Развитие математических представлений у детей 3–4 лет во время прогулки

Ольга Рогачёва
Развитие математических представлений у детей 3–4 лет во время прогулки

Прогулка – отдельный режимный момент, имеющий свою структуру и тот временной интервал, во время которого дети могут реализовать не только двигательные потребности, но и удовлетворить познавательный интерес, желание и привычку думать, овладеть речевыми, умственными и практическими навыками. Успешность реализации задач зависит от чёткости планирования структурных компонентов прогулки. Одним из главных компонентов прогулки является – наблюдение, во время которого дети привлекаются к активным мыслительным операциям, широкому включению зрения, слуха, осязания, обоняния, тактильных ощущений. Это важно не только для развития математических представлений, но и более глубокому познанию окружающего мира. Наблюдение предполагает умение слушать и активно воспринимать услышанное. Но так как внимание детей быстро рассеивается, и его очень сложно удержать на каком-то одном объекте, то наблюдение должно быть нерастянутым по времени (7-10 мин, ярким и, конечно же, содержательным. Этому способствует, как правило, сам объект наблюдения, стимулирующий всплеск положительных эмоций, а образная речь взрослого, уместные вопросы, загадки дают возможность для решения программных задач любого направления, в том числе и для развития математических представлений.

Математика входит в жизнь ребёнка как открытие закономерных связей и отношений окружающего мира. Наблюдая за (живой – неживой) природой, трудом взрослых, жизнью улицы, ребенок развивает умственные способности логического типа, учится выделять основные существенные признаки, параметры объекта и их отношения.

Предлагая задания на ориентировку, сравнение по величине, форме, размеру, вычислительные действия, мы, воспитатели, способствуем не только интеллектуальному развитию ребёнка, а одновременно ненавязчиво предлагаем ребёнку усвоить математические термины в дидактических заданиях, которые являются одним из структурных компонентов, и выступают на прогулке в роли стимуляции детской активности (продолжительность 3-4 мин).

В зависимости от наблюдения дидактические задания могут включаться либо в само наблюдение, либо использоваться в течение всей прогулки. Дидактические задания разнообразны по своим целям (в данном случае речь идёт о развитии математических представлений): задания на прогулке целесообразнее предлагать на закрепление, углубление и расширение представлений детей. Так как детям свойственно с лёгкостью не только запоминать материал, но и забывать его. Поэтому, учитывая такую особенность, необходимо постоянно возвращаться к ранее пройденному материалу в целях его закрепления. А особое внимание уделять индивидуальной работе с детьми, которые не

могут усваивать знания наравне со всеми. Дидактические задания на ориентировку в пространстве разнообразны, но самые нужные в данном возрасте - это ответы на вопросы «Что справа?», «Куда пойдёшь и что найдешь?», «Чей домик?», «Что изменилось» и т. д.

Дидактические задания на ориентировку во времени важны тем, что приучают детей к анализу. Например, «Что было раньше, позже, вчера, сегодня, завтра?», «Когда это бывает?

Дидактические задания на закрепление формы: «На какую фигуру похоже?», «Составь узор».

Дидактические задания на установку размерных отношений, т.е величину: «Какого размера?», «Найди противоположное», «Кто быстрее?»

Дидактические задания на закрепление количественных представлений: «Сосчитай», «Считалки», задачки в стихах, которые можно подобрать в соответствии с видом наблюдения.К примеру:

Три ромашки желтоглазки,

Два весёлых василька

Подарили маме дети.

- Сколько же цветов в букете(5)

Два снегиря и шесть синиц

Ребята, сколько всего птиц(8)

Дружно муравьи живут

И без дела не снуют.

Три несут травинку

Три несут былинку

Три несут иголки.

- Сколько их под елкой(9)

В ходе работы у детей происходит накопление чувственного опыта, развивается наблюдательность, внимание, память, способность анализировать и делать вывод. В итоге все дети без перегрузки осваивают необходимый для дальнейшего продвижения «минимум», но при этом не тормозится развитие более способных детей.

Список используемой литературы

1. Журнал «Дошкольная педагогика» №7 – 2011г. Л. А. Патракова «Математика вокруг нас. Использование развивающей среды для формированию элементарных математических представлений у дошкольников». с. 16.

2. Журнал «Дошкольная педагогика» №8 – 2011г. Л. П. Бусырева, Л. С. Летягина, Ю. С. Кочура. «Развивающие игры математического содержания»

Публикации по теме:

«Развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста на основе технологии В. В. Воскобовича». Выступление Лагутиной Александры Анатольевны на педагогических чтениях педагогов дошкольных образовательных учреждений «Воплощение идей.

Игры на развитие математических представлений у детей младшего дошкольного возраста ЧТО КАТИТСЯ? Эта игра познакомит ребёнка с формой предметов. Организуйте весёлое соревнование - кто быстрее докатит свою фигурку до игрушечных.

Конспект по развитию элементарных математических представлений для детей 5–6 лет с задержкой психического развития Конспект по развитию элементарных математических представлений для детей 5-6 лет с задержкой психического развития. Понятия: «длинный».

Мастер-класс для родителей в средней группе «Развитие элементарных математических представлений детей с помощью игр»Мастер-класс для родителей в средней группе «Развитие элементарных математических представлений детей с помощью игр» Цель: Представить вниманию родителей ряд математических развивающих игр используемых программой «Детство», таких как «Блоки Дьеныша», кубики.

Методическое пособие по формированию элементарных математических представлений у детей 5–7 лет «Учимся, играя» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 30 Етенко Е. В. Методическое пособие.

Многофункциональная игра по развитию элементарных математических представлений детей 5–6 лет «Волшебная коробочка»Многофункциональная игра по развитию элементарных математических представлений детей 5–6 лет «Волшебная коробочка» «Волшебная коробочка». Многофункциональная игра по развитию элементарных математических представлений детей 5-6 лет. Цель игры: способствовать.

Организация предметно-развивающей среды для формирования математических представлений детей 4–5 летОрганизация предметно-развивающей среды для формирования математических представлений детей 4–5 лет Непременным условием развития математического творчества является обогащенная предметно - пространственная среда. Это прежде всего,наличие.

Отчет по самообразованию «Развитие элементарных математических представлений у детей через игровую деятельность» Отчет по самообразованию на тему «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста через игровую деятельность. «Без.

Развитие математических представлений на прогулке у детей дошкольного возраста. Актуальность темы: В процессе образовательной деятельности в детском саду осуществляется математическое развитие ребенка, а основным результатом.

Развитие элементарных математических представлений посредством дидактических игрРазвитие элементарных математических представлений посредством дидактических игр Дидактические игры по математическому развитию детей. Игра "Разноцветные прищепки" Игра учит ребенка самостоятельно «одевать» прищепки,.

Библиотека изображений:
  • Учимся считать
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Развитие математических представлений у детей 3–4 лет во время прогулки
Опубликовано: 30 ноября 2017 в 21:47
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
18 января. День Винни-Пуха на МААМ

Очередной тематический день посвящен самому известному в мире  плюшевому медведю — Винни-Пуху. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы погрузиться вместе с детьми в сказочный мир...

18 января. Международный день снеговика

Всемирный день снеговика не случайно отмечается в середине зимы именно 18-го: восьмёрка похожа на два снежных кома, поставленные друг на друга. А единичка – на метлу, что часто «вручается» снеговику....

Фотозарисовка «2021 год — год доброго Быка»
Уважаемые коллеги! Однажды, проходя по улицам города, мне встретился новогодний бычок. И такой бычок был чудесный, что я не смогла пройти мимо!...
Мастер-класс «Подставка и игольница «Русский валенок»
Если вы хотите освободить место на рабочем столе и всегда иметь под рукой самое необходимое для шитья, мой МК для вас. Для этого я решила соединить...
Развитие техносреды в детском саду
Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения совместной деятельности детей и взрослых ( в том числе детей разного...