Папки-передвижки

Развитие коммуникативных способностей дошкольников (1 фото)

Стрельникова Наталья
Развитие коммуникативных способностей дошкольников

Формирование коммуникативных навыков у детей является неотъемлемым и достаточно важным направлением в образовательном процессе дошкольной организации.

Учеными доказано, что стремление ребенка к общению является врожденным; коммуникативная способность записана в его генетическом коде. Уже в младенчестве у ребенка вырабатывается особое отношение к людям, складываются эмоциональные и ситуативно-личностные формы общения, что составляет основу развития личности. В этом возрастном периоде коммуникативные потребности ребенка полностью удовлетворяются посредством взаимодействия с близкими взрослыми.

Публикация «Развитие коммуникативных способностей дошкольников» размещена в разделах

С переходом в дошкольный возраст, меняется вся система его отношений к окружающему миру, к людям. Происходит одно из важнейших «приобретений» ребенка в коммуникативном развитии – расширяется круг общения. Помимо мира взрослых, дошкольник «открывает» для себя мир сверстников.

В сфере взаимодействия младшего дошкольника с взрослыми на первый план выходит внеситуативно - познавательная форма общения, которая представляет собой своеобразное «теоретическое» сотрудничество. Обостренная познавательная потребность ведет к тому, что ребенок теперь уже может задавать взрослому разнообразные вопросы, охватывающие все области знаний об окружающем мире. Взрослый для него источник новых знаний.

Не менее значимы в становлении коммуникативной функции речи и практические контакты со сверстниками. Отношения между детьми в этом возрастном периоде развиваются динамично и становятся конкурентными, чему способствует осознание ребенком общественно значимых норм и правил. Ребенок пристально наблюдает за действиями сверстников, оценивает их, сравнивает себя с другими, проявляет агрессивность или застенчивость. Потребность в признании и уважении становится главной в общении как с взрослыми, так и с ровесниками.

Таким образом, путем урегулирования конфликтов в межличностных отношениях, в процессе активного собеседования, формируется коммуникативная компетентность, усложняется и обогащается коммуникативное поведение детей.

К старшему дошкольному возрасту ведущим средством общения становится слово. Вместе с тем, до конца дошкольного периода, неречевые способы коммуникации «выполняют» роль словесного сопровождения. У детей складывается высшая для дошкольного возраста внеситуативно-личностная форма общения. Ведущими мотивами становятся личностные, а

главный побудитель общения - сам человек. Дети этого возраста предпочитают говорить о правилах поведения, об отношениях между людьми, о родителях, о себе. Наряду с эмоциональными, у детей постепенно устанавливаются взаимные деловые и игровые взаимоотношения. Но речевое общение еще неполноценно и имеет форму отдельных диалогических циклов. Стремясь выразить себя, рассказать о своих действиях, чувствах, дошкольники не замечают друг друга – каждый говорит «о своем». Поэтому развитие начальных форм диалога – собеседования, должно осуществляться под руководством взрослого, в процессе совместного рассматривания картинок, в игровой деятельности.

Основной метод развития диалогической речи – разговорная речь. В разговоре дети задают вопросы и дают самостоятельные высказывания.

В 5 лет ребенок, не имеющий речевой патологии, способен к целеустремленной связной беседе. У детей с нарушениями речи формирование навыка связного высказывания несколько запаздывает, поэтому им необходимо оказание коррекционной помощи, в зависимости от тяжести проявления речевого дефекта. Коммуникативная активность большинства таких детей снижена. В этом случае основным способом развития форм речевого общения является сюжетно-ролевая игра.

Однако, при переходе ребенка в возраст школьного детства, обнаруживается низкая коммуникативная готовность. Это может привести к социальной дезадаптации. Поэтому работу по предупреждению подобного явления и развитию коммуникативности необходимо начинать как можно раньше.

Основные направления работы:

1. Наблюдения во время наивысшей речевой активности детей, т. е в свободном общении:

- легко ли ребенок вступает в контакт со взрослыми и детьми;

- с кем ребенок предпочитает общаться: со взрослыми или с детьми (каких возрастов);

- содержание общения (о чем спрашивает, что сообщает)

- степень участия в диалоге, формирование связной речи;

- использование неречевых средств общения;

- анализ речевых средств (уровень общей речевой активности).

2. Коррекция коммуникативного поведения :

- формирование восприятия общения на положительной эмоциональной основе, развитие делового сотрудничества и общих игровых интересов;

- развитие способности воспринимать и использовать различные коммуникативные средства (визуальные, мимические, жестовые, словесные);

- формирование социальных представлений, которые возникают вследствие ознакомления с профессиями людей, в результате вычленения и осознания в игре различных видов социальных отношений.

Эффективным приемом развития речевой активности, коммуникабельности у детей в условиях детского сада является объединение детей разных возрастов, знакомство и беседы друг с другом, организация совместных праздников, экскурсий, досугов с участием родителей. Педагогу необходимо и важно грамотно направлять, регулировать деятельность и общение детей.

Коммуникативная функция речи является основополагающей в процессе овладения ребенком родным языком. В общении закладываются основы для развития монологической и диалогической речи, связного высказывания. Но содержание формирования правильного коммуникативного общения гораздо шире, нежели работа по развитию речи. Поэтому участие в этом процессе педагогов и родителей, их постоянное взаимодействие, позволят ребенку приобрести навыки коммуникативного общения.

Инсценирование сказки «Теремок" (подготовительная группа)

Цель: формирование индивидуальных речевых способностей детей, навыка коммуникативного общения.

Задачи:

-Активизировать словарь детей, обогащая его словами-действиями;

-Способствовать развитию артикуляционного аппарата детей, речевого дыхания;

-Развивать связную речь, память, внимание, мышления, общую и мелкую моторику;

-Формировать индивидуально-личностные способности детей, их нравственные качества;

-Воспитывать бережное отношение к животным, интерес к русским народным сказкам.

Оборудование: настольный театр «Теремок»

1. Организационный момент: беседа о русских народных сказках.

- Почему называют «русские народные сказки»?

-Какие вы знаете русские народные сказки?

- Сейчас мы поиграем в сказку «Теремок».

-Какие лесные жители в этой сказке (мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь).

- Чем сказка закончилась?

-Давайте в нашей сказке, медведь не будет ломать теремок, а будет дружить со всеми и останется сторожить его.

2. Основная часть

Дети становятся полукругом и имитируют движения:

Стоит в поле теремок (дети стоят, ладони друг к другу)

На двери висит замок (руки соединить в замок)

Он не низок (присели, не высок (встали)

И никто тут не живет (поклоны в стороны).

Открываются в нем двери (руки разводят в стороны)

Забегают в домик звери (попрыгали на месте).

Инсценирование сказки «Теремок» (дети меняются ролями)

Ведущий, Мышка-норушка, Лягушка-квакушка, Зайка-попрыгайка, Лисичка-сестричка,Волк-зубами щёлк,Медведь-косолапый.

3. Заключительная часть

- Чему учит эта сказка? (дружбе, взаимопомощи).

Развитие коммуникативных способностей дошкольников
Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Конспект родительского собрания для средней группы «Развитие коммуникативных способностей или учим детей общению» Цели: —помочь родителям лучше понимать природу внутренних переживаний ребенка; —показать родителям роль полноценного общения детей в развитии.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных способностей дошкольников
Опубликовано: 21 октября 2020 в 11:42
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД