Получи документы

Развитие креативного мышления и творческих способностей дошкольников

наташа челнакова
Развитие креативного мышления и творческих способностей дошкольников

Развитие креативного мышления и творческих способностей дошкольников.

Челнакова Наталья Валентиновна, воспитатель

Творческое начало есть в каждом человеке, даже в самом юном. Оно помогает находить интересные нетривиальные решения, создавать новое, выявлять закономерности и несоответствия, реализовываться. Однако если креативность не развивать с детства, со временем она угаснет. В широком смысле под креативностью понимается творческое начало, умение находить новые образы, идеи, нестандартно решать типовые задачи. Решительность, сообразительность, расширенный кругозор – эти качества свойственны креативности.

Публикация «Развитие креативного мышления и творческих способностей дошкольников» размещена в разделах

Параметры креативности : оригинальное решение задач, поставленных взрослым;

гибкость мышления и действий; развитое образное представление; внимательность, нахождение необычных элементов в окружающей действительности;

придание сказочным образам реальных форм.

Существует несколько направлений для развития творческих способностей и креативного мышления у дошкольников. По мнению исследователей, основная деятельность должна быть ориентирована на развитие воображения и развитие качеств мышления. Вместе с этим создаются условия для формирования креативности. Важный фактор развития креативности у дошкольников заключается в создании оптимальных условий. В них и происходит формирование творческих способностей ребенка. Существует несколько критериев для построения успешной модели, нацеленной на развитие творческого мышления.

Развивая творческие способности у детей-дошколят, необходимо создать такую обстановку, которая будет опережать формирование детей. Поэтому для малышей должны быть созданы условия, где поощрялась бы, а также активно развивалась совместная умственная и творческая деятельность. К примеру, перед тем, как приступить к урокам раннего чтения, для ребенка можно приобрести кубики с буквами. А перед обучением счету необходимо приобрести счетные палочки или предметы с изображением цифр. Таким образом, создаются ранние предпосылки для перехода на следующий шаг обучения творческой работе. Творческие способности и креативное мышление у ребенка будут развиваться лучшим образом, если будут созданы условия для достижения «потолка» своих возможностей в силу своих способностей и физического развития. Этот «потолок» креативности для ребенка по мере его взросления должен подниматься все выше и выше. Такая ситуация наблюдается тогда, когда ребенок уже научился уверенно ходить, но еще не научился говорить. В таком возрасте любознательность ребенка достигает пика. Именно с этого периода необходимо максимально интенсивно заниматься творчеством. Для ребенка должна быть предоставлена большая свобода в выборе творческих занятий. Ребенок может сам чередовать виды творческой деятельности : рисование, лепка, театр, конструирование, современные гаджеты и т. д. К тому же при интересе ребенок может самостоятельно проходить новые творческие развивающие уроки. Предоставление такой свободы вовсе не исключает участия в творческом процессе взрослых. Их содействие должно быть направлено не на озвучивание подсказок, а на доброжелательную помощь в освоении творческих уроков. Нужно как можно реже делать за малыша то, что он может сделать сам. Если у ребенка имеются возможности для того, чтобы додуматься до решения той или иной задачи, ребенку просто необходимо дать время и приободрить его. Условия для творческой деятельности и формирования творческого мышления должны быть максимально продуманными и безопасными для жизни ребенка. Важно понимать, что различные факторы и условия по-разному влияют на развитие креативных способностей и мышления. Поэтому педагог и родители должны быть нацелены на решение нескольких задач.

Во-первых, это определение и применение различных дидактических и психолого-педагогических условий для занятий творчеством. Во-вторых, это готовность взрослых отказаться от прошлого опыта, который привел к повседневности и шаблонам в обучении творчеству и развитии творческого мышления.

Творческие занятия с дошкольниками должны быть нацелены не только на обучение, но и на формирование жажды к знаниям. К примеру, с ребенком проводятся занятия по математике. Для ребенка должна быть создана такая обстановка, в которой бы он стремился понимать, почему именно этих предметов становится больше при сложении, как предметы убывают. С первых лет жизни педагогами дошкольного образования должна вестись работа по раскрытию творческих способностей и предпосылок к ним у детей. По мере осуществления творческой деятельности для детей должно предоставляться все больше свободы для организации самостоятельной познавательной деятельности. Программа творческих занятий должна быть построена таким образом, чтобы творческие знания ребенка обогащались в процессе каждого занятия. Одной из главных является задача по предоставлению возможностей для применения оригинальных навыков и знаний для решения различных творческих занятий. Что касается методов для развития творческих способностей и мышления, то психологи выделяют практический метод (связан с решением практических задач, наглядный метод (с показательными примерами) и словесный метод (обучение творчеству словесным взаимодействием).

Дети от природы любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда у них хватает навыков и умений, поэтому следует создать необходимую обстановку, т. е. творческую среду. Для того, чтобы у ребенка дошкольного возраста шло полноценное развитие его творческих способностей, чтобы появилось любимое дело на всю жизнь, очень важно искать способы организации творческой деятельности, формировать эмоционально-положительное отношение ко всему новому, возбуждать интерес к окружающему миру, отрицательное отношение к негативным явлениям и поступкам; обеспечить комфортные условия для развития ребенка и его самовоспитания.

Рассматривая креативность как способность к творчеству, способность нестандартно, неформально мыслить и соответственно также действовать, следует обратить свое внимание на проблему развития воображения. Указанный психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности человека, его поведения в целом и его умственного развития. Например, театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с образованием и воспитанием детей. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно- эстетического воспитания. Театральная игра – самый актуальный и наиболее оптимальный вид игры в детском возрасте. Участвуя в театральной игре, дети познают окружающий мир через образы, краски, звуки. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенок хочет воплотить в живые образы и действия.

В педагогической работе можно использовать театрализацию в различных видах деятельности педагогического процесса: кукла «Василиса Премудрая» помогает проводить эксперименты, с Карлсоном выполняем зарядку, баночки «Котенок и Тигренок» помогают в изо деятельности. т. е. во время занятий всех разделов используется театрализованную игру как игровой прием и форму обучения детей.

Особо важным считается организация сотрудничества с семьей, потому что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие обеспечения успешности организуемой работы. Дети старшего возраста самостоятельно организовывают театрализованные игры, что называется, играют в театр. Здесь могут быть задействованы различные виды театра: настольный, пальчиковый, кукольный, игрушки из киндер-сюрпризов и др. Таким образом, театрализованная деятельность способствует креативному художественному воспитанию, эстетическому развитию, развитию творческой активности ребёнка, так как обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные ранее, активизирует, развивает инициативу, речь, художественный вкус.

Театр радует детей, развлекает и развивает их. Именно поэтому театрализованную деятельность так любят дети, а педагоги всего мира широко используют её в решении многих задач, связанных с образованием, воспитанием и развитием ребёнка.

Креативность проявляется в изодеятельности, дети живо передают состояние природы, время года, дня. Е. А. Флерина в свое время дала определение этому процессу: «Детское изобразительное творчество мы понимаем, как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе изображения, на отражении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картину и другие виды искусства».

Наиболее важным условием развития творческих способностей ребенка является творчество самих педагогов, их увлеченность воспитательно - образовательным процессом, доставляющим всем удовольствие и радость. Кроме этого, сотрудничество с семьей, понимание родителями важности развития творческой личности ребенка, дает необходимые желаемые результаты. Поэтому, развитие интеллектуально - творческих способностей подрастающего поколения является актуальной проблемой. В современном обществе 21 века идеалом является творчески действующая и креативно мыслящая личность.

Литература

1. Березина В. Г. Детство творческой личности В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. – СПб. : Издательство Буковского, 1994 г.

2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в дошкольном возрасте Л. С. Выготский. – СПб. : Союз, 1997.

3. Дьяченко О. М. Чего на свете не бывает О. М. Дьяченко, Н. Е. Веракса. М. : Знание,1994.

4. В. М. Кроль – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. шк., 2003.

5. Куревина О. А. Развитие творческих способностей дошкольника О. А. Куревина. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00004424.html

6. Мочалова О. Жизненная стратегия творческой личности О. Мочалова. https://www.trizminsk.orgle/2500601.htm

7. Савенков А. Психология научения через наблюдение и развитие креативности ребенка / А. Савенков. – Режим доступа https://psi1september.ru/articlef.php?ID=200700707

8. Крылов А. М. Школа творческой личности А. М. Крылов - Дошкольное воспитание. 2005. – № 8.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Обобщение педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования» В одном мгновенье видеть вечность, Огромный мир - в зерне песка В единой горсти - бесконечность И небо – в чашечке цветка. Уильям Блейк.

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природойРазвитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой Обмен опытом. Развитие познавательных, творческих способностей в процессе реализации задач по ознакомлению дошкольников с природой осенью.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие креативного мышления и творческих способностей дошкольников
Опубликовано: 12 января 2022 в 14:21
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД