МААМ-картинки

Развитие лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР

Ирина Волкова
Развитие лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР

Краткое описание опыта (система работы отдельных приемов или методов).

Развитие грамматического строя речи у детей с общим недоразвитием речи является одной из основных задач коррекционного обучения и воспитания. А так как правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка, то решение этой проблемы предполагает умение грамматически правильно оформить речевое высказывание. Поэтому возникает необходимость поиска путей совершенствования коррекционно-развивающей работы с детьми с общим недоразвитием речи. В связи с этим я предприняла попытку разработать систему коррекционных методов и приемов по преодолению нарушений процесса формирования грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи. Поскольку в игре обучение идёт успешнее, чем при использовании только дидактических методов и приёмов, формировать грамматически правильную речь нужно в ходе специальных игр и игровых упражнений с наглядным материалом, которые подбираются с учётом возраста детей (3 – 4 года) и видов логопедической работы.

Публикация «Развитие лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

С помощью предлагаемых игр даже в самых сложных случаях удаётся обеспечить коррекцию лексико – грамматической стороны речи дошкольников, преодоление аграмматизма. Детям, имеющим речевые нарушения, процесс овладения речевыми нормами даётся сложнее, чем детям без речевой патологии. Это побудило меня обратиться к опыту ведущих дефектологов (Большакова С. Е., Филичева Т. Б., изучить и выработать оптимальную концепцию, создав условия для полноценного речевого развития дошкольников. Я считаю, что начинать работу над речевым развитием необходимо с самого доступного и легкого. Прежде чем осуществлять работу по формированию лексико-грамматических навыков, надо развить у ребёнка навыки общения, вызвать желание общаться с вами

Используя рекомендации Филичевой Т. Б., Чиркиной Г. В., Лалаевой Р. И., Серебряковой Н. В., работая в тесном контакте с воспитателями, я обобщила, систематизировала работу по развитию средств языка у дошкольников с речевым нарушением. Результаты диагностики показали, что особенности овладения дошкольниками с общим недоразвитием речи лексическими и грамматическими средствами оформления высказывания тесно связаны и вызывают нарушения процессов анализа, синтеза и обобщения отдельных языковых единиц.

Таким образом, совершенствуя речевые навыки детей, значительное место должно отводиться формированию грамматического строя речи, уделять внимание работе по формированию умений выражать в речи разные синтаксические отношения, обогащать речь детей грамматическими формами, учить словообразованию.

Основываясь на опыте своей педагогической работы, учитель-логопед составляет занятия сам, подходя к делу творчески, используя разные игровые приёмы и оборудование. Ведь формирование лексико-грамматического строя речи – это длительный и трудоёмкий процесс. Но если умело заинтересовать детей, продумать построение занятия, то здесь можно добиться значительных результатов. Особенно трудно даётся подобная работа начинающим логопедам. Именно им рекомендуются примерные конспекты некоторых лексико-грамматических занятий и дидактических игр для детей старшего возраста.

ИГРЫ

для коррекции лексико – грамматической стороны речи

у дошкольников с ОНР.

МАГАЗИН ИГРУШЕК.

Цель:

- учить детей практическому использованию в речи существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами: -к-, -ок-, -ечк-, -еньк-, -ик-, -очк-;

- упражнять в употреблении глагола хотеть;

- активизировать словарь детей по теме «Игрушки».

Наглядный материал:

- на фланелеграфе пары картинок (силуэты) разного размера (большие и маленькие) : пирамида – пирамидка, кукла – куколка, машина – машинка, флаг – флажок, матрёшка – матрёшечка, мишка – мишенька, карандаш – карандашик, самолёт – самолетик, пароход – пароходик, корзина – корзиночка, самка – сумочка, шар – шарик, фонарь – фонарик.

Описание игры.

Логопед предлагает детям поиграть «в магазин». Логопед (или ребёнок) – продавец, дети – покупатели.

Логопед создаёт разные ситуации, предлагая детям подходить по одному или парами, и сам подходит к «продавцу» за покупкой.

Примерные ситуации:

«Я хочу купить мяч, а для своей маленькой сестрёнки – мячик»

«Мы хотим купить самолёт, а для малыша в другой группе – самолётик»

и т. д.

НАКОРМИ ВЕЛИКАНА.

Цель:

- упражнять детей в образовании существительных множественного числа.

Наглядный материал:

- на фланелеграфе плоскостные фигуры Великана и Кота в сапогах, силуэтные изображения продуктов питания: конфета – конфеты, яйцо – яйца, орех – орехи, сосиска – сосиски, пряник – пряники, котлета – котлеты, торт – торты, помидор – помидоры, огурец – огурцы, яблоко – яблоки, груша – груши, вишня – вишни, булка – булки, пирожок – пирожки и т. п.

Описание игры.

Кот в сапогах принёс Великану продукты. Какие – перечисляет логопед или ребёнок, прикрепляя их изображения около фигуры Великана на фланелеграф.

Логопед: - Что это?

Дети: - Конфета, яйцо, орех, пирожок и т. д.

Великан не наелся, требует много еды. Логопед просит детей помочь Коту в сапогах накормить Великана. Дети образуют существительные множественного числа от предложенных логопедом существительных единственного числа, обозначающих продукты питания.

– Что принёс Кот в сапогах?

– Конфеты, яйца, орехи, пирожки и т. д. (дети прикрепляют картинки на фланелеграф).

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК.

Цель:

- учить детей образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных при помощи суффиксов: -чик-, -ик-, -ек-.

- развитие слухового внимания и слухового восприятия.

Наглядный материал:

- «Волшебный сундучок», на фланелеграф пары силуэтно изображё нных картинок: мяч – мячик, зонт – зонтик, шар – шарик, стул – стульчик, бант – бантик, торт – тортик, фонарь – фонарик, стакан – стаканчик, кувшин – кувшинчик, цветок – цветочек.

Описание игры.

1 – ый вариант. Дети вынимают из «волшебного сундучка» пары картинок, прикрепляют их к фланелеграфу и называют пары слов.

2 – ой вариант. «Кто самый внимательный?» (все картинки на фланелеграфе).

Логопед: – Возьмите ту картинку, которую я назову, и положите её в «волшебный сундучок».

Логопед тихо произносит слова:

бант, тортик, стаканчик, кувшин, зонтик, цветочек, мяч и т. п.

ПУТАНИЦА.

Цель:

- учить детей образовывать уменьшительно – ласкательную форму существительных составлять с ними предложения;

- активизировать словарь детей по теме «Одежда, обувь»

Наглядный материал:

- на фланелеграфе две плоскостные куклы, отличающиеся по размеру: Даша и Дашенька. Коробка с набором одежды большого и маленького размера для кукол (по их силуэтам). Одежда на липучках прикрепляется к фигуркам кукол или к фланелеграфу. Набор одежды и обуви: шарф – шарфик, платье – платьице, шапка – шапочка, куртка – курточка и т. д.

Описание игры.

Логопед говорит, что в гости к детям пришли две куклы – Даша и Дашенька.

Логопед: - Как вы думаете, какую куклу зовут Даша?

Дети: - Большую.

Логопед: - А какую куклу зовут Дашенька?

Дети: - Маленькую.

Логопед: Даша и Дашенька перепутали свою одежду. Помогите им разложить одежду правильно и скажите, кому что подойдёт. Какие вещи будем давать Даше?

Дети: - Большие.

Логопед: - А Дашеньке?

Дети: - Маленькие.

Дети достают вещи и прикрепляют к фланелеграфу рядом с куклами и говорят: «Даше даю платье, Дашеньке – платьице» и т. д.

ЧТО У МАЛЬЧИКА В ЧЕМОДАНЧИКАХ?

Цель:

- учить детей практическому употреблению существительных в винительном падеже.

Используемый материал:

- силуэтное плоскостное изображение мальчика с двумя чемоданами в руках. Силуэты одежды и обуви: спортивный костюм, шорты, пиджак, трусы, майка, футболка, носки, брюки, шапочка, ботинки, кроссовки, сандалии.

Описание игры.

Мальчик отправился в путешествие. Он собрал одежду и обувь и упаковал их в чемоданы. Логопед спрашивает: «Что у мальчика в чемоданах?» Дети составляют предложения и прикрепляют картинки к фланелеграфу.

«У мальчика в чемодане рубашка (шапочки и т. п.)»

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка у детей с ТНР Теоретическое представление собственного педагогического опыта по теме «Система работы по формированию лексико-грамматического строя языка.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – ЛЕКСИКА • Игра «Назови одним словом»Цель игры: Формирование обобщающих понятий. Ход игры: Игру можно проводить.

Игры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. СловообразованиеИгры и упражнения для развития и коррекции лексико-грамматического строя речи. Словообразование СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. • Игра «Назови ласково» Цель игры: Научить детей образовывать имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик»Конспект занятия по формированию лексико-грамматического строя речи «Цветик-семицветик» .

Конспект занятия по совершенствованию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Насекомые» ЦЕЛЬ: Развитие словаря, грамматического строя речи и связной речи. ЗАДАЧИ: В ходе непосредственно образовательной деятельности необходимо:.

Методика коррекции лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР Формирование словарного запаса и грамматического строя у детей с общим недоразвитием речи в специальной психологической и педагогической.

Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речиНаглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Наглядно-игровые модели для коррекции лексико-грамматического строя речи Аннотация: Нарушение лексико-грамматического строя речи в структуре.

Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методикРазвитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с использованием нейропсихологических методик Речь – это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие лексико-грамматического строя у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 19 августа 2022 в 17:53
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД