Екатерина Микишова
Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр с Учетом Федерального государственного образовательного стандарта
▼ Скачать + Заказать документы
Младший возраст детей – это тот период, когда формируются и развиваются практически все двигательные навыки, которыми владеет человек в течение всей жизни. Мелкая моторика это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания для детей. Уровень развития мелкой моторики, является одним из очень важных показателей готовности детей к обучению в школе. Работа пальцев рук стимулирует развитие внимания, мышления, памяти и влияет на развитие моторной функции речи.
Публикация «Развитие мелкой моторики посредством дидактических игр с Учетом Федерального государственного образовательного стандарта» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Мелкая моторика
- Мелкая моторика. Игры и пособия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Работая с детьми младшего возраста я сталкиваюсь с такими проблемами детей, как слабое развитие кисти рук, слабое запоминание цвета, формы, нарушение моторики рук, у таких детей преобладает медлительность выполнения движений, наблюдается скованность. Ребенок при выполнении заданий начинает капризничать у него ухудшается настроение. В школе отмечается, что первоклассники из – за недостаточного развития испытывают трудности в овладении навыком письма. Изучив научную и методическую литературу я пришла к выводу что развитие кистей рук связано с развитием мышления и речи ребенка.
Функция человеческой руки уникальна и универсальна. Выдающийся педагог В. А. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». Использовала ручные навыки в своей работе с детьми итальянский педагог автор всемирно известной методики Мария Мантессори. Значит, чтобы развивать ребенка и его мозг, нужно тренировать руки. Интеллект развивается параллельно с развитие руки. Понимая важность этой проблемы, я поставила перед собой цель. Развитие мелкой моторики рук у детей, посредством дидактических игр и игрушек. В группе создана необходимая предметно – развивающая среда, приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, многие сделаны своими руками. Сенсорно – дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работу за столом осуществляю с небольшой группой детей и индивидуально.
Побуждаю малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом, наблюдаю за правильностью выполнения при необходимости оказываю помощь. Повышаю интерес малышей превратив их в занимательную игру.
Важной работой по развитию ручной умелости являются пальчиковые игры, они эмоциональны, понятны, доступны и очень увлекают детей.
Эти игры способствуют развитию речи, творческой деятельности и укреплению здоровья.
Создала накопительную папку пальчиковых игр, стараясь подбирать упражнения, опираясь на перспективное планирование образовательной деятельности, по сезонности и с большим разнообразием движением пальцев рук. Провожу пальчиковую гимнастику не только в образовательной деятельности, но и в режимных моментах, на прогулке.
Значимое место в процессе сенсорного обучения и развития моторики рук занимают дидактические игры тренажеры, сделанные своими руками.
Любимая игра моих малышей «Сухой бассейн». Ребенок погружает руку в разноцветные контейнеры от шоколадных яиц и на ощупь ищет игрушку, спрятанную там мною. Найденная игрушка доставляет огромную радость малышу. Использование такого пособия многофункционально, это и мозаика и предметы – заместители в игре.
Например, из контейнеров от шоколадных яиц получаются хорошие погремушки в стиле Монтессори - педагогики. Для этого нужно взять четное количество одинаковых киндер - коробочек, наполнить их попарно разными сыпучими продуктами разного калибра: манной крупой, рисом, горохом, фасолью, крупными орехами (фундук) или каштанами. Задача ребенка – найти два контейнера с одинаковым звучанием. Такая игра поначалу и мамам будет интересна.
Следующий вариант игра «Варежки», в ходе которой развиваем тактильные ощущения, умения выбрать предмет одной фактуры.
Одна из развивающих игр по системе Никитиных, игра «Сложи квадрат». Учу детей складывать квадрат из разноцветных фрагментов различной формы. Разноцветные бельевые прищепки это главные тренажер для развития мелкой моторики, как они тесно связаны с речевой функцией. Многократное повторение движения дает отличную тренировку пальчикам рук. Игра «Разноцветные прищепки» очень увлекает детей.
Так как наша группа имеет название «Матрешка», в центре сенсорики группы есть игра «Фартуки для матрешки». Дети учатся выбирать предмет заданного цвета из двух предложенных.
Известно всем, что дети любят различные театрализованные представления. Театр перчаточных кукол приносит ребятам большое удовольствие, ведь при помощи них они могут изображать различные действия. Движения пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций – мышления, памяти, внимания.
Я представила вашему вниманию совсем малую часть игр, которые использую в своей работе.
Провожу работу по совершенствованию сенсорного восприятия и развитию руки на прогулке. Это конечно же игры с песком и снегом. Нравится ребятам рисовать палочкой на песке, но и ставить отпечатки ладошками, изображая цветочки или бабочки. Рисовать следы животных, автомобильные дороги, мир, который видит ребенок своими глазами. Это разнообразно, интересно и поучительно.
Как говорил К. Д. Ушинский: «Дитя устает не от сложности задания, а от скуки и однообразия», поэтому я и стараюсь применять как можно больше креатива и творчества вместе со своими ребятами.
Работая в системе я постепенно добиваюсь значительных результатов, у ребят пальчики становятся более ловкими подвижными и гибкими. Речь развиваться интенсивнее. И самое главное, у малышей развиваются положительные ощущения, уверенность в себе, своих возможностях, то ради чего все это я делаю!