Наталья Горобцова
Развитие креативного мышления у детей младшего дошкольного возраста с использованием техники Друдлы
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие креативного мышления у детей младшего дошкольного возраста с использованием техники Друдлы.
Серия упражнений для детей младшего дошкольного возраста.
Современное общество предъявляет все больше требований к развитию личности дошкольника. Все чаще перед педагогами ставится задача – развитие функциональной грамотности у своих воспитанников.
Публикация «Развитие креативного мышления у детей младшего дошкольного возраста с использованием техники Друдлы» размещена в разделах
Функционально грамотный человек – это человек способный использовать приобретенные в жизни навыки и знания для решения широкого спектра задач в различных сферах деятельности, общения, социальных отношениях. Функциональная грамотность включает в себя в том числе и умение креативно мыслить. Говоря простыми словами, развитие креативного мышления – это умение ребенка смотреть на вещи со своей, уникальной точки зрения, уметь замечать неочевидные закономерности, подходить к решению проблем нетрадиционно, по-своему, уметь использовать воображение при выполнении самых трудных, казалось бы, задач.
Из множества форм развития креативного мышления дошкольников, а это и проектная деятельность, художественное и литературное творчество, различные виды игр, мне бы хотелось выделить технику «Друдлы». Данная техника позволяет людям разного возраста, будь то малыш дошкольник, подросток, студент и даже совсем взрослый человек, расширить рамки своего сознания, выйти за грань обычного и привычного, тем самым развить воображение. Запустить мыслительные процессы для переработки массы информации, научиться смотреть на мир без ярлыков, найти креативный подход ко всему окружающему и происходящему вокруг.
Что такое Друдлы?
Значение слова Друдлы – комбинация трех английских слов – каракули, рисунок, загадка. По существу, Друдлы – это графические головоломки, которые имеют множество вариантов ответа. Причем, неправильных ответов и решений здесь просто не бывает!
Для использования данной техники в своей работе вам понадобится минимум необходимых материалов – белые листы бумаги и черный карандаш, а лучше маркер или толстый фломастер для более четкой прорисовки силуэтов, фигур, линий.
Что натолкнуло меня на использование данной техники? Конечно же, мои воспитанники! Сейчас они совсем маленькие, им по 2-3 года, но уже сейчас они могут зарядить любого взрослого веселым творческим позитивом. Именно их удивительные рисунки-каракули направили меня на использование Друдл для развития воображения, речи, креативного мышления моих малышей.
С чего все началось? Совсем недавно рисуя по теме «Разноцветные клубочки» один из малышей поставил в середине своего «клубочка» две точки и весело закричал: «Это ёжик!» Всем остальным тоже захотелось превратить свой «клубочек». Так в нашей совместной деятельности с детьми появились задания и упражнения с использованием техники Друдлы.
С какой целью можно использовать данную технику в работе с младшими дошкольниками? В первую очередь для развития креативного мышления, а так же, обогащения словарного запаса, развития зрительного восприятия, воображения.
Использование техники Друдлы помогает решить следующие задачи:
-развивать воспроизводящее, пространственное мышление, смекалку;
-развивать кругозор, расширять знания об окружающем мире;
-учить классифицировать предметы по общему признаку;
-побуждать детей к самостоятельной игровой и творческой деятельности;
-воспитывать желание помогать друзьям в выполнении заданий, умение выполнять задания сообща.
Предлагаю вашему вниманию серию упражнений для малышей с использованием техники Друдлы.
1. Упражнение «Что изображено?»
Предлагаю детям рассмотреть геометрические фигуры, силуэты. Задаю вопрос «На что это похоже?», затем, следуя ответам и предложениям детей, дорисовываю некоторые детали.
2. Упражнение по изменению рисунка «Рисуем Друдлы»
-Превращение «клубочка» в знакомых животных с помощью дорисовывания, где точки – глаза, нос; линии, черточки – шерсть, иголки ёжика, хвост, лапы; маленькие каракули, круги - уши и т. п.
-Превращение квадрата, треугольника, круга с помощью дорисовывания линий, черточек, кругов в предметы мебели, посуды, транспорт.
3. Упражнение с готовыми карточками Друдлами «Загадаем, отгадаем»
-Рассматривание и угадывание что изображено на карточке. Внимание! Вариантов ответов может быть великое множество, чем больше, тем лучше! Понятие «правильный и неправильный ответ» не для этой игры!
4. Упражнение «Друдлы – сказки»
-Придумывание небольших историй, сказок с использованием знакомых, угаданных детьми карточек Друдл. Например, «Это ёжик (карточка с изображением клубочка с колючками, ёжик живет в лесу (карточка – прямые линии, ёлочки, деревья, у него есть друзья – ежата (несколько клубочков с колючками)»
По мере усвоения можно увеличить историю до 5 предложений, далее развивать сюжет.
5. Упражнение «Нарисуем Друдлы сами» (можно смело применять, когда дети немного подрастут)
-Рисование Друдлов самостоятельно на предложенную тему или по своему желанию.
По мере усвоения этого навыка, можно использовать работу в парах или подгруппах с заданиями «Угадай, и я угадаю!», «Расскажи, и я расскажу», составление коллективного рассказа, сказки по знакомым или придуманным Друдлам.
Таким образом, использование техники Друдлы позволяет начать развивать креативное мышление уже с младшего дошкольного возраста.
А так же, по моему мнению, Друдлы объединяют детей и взрослых, помогают вместе решать увлекательные головоломки, фантазировать, воображать и смеяться!