Елена Сербина
Развитие мелкой моторики и координации движений детей с задержкой психического развития
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики и координации движений детей с задержкой психического развития
Мантулова Яна Александровна,
учитель-дефектолог,
Сербина Елена Георгиевна,
тьютор,
Феклистова Юлия Васильевна,
тьютор,
МБДОУ детский сад №68, г. Белгород
Развитие мелкой моторики и координации движений детей с задержкой психического развития.
Публикация «Развитие мелкой моторики и координации движений детей с задержкой психического развития» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Мелкая моторика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Слово «координация» означает согласование деятельности мышц тела, направленное на успешное выполнение какой-либо задачи. В первую очередь, координация напрямую связана с движением. Координация также включает в себя способность к ориентированию в пространстве, сохранению равновесия и чувству ритма. Развитие координации движения у детей имеет огромное значение, так как согласованная работа мышц тела является условием его нормального роста и развития. Развитие координации движения у детей предполагает не только совершенствование выполняемых ребенком движений. Это, прежде всего, согласованное взаимодействие процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга ребенка, создающих благоприятные условия для координированной работы центральной нервной системы в целом. Именно поэтому развитие координации движений у детей является очень важной задачей, выполнение которой ложится на плечи родителей и педагогов. У детей с ЗПР наблюдаются отклонения в развитии двигательной сферы : нарушение произвольной регуляции движений, недостаточная координированность и четкость непроизвольных движений, трудности переключения и автоматизации. Наиболее страдает у детей данной категории моторика кистей и пальцев рук. Отклонения в развитии моторной сферы у детей с ЗПР создают определенные трудности в учебной деятельности, особенно неблагоприятно влияют на овладение навыками письма, рисования, ручного труда. Недостаточное развитие зрительно-пространственной ориентации приводит к тому, что ребёнок неверно оценивает направление, не может проследить зрительно за движением своей руки. Они часто не выделяют ведущую руку, движения их рук бывает неловкими, несогласованными. Мы хотим поделиться опытом и рассказать, как мы развиваем детей, играя с ними. Часто используем пальчиковые игры, они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Чтобы детям было интересно играть с пальчиками, мы надеваем на пальчики различных героев, о которых говорится в пальчиковой игре. Наши дети любят играть с пинцетом, перекладывая различные предметы, так же при помощи ложки перекладываем бусины в емкость с узким горлышком. Это позволяет детям учиться сосредоточиваться на объекте и контролировать свои движения. Мы кормим веселых человечков, которые приходят к нам в гости, вкусной вермишелью, которую кладем пинцетом. При помощи пинцета, который открывается, как ножницы, перекладываем различные крупы. Однажды мы прочитали, что хорошо развивает мелкую моторику и зрительнопространственную ориентацию оригами. Решили попробовать начали с простого – знакомства с бумагой. Мы ее рвали, мяли, кидали, дули на нее. После того, как мы познакомились со свойствами бумаги, мы начали учиться складывать бумагу. Ребятам было очень тяжело, но постепенно результаты стали улучшаться. Сейчас еще пробуем складывать бумагу в разных направлениях, в дальнейшем надеемся, что начнем выкладывать простые базовые формы оригами (книга, косынка, дверь). Также мы проводим игры, направленные на развитие восприятия, точность и быстроту ориентирования в пространстве; скорость реакции, на увеличение познавательной активности; на развитие способности максимально быстро и точно определить свое местоположение в пространстве по отношению к внешним препятствующим объектам; на развитие меткости, способности рассчитать траекторию движения объектов в пространстве скорости реакции. Игры, в которые мы играем: «Собери все помидоры», «Повторяй за мной», «Хлопни в ладоши», «Бубен и колокольчик» и другие. Использование всех игр и упражнений улучшало результаты наших воспитанников, но у ребят не получается, к примеру, помахать рукой красиво «пока» или «привет», они не могут держать ровно руку и ладонь, мы не знали, что и придумать для улучшения результатов. Любой тренировочный процесс воспринимается как рутинный и скучный. При этом сложно достигнуть положительной мотивации. Хорошо известно, что у детей наилучшее восприятие материала происходит через игровую деятельность. Увлекательный сюжет вызывает эмоциональный интерес к результату, повышая мотивацию к тренировочному процессу, и способствует более эффективному обучению.
Список литературы:
1. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. – М. : Просвещение, 1973. 2. Гончарова Е. Л. Термин «ребенок с особыми образовательными потребностями» в контексте отечественной научной школы дефектологии / Е. Л. Гончарова, О. И. Кукушкина // Специальное образование: состояние и перспективы развития. Тематическое приложение к журналу «Вестник образования». – 2003. – №3. – С. 78 – 81. 3. Гончарова Е. Парадоксы отклоняющегося развития // Дошкольное воспитание. – 2006. – №2.