Папки-передвижки

Развитие мелкой моторики детей с нарушениями речи посредством продуктивной деятельности

Патенкова Ирина
Развитие мелкой моторики детей с нарушениями речи посредством продуктивной деятельности

Речь имеет огромное значение в жизни человека. Развитие речи приобретает все большую актуальность в нашем обществе. Речь является одним из самых мощных факторов и стимулов в развитии ребенка.

В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Речь ребенка, как известно не может формироваться изолировано, ее развитие идет в комплексе с общим развитием, фи-зическим и психическим.

Публикация «Развитие мелкой моторики детей с нарушениями речи посредством продуктивной деятельности» размещена в разделах

Если посмотреть на ход развития речи ребёнка то можно отметить, что сначала развиваются движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; всё последующее совершенствование речевых реакций состоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

В наше время можно заметить существенную закономерность – «пальцы помогают говорить». Это не просто известное выражение. Часто человек, который не может подобрать необходимых слов, затрудняется в объяснении, помогает себе жестами. В то же время ребенок, увлеченно рисующий, пишущий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки. Поэтому развитие речи ребёнка неразрывно связано с развитием мелкой моторики. Связь паль-цевой моторики и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков.

Вопросом взаимосвязи мелкой моторики рук и уровнем сформированности речи занимались многие ученые Работы В. М. Бехтерева доказали влияние манипуляций рук на функции речи высшей нервной деятельности. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умствен-ную усталость. Они способствуют улучшению произношения многих звуков, а значит развитию речи. Известный исследователь детской речи Мира Михайловна Кольцова отмечала, что кисть руки нужно рассматривать как орган речи. Если движение пальцев рук соответствуют возрасту, то и речевое развитие находится в пре-делах нормы.

Мария Монтессори заметила связь между развитием тонких движений руки и речью детей. Она заключила, что если с речью не все в порядке, в этом наверняка виновата мелкая моторика. Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ре-бенка находится на кончиках его пальцев", "Рука – это инструмент всех инструментов", – заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", – писал Кант.

Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. Она имеет значение при выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук.

Существует много приемов и способов развития мелкой моторики. Одним из та-ких средств является продуктивная деятельность. Продуктивная деятельность ребёнка - это деятельность по созданию новых, оригинальных, субъективно-значимых образов (в рисунке, лепке, аппликации и т. д.)

Я в своей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи по развитию мелкой моторики рук активно использую следующие виды продуктивной деятельности :

1. Лепка - процесс создания скульптурного произведения, связанный с работой над мягким пластическим материалом: влажной глиной,пластилином, тестом, посредством придания ему формы с подмогой рук и вспомогательных инструментов - стеков и т. п.

Основным инструментом в лепке является рука (правильней, обе руки, следственно, ярус знания зависит от владения собственными руками, а не кисточкой, карандашом либо ножницами. Когда ребенок раскатывает и разминает пластилин, мышцы и суставы пальцев получают пригодную нагрузку. Лепка пластилином дозволяет активизировать сенсорное становление ребенка, развивает верное восприятие формы предметов, верную передачу пространственных отношений между ними. Это - самый осязаемый вид творчества. Свое творение дозволено не только увидеть, но и потрогать, взять в руки, изменить либо добавить какие-нибудь детали. При работе с пластилином координируются движения не только рук,но и глаз, прогрессирует цветовое воспринятое, знание различать основные цвета и их оттенки. Лепка полезно влияет на нервную систему. Ребенок не опасается ошибиться, ведь пластилин - магический материал. Неизменно дозволено что-нибудь исправить, переделать, добавить, убрать, увеличить либо уменьшить. В процессе занятий формируется усидчивость, целеустремленность, желание как можно отличнее исполнить свою работу.

Усердствуя, для того чтобы вернее передать форму, ребенок энергично работает всеми пальцами, а это, как известно, способствует речевому развитию. Руки, пальцы с их тонкой моторикой учатся координации с глазами и включения в работу сразу 2-х полушарий (левого- разумного, анализирующего и правого - интуитивного, чувствительного).Пименова Е. П. подчеркивает, что «чем огромнее дети занимаются лепкой, тем увереннее и координированнее становятся движения их пальцев».

Тестопластика способствует нормализации тонуса и активизации мелкой мото-рики. При лепке из соленого теста задействованы все десять пальцев, а также обе ладо-ни. Происходит мощное воздействие натактильные рецепторы. При этом развивается мелкая мускулатура рук,повышается координация и точность движений. В процессе лепки из соленого теста у детей повышается сенсорная чувствительность,развивается общая ручная умелость, мелкая моторика,синхронизируются работа обеих рук. Во время работы с соленым тестом ребенок испытывает наслаждение от его пластичности, от форм, которые получаются в процессе лепки.

2. Торцевание - достаточно новый вид прикладного творчества, один из видов бумажного конструирования из комочков салфеток или гофрированной бумаги. Не-смотря на свой молодой возраст, этот вид уже обрёл множество поклонников. Техника достаточно простая, а результат получается очень эффективным. Большим плюсом в этой работе является то, что её можно выполнять коллективно. Дети справятся даже с большой картиной, для этого каждому ребёнку просто нужно выделить свой собственный участок, который он должен заполнить «торцовочками». Работа с гофрированной бумагой и салфетками развивает мелкую моторику, внимание, аккуратность, способствует эмоционально-эстетическому развитию ребёнка.

Прикреплённые файлы:

melkaja-motorika_iirr3.pptx | 7384,27 Кб
 
Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими рукамиРазвитие мелкой моторики рук посредством дидактических игр, изготовленных своими руками Использование дидактических игр и упражнений дают возможность решать различные педагогические задачи в игровой форме, наиболее доступной.

Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда»Проект «Развитие мелкой моторики посредством бизиборда» Проект в ДОУ на тему: «Развитие мелкой моторики через Бизиборд» I.Структура проекта: Актуальность В дошкольном образовательном учреждении.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражненийРазвитие мелкой моторики посредством дидактических игр и упражнений Тема: «Развитие мелкой моторики у дошкольников через дидактические игры и упражнения». Актуальность. Уже в девятнадцатом веке учёными.

Развитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНРРазвитие мелкой моторики посредством творчества у детей с ОНР О чудесных свойствах мелкой моторики сказано достаточно много. Наши мудрые предки из поколения в поколение передают забавные народные потешки:.

Развитие мелкой моторики посредством пластилинографииРазвитие мелкой моторики посредством пластилинографии «Ум ребенка на кончиках пальцев» Подготовить ребенка к школе – это значит сформировать в нем такие качества и свойства в процессе разных.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппаратаРазвитие мелкой моторики у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата С давних пор известно, что существует влияние действий руками на развитие головного мозга человека. Упражнения с участием рук и пальцев.

Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик»Развитие мимической мускулатуры дошкольников с нарушениями речи посредством использования пособия «Цветик-семицветик» Мимика – движения мышц лица, является непроизвольным или намеренным выражением чувств, одним из средств общения между людьми, формой выражения.

Развитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игрыРазвитие сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры На протяжении моей работы активно используются различные игры - тренажёры как заимственные у других педагогов, так и разработанные лично.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики детей с нарушениями речи посредством продуктивной деятельности
Опубликовано: 12 сентября 2022 в 13:29
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД