ — моделирования» размещена в разделах
Возможно, готовить будущих инженеров нужно как можно раньше-с детского сада и школы, развивая у детей технические и интеллектуальные способности, математические знания. В истории педагогики игры со строительным материалом представлены и изучены во многих системах воспитания детей дошкольного возраста. Но термин «строительно-конструктивная игра» появился сравнительно недавно (П. Г. Саморукова, В. Р. Лисина). В основе игры лежат конструктивные способности, такая игра приближается к практической деятельности ребенка, в частности, к конструированию.
Несомненно, современные дети - изобретатели, исследователи и, конечно, конструкторы. Для развития и обучения детей нужна целостность во всех образовательных областях. Такую интеграцию может обеспечить конструкторская деятельность.
Развивающая среда нашего ДОУ пополнилась конструкторами «ТИКО», и мы начали углубленно работать по изучению современной образовательной технологии, которая является инновационной в линейке конструкторов нового поколения, доступной и привлекательной для детей, родителей и педагогов.
Воспитатели в процессе обучения используют новые формы, методы, приемы на основе образовательного конструктора «ТИКО», включают различные задания в рабочую программу, тем самым, усиливают реализуемую основную образовательную программу образования в ДОУ концепции математического развития и конструктивно – модельной деятельности.
Что представляет собой данная технология? Это игровой конструктор для обучения, который легко трансформируется. В наборе «ТИКО» находятся пластмассовые плоскостные фигуры разного цвета, которые могут соединяться друг с другом различными способами. Входящие в набор дополнительные элементы и детали делают конструкцию подвижной.
Детали конструктора изготовлены из экологически чистой пластмассы, они безопасны для детей, практичны, выдерживают многократную сборку-разборку. Получившиеся фигуры достаточно прочные, легко трансформируются и в случае падения или удара с ними ничего не случается. Конструктор адаптирован для работы в дошкольных учреждениях, школах и других образовательных учреждений любого типа, эффективен в реализации ФГОС ДО.
Сама идея создания конструктора «ТИКО и научно-методическое сопровождение проекта в начальной стадии создания принадлежит профессору МГУ И. Х. Сабитову, а Логинова И. В. – создатель инновационной технологии. Существует 12 наборов «ТИКО» конструктора, которые различаются видом, количеством фигур, ориентированы на определенный возраст детей, начиная с младшего возраста.
Также для работы используются тетради по «ТИКО»-моделированию, папки с набором карточек- схем для создания плоскостных фигур. Можно параллельно работать по технологическим картам (в наборе которых более 40 штук). Для детей с ОВЗ тоже имеются методические материалы и пособия. Автор всех печатных материалов- Логинова И. В.
Например, набор конструктора «Малыш» предназначен для детей младшего дошкольного возраста. В наборе имеются небольшие детали, с которыми удобно заниматься детям. Из элементов данного набора можно собрать разные фигуры: домики, дороги, бытовые предметы, дворовые постройки и т. д. Также детям этого возраста будут интересны конструкторы других видов: «Архимед», «Класс» или «Фантазер». Дошкольники уже могут освоить некоторые плоскостные и объемные фигуры. Некоторые наборы предназначен для детей старшего дошкольного возраста и учеников школы.
Методика работы с конструктором происходит по принципу «от простого к сложному. В младшей группе занятия начинаются с рассматривания самого конструктора, знакомства с деталями и элементами, классификации по размеру и цвету. Далее дошкольники учатся собирать детали в группы, педагог обязательно показывает, как правильно соединить элементы- под углом, шершавой стороной наружу.
Дети учатся самостоятельно подбирать детали конструктора, выбирают наиболее рациональные приемы работы, озвучивают свои идеи, исследуют, анализируют, сравнивают детали, подбирают цветовую палитру по желанию.
Играя с конструктором, дети с легкостью запоминают фигуры: куб, призму, ромб, многоугольник и т. д. Они могут создавать объёмные фигуры, могут лучше освоить пирамиды, которые состоят из многих граней, призмы с их развёртками. Для дошкольников это и есть наглядный пример перехода из плоскости в пространство. Дети воспринимают занятия как игру, с большим удовольствие погружаются в неё, вместе с тем приобретают важные знания, навыки интеллектуальной творческой работы, учатся фантазировать и мыслить пространственно.
Занятия с образовательными конструкторами «ТИКО» знакомят дошкольников с тремя видами творческого конструирования:
– свободное исследование. Дети самостоятельно создают различные вариации простых моделей.
– Исследование. Дети строят определенную модель под руководством воспитателя. Этот вид предусматривает пошаговое выполнение инструкций дошкольниками.
– Свободное, неограниченное решение творческих задач. Дети делают модели по собственным проектам[3].
На занятиях педагог использует различные формы работы: конструирование по схеме, по образцу, по собственному представлению, по словесной инструкции воспитателя; дети работают индивидуально, в группах. Работая вместе, дошкольники общаются друг с другом, обсуждают возможные варианты сборки, решают возникшие проблемы, то есть развиваются навыки коммуникации. Педагог старается предложить детям самостоятельно находить отдельные конструктивные решения на основе анализа существующих сооружений. Для детей очень важен результат работы, демонстрация готового продукта, что повышает их самооценку, желание узнать новое. Конечно, сначала у дошкольников будут получаться простые постройки, но ежедневно занимаясь с конструктором, будут получаться более сложные конструкции.
Безусловно, образовательная технология «ТИКО»- конструирования развивает технические, интеллектуальные способности, пространственное воображение и образное мышление. У детей улучшается моторика рук, развиваются внимание, память, наблюдательность, активизируется речь. Все это, несомненно, дает возможность в школе осваивать такие предметы, как математика, геометрия, черчение и др.