Лучший педагог года

Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

Алсу Сулейманова
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности

Коммуникативные умения развиваются в процессе театрализованной деятельности и подготовке к ней. Между детьми складываются отношения сотрудничества, стремление к общению со сверстниками и является необходимым условием успешного осуществления самой деятельности.

Публикация «Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности» размещена в разделах

Одним из основных условий развития коммуникативных умений в театрализованной деятельности является развивающая среда. При этом предметно – пространственная среда должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность у детей, но и являться основой формирования взаимоотношений между детьми

Предметно – пространственная среда должна обеспечивать право и свободу выбора. Поэтому в зоне театрализованной деятельности должны быть разные виды кукольного театра и ширма для его показа, детские рисунки. Кроме того, необходимо обновление материала, ориентированного на интересы разных детей. Это создаёт условие для персонифицированного общения воспитателя с каждым ребёнком.

Развитие любознательности и исследовательского интереса основано на создании возможности для моделирования и экспериментирования с различными материалами при подготовке атрибутов, декораций и костюмов к спектаклям – в зоне театрализованной игры необходимо иметь разнообразный природный и бросовый материал, ткани, костюмы для ряжения.

Только разумная организация и руководство театрализованной игрой поможет эффективно воздействовать на ребёнка с целью развития коммуникативных умений. Методы руководства направлены на то, чтобы способствовать реализации новых форм общения с детьми, индивидуальному подходу к каждому ребёнку, нетрадиционных методов взаимодействия с семьёй.

В итоге целостность педагогического процесса и форм его реализации, выступает как единая продуманная система организации совместной жизни детей и взрослых.

В соответствии со склонностями и интересами детей может быть организована работа разнообразных студий («Кукольный театр – малышам», «Театральный салон», «В гостях у сказки» и др.). Полезно, когда результаты работы студий (ручного труда, изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, в конечном итоге, объединяются в единый целостный продукт. Это может быть концерт, спектакль или какой-либо праздник, к которым готовятся участники всех студий дошкольного образовательного учреждения. В таких общих мероприятиях каждый ребёнок становится членом коллектива, объединенного единой целью.

Следует подчеркнуть, что занятия по театрализованной деятельности, выполняющие одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию, ни в кой мере не сводятся, только к подготовке выступлений. Их содержание, формы и методы проведения должны преследовать одновременное выполнение трех основных целей:

- развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности;

- создание атмосферы доброжелательности и получение радости от общения друг с другом;

- социально – эмоциональное развитие детей.

Как же развиваются коммуникативные умения в театрализованной игре?

Дети учатся воспринимать окружающих, присматриваются к людям в различных ситуациях, учиться понимать их настроение, характер. Всё это помогает найти правильный стиль и тон общения в той или иной ситуации.

Речь ребенка развивается постоянно в быту, на занятиях, в игре, в общении со сверстниками и взрослыми и сопровождает его в любой деятельности. Но как сделать так, чтобы обучение проходило легко и свободно, без строгих правил и навязчивости? Эти вопросы поможет решить использование в педагогическом процессе театрализованных игр. Театрализованные игры дают возможность использовать их как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

Подготовка к театрализованной деятельности должна проходить в несколько этапов.

В начале воспитателю необходимо выразительно прочитать произведение, а затем провести по нему беседу, поясняющую и выясняющую понимание не только содержания, но и отдельных средств выразительности. С этой целью педагогу необходимо давать детям творческие задания:

- изменить сюжет концовки;

- образы героев;

- изобразить персонажей, звукоподражанием;

- разыграть по ролям не только персонажей, но и то, что их окружает.

Детям необходимо продумать поведение персонажей, их диалоги, реплики, а затем – проиграть. В другом случае можно предложить выбрать по желанию любой понравившийся ребёнку эпизод и разыграть его молча. Задача зрителя – угадать эпизод, догадаться, о чём идёт речь.

Все эти приёмы стимулируют развитие мышления, фантазии, воображения, умения анализировать увиденное и прочитанное, умение переживать и сопереживать, обогащает детей художественными средствами передачи образа.

Следует подчеркнуть: чем полнее и эмоциональнее восприятие произведения, тем выше уровень организации театрализованных игр, поэтому при чтении необходимо широко использовать весь комплекс средств интонационной, лексической и синтаксической выразительности.

Следует отметить, что наибольшую ценность представляет, прежде всего, игры – импровизации по мотивам сказки. Именно в ней дети проявляют самостоятельность в наибольшей мере.

Один и тот же текст может быть инсценирован разнообразными способами: при помощи игрушек, кукол, картинок, через собственные выразительные движения и речь. Использование различных видов театра, дают возможность действовать самостоятельно рядом со сверстником, не принимая на себя определенной роли.

Совместное обсуждение постановки спектакля, коллективная работа по его воплощению, само проведение спектакля – все это сближает участников творческого процесса, делает их союзниками, коллегами в общем деле, партнерами. Детям интересно учиться у взрослых, а взрослым – видеть, как быстро развиваются способности ребят, как из достаточно разрозненной группы складывается крепкий коллектив, с которым легко не только вести работу по драматизации и проводить другие занятия (дети становятся более дисциплинированными, умеют выражать свое мнение, чувствуют поддержку товарищей, но и воплощать самые смелые, простые, требующие высокой работоспособности, слаженности детского коллектива.

Таким образом, театрализованная деятельность, способствует тому, что у детей развивается умение строить диалог, пользуясь разнообразными средствами выразительности. Театрализованные игры, в которых дети, принимают на себя роли, помогают пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступать в разговор, поддерживать беседу, а также является эффективным средством воспитания уверенности в себе у детей малоактивных в общении. Грамотно организованная театрализованная деятельность становиться эффективным средством воспитания детей, поможет становлению творческой активности ребенка. Использование театрализованной деятельности в целях развития коммуникативных умений становиться возможным при выполнение следующих педагогических условий:

1. Создании соответствующей предметно - развивающей среды;

2. Целенаправленном и разностороннем планирование разных видов театрализованной деятельности;

3. Учёте индивидуальных особенностей, уровня развития коммуникативных умений.

Публикации по теме:

Сценарий театральной игры-викторины «Мы любим театр» для родителей и детей старшего дошкольного возраста «Мы любим театр»Театральная викторина для детей старших групп и родителей. Проводится в рамках проекта «Театральная весна». Приглашаются.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Игры по формированию конструктивных умений у детей дошкольного возраста «Узнай на ощупь» Задача: Упражнять в умении отгадывать детали конструктора на ощупь. Оборудование: 2 набора деталей конструктора, 2 мешочка.

Сценарий театральной постановки «Маруся и лесные звери» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий театральной постановки «Маруся и лесные звери» для детей старшего дошкольного возраста Этот конспект можно использовать для драматизации сказок в детском саду для детей старшего дошкольного возраста. На сцене находятся различные.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста» Опыт работы: «Развитие эколого-познавательно-исследовательской деятельности у детей старшего дошкольного возраста». «Природа – это самая.

Развитие самостоятельной деятельности у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности помогает детям проявлять инициативу, создавая творческие ситуации в игровой, художественно-изобразительной и.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста в театральной деятельности
Опубликовано: 2 декабря 2021 в 07:57
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД