Получи документы

Развитие мелкой моторики руки детей 4–5 лет

Любовь
Развитие мелкой моторики руки детей 4–5 лет

Аннотация:

В статье поднимается проблема, по развитию мелкой моторики руки у детей 4-5-лет в образовательном процессе в дошкольной организации. Ключевые слова: развитие, моторика, дети.

Дошкольный возраст играет большую роль в развитии ребенка. В это период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения. Сформированность навыков мелкой моторики руки имеет важное значение физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного детства. Уровень развития мелкой моторики во многом определяет успешность освоения ребенком изобразительных, конструктивных, трудовых и музыкально-исполнительских умений,

Публикация «Развитие мелкой моторики руки детей 4–5 лет» размещена в разделах

овладения родным языком, развитие первоначальных навыков письма и другое. В чем же сущность развития мелкой моторики руки и почему так важно ее развивать? Слово «моторика [от лат. motor приводящий в движение] – двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей». [1,93] Мелкая моторика - совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и

пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека. [3,56] Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

Правильная, хорошо развитая речь является одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению. Ранний возраст является наиболее сензитивным, когда ребенок впитывает впечатления от окружающего мира и формирует свое восприятие, свой «отклик» на мир,

как эмоциональный, так и умственный, что выражается в постепенном освоении движений, речи. Поэтому с самого раннего возраста взрослые стараются научить ребенка выполнять точные движения руками и пальцами: брать в руки большие и маленькие предметы, пользоваться ими в соответствии с их функцией (ложкой, вилкой, совочком и др., открывать и закрывать коробки, отвинчивать, завинчивать тюбики и гайки,

завязывать и развязывать и т. д.

Правильное развитие мелкой моторики определяет формирование у ребенка

сенсомоторной координации – согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с

помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. [6,65] Ребенок, у которого этот уровень достаточно высокий, умеет логически рассуждать, у него хорошо развита память и внимание, связная речь, он может приступать к приобретению навыков письма.

Поскольку в настоящее время увеличивается число детей с нарушением речевого развития; слабо развитым вниманием, памятью, мышлением можно считать проблему развития мелкой моторики рук актуальной.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков

самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка (М. М. Кольцова, Н. А. Бехтерев, М. В. Антропова, Н. А. Рокотова, Е. К. Бережная). Мелкая моторика развивается, естественным образом начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребенок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д., к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными. Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук. Исследования М. М. Кольцовой доказали, что каждый палец руки имеет довольно обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Развитие тонких

движений пальцев рук предшествует появлению артикуляции слогов. Благодаря развитию пальцев в мозгу формируется проекция «схемы человеческого тела», а речевые реакции находятся в прямой зависимости от тренированности пальцев. [4,144] Существует много различных способов добиться ускорения развития мелкой моторики рук. Это такие как, массаж кистей и пальцев рук, игры с мелкими предметами (мозаики, пазлы и всевозможные конструкторы, игры с песком и водой, аппликация (как

вырывная, так и при помощи ножниц, оригами, всевозможные плетения, лепка, рисование, штриховки и графические упражнения. Так же, можно предложить детям завязывание ленточек, шнурков, узелков на веревочке. Собирать разрезные картинки, застегивать и расстегивать пуговицы, разбирать крупы (горох, гречка, рис) и. т. д. Игр, заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, как для детей, так и для взрослых. Самое интересное и доступное занятие для

развития моторики руки и пальцев – это пальчиковые игры. Именно они помогут ребенку научиться хорошо, овладевать своими ладошками и пальчиками. [6,65] Эти игры очень эмоциональные, можно проводить как в детском саду, так и дома. Они увлекательны и способствуют развитию речи, творческой деятельности. «Пальчиковые игры» как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их

деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

С точки зрения М. И. Лисиной, взрослому необходимо в различных игровых ситуациях создавать условия сотрудничества с ребенком, что будет способствовать появлению инициативности ребенка в познании мира, в игре [5,320]. С точки зрения Л. С. Выготского, именно в игровой деятельности, которая характеризуется наличием свободы, новизны, интереса, дети учатся воспринимать мир, формировать представление о времени и пространстве, регулировать свои эмоции и поведение [2,533].

В соответствии с ФГОС ДО образовательная область «Физическое развитие» включает решение задачи по развитию крупной и мелкой моторики обеих рук, поскольку, когда у детей развивают мелкую моторику пальцев, то осуществляется разнообразие тактильных впечатлений ребенка, оказывается большое влияние на развитие его речи, снижается проявление различных недостатков и даже снятие психического напряжения. Сущностное назначение методического обеспечения – в анализе, поиске

передовых, наиболее эффективных методик, их апробировании, моделировании, а также внедрении новых, наиболее оптимальных в конкретных условиях вариантов дошкольном образовании, в корректировании и регулировании образовательного процесса. Новое комплексное методическое обеспечение, должно наиболее полно обеспечивать организацию и сопровождение деятельности педагогов по развитию мелкой

моторики руки детей 4-5 лет, давая им «инструменты» для планирования и осуществления учебной деятельности. Учитывая исследования ученых, становится понятно, что в процессе индивидуального развития, речь тесно связана с движениями, и первую очередь, с пальцами рук. Это наглядно выявляется и при наблюдении за детьми одного и того же

возраста, но с различной степенью развития речи. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении явно быстрее других, развитие движений пальцев рук подготавливает почву для развития речи.

Литература:

1. С. М. Вайнерман – Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству //С. М. Вайнерман. – М., Владос, 2006г. – С. 93.

2. Л. С. Выготский – Обучение и развитие в дошкольном возрасте // Л. С. Выготский – М. : Педагогика, 1986. – С. 533.

3. Г. Н. Година, Е. Г. Пилюгина – Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста: книга для воспитателей детского сада. // Г. Н. Година, Е. Г. Пилюгина – М. : Просвещение, 1987. – С. 56.

4. М. М. Кольцова – Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка // М. М. Кольцова. – М. : Педагогика, 1973. – С. 144.

5. М. И. Лисина – Формирование личности ребенка в общении // М. И. Лисина. – СПб. : Питер, 2011. – С. 320.

6. К. А. Стребелевой – Специальная дошкольная педагогика // К. А. Стребелевой – М., - 2001. – С. 65.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей» Фотоотчет развитие мелкой моторики у детей. Елена Владимирова. Зачем нужно развивать моторику? Дело в том, что развитие мелкой моторики.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей» Около ста лет назад Мария Монтессори заметила, что развитие речи, и интеллекта тесно связано с тем, насколько сформировано моторное развитие.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5–7 лет» Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики у детей 5 – 7 лет» У детей в сфере моторики и произвольного внимания чаще всего наблюдаются.

Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста» Упражнения для развития мелкой моторики руки детей дошкольного возраста. Игры с природным материалом. Он всегда доступен, не требует.

Мастер-класс для педагогов на тему «Развитие мелкой моторики руки с учетом здоровьесберегающих технологий» Цель: Познакомить педагогов, участвующих в мастер-классе, с нетрадиционными методами развития мелкой моторики и приемами их использования.

План взаимодействия с семьей по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы.План взаимодействия с семьей по развитию мелкой моторики руки у детей средней группы. Полноценное развитие ребенка невозможно без тесного сотрудничества детского сада и семьи по всем вопросам образования и воспитания дошкольников.

Развитие мелкой моторики детей. Часть 2Развитие мелкой моторики детей. Часть 2 Продолжаем развивать мелкую моторику детей! Мешочки для массажаИз плотной ткани сшила мешочки и наполнила крупой (греча, пшено, манка,.

Развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики у детей раннего возраста Благодаря современной науке, мы знаем, что мелкая моторика человека находится в прямой взаимосвязи с речью, определяя скорость овладения.

Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки»Фотоотчет о родительском собрании «Развитие мелкой моторики руки» Добрый вечер уважаемые коллеги. Сегодня хотелось бы поделится с вами как, я провела родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики.

Занятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группыЗанятие по развитию мелкой моторики и подготовке руки к письму «Наши игрушки» для детей второй младшей группы Цель: повысить уровень речевой компетентности ребенка, подготовить руку к письму, совершенствуя мелкую моторику средствами дидактических.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики руки детей 4–5 лет
Опубликовано: 20 июня 2022 в 10:21
+46Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 мая. День Победы. Передвижка «День Победы!»

День Победы — священный для нашей страны и поистине народный праздник.  В этом году 9 мая мы отмечает 79-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне.

8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД