татьяна пестерникова
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста
посредством пальчиковых игр.
«Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»
Сухомлинский
Василий Александрович
Цель: совершенствовать условия для развития мелкой моторики пальцев рук для детей раннего возраста.
Задачи: развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов.
Публикация «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста посредством пальчиковых игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д. Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка. Формирование же двигательных функций, в том числе и тонких движений рук, происходит в процессе взаимодействия ребенка с окружающим его предметным миром. Когда мы выполняем точные действия, запястья, совершая необходимые движения в разных плоскостях, регулируют положение наших рук.
• Развивают восприятие, умение вслушиваться в речь взрослого.
• Способствуют развитию речи. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребенка в пределах возрастной нормы. Сочетание движений рук и проговаривания стихов делает речь ребенка более четкой, ритмичной, яркой. Именно поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка, подготовки кисти руки к письму и, что не менее важно, стимулирующим развитие мышления ребенка.
• Активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями. Пальцы и кисти приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений
• Способствуют развитию творческой деятельности.
• Развивают память, ведь в пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи.
• Учат ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять.
• Развивают эмоциональность, формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также между взрослым и ребёнком
Какие же упражнения помогут ребенку усовершенствовать свои навыки?
Лепка из пластилина и соленого теста.
Перед лепкой ребенку любого возраста обязательно дайте размять пластилин. Это очень полезное упражнение для развития мелкой моторики. В этом плане гораздо полезнее твердый пластилин, чем мягкий.
Лепим колбаски, колечки, шарики; режем пластилиновую колбаску пластмассовым ножом на множество мелких кусочков, а потом слепляем кусочки снова. Из каждого маленького кусочка делаем лепешку или монетку. (Можно надавить на лепешку настоящей монеткой или плоской игрушкой, чтобы получить отпечаток.)
Упражнения с бумагой.
мять – развитие силы рук (после этого получится «шарик», который можно бросать в корзину с расстояния,
рвать – захватываем пальцами обеих рук лист и тянем в разные стороны. Получаются полосочки. Эти полоски мы складываем в коробочку и делаем «дождик», высыпая полоски из коробки.
Игры с крупой, бусинками, пуговицами.
Игра «Ищем клад».
В большую ёмкость насыпаем крупу и бросаем туда мелкие игрушки, пуговицы, бусины или любые другие мелкие предметы. Просим ребенка отыскать клад и сложить его в специальный сундук для сокровищ. Искать клад можно с помощью маленького ситечка, ложечки или пальцами.
Все занятия с использованием мелких предметов должны проходить под строгим контролем взрослых!
Игра «Рисование»
Возьмите поднос и манную крупу, на которой будите рисовать, равномерным слоем рассыпьте крупу по подносу. Можно рисовать дорожки, а потом пальчиками по этой дорожке пройти. Предложите поэкспериментировать с кисточкой или палочкой, отпечатки ладошкой или самыми разнообразными предметами (формочками, вилками, мячиком с шипами, машинками). Дети могут придумать свой рисунок или просто повторять за вами. Чтобы «стереть» рисунок, немного потрясите поднос легкими движениями, и у вас снова «чистый холст».
Пальчиковая гимнастика.
Главная цель пальчиковых игр – переключение внимания, улучшение координации и мелкой моторики, что напрямую воздействует на умственное развитие ребенка.
«Пальчиковые игры» - Как правило, сопровождаются рифмованными историями или сказками, чтобы занятие было интересно ребёнку.
Наполнение бутылки мелкими предметами.
В пластиковую бутылку можно опускать фасоль, камешки, шарики.
Придерживать бутылочку одной рукой, а другой рукой брать по одной детали. Очень важно следить за тем, чтобы малыш брал правильно и по одной детали!
В конце закройте бутылку крышкой и погремите получившейся погремушкой.
Катание карандаша между ладошками.
Сначала попробуйте покатать карандаш по столу ладонью. Затем покажите малышу, как катать карандаш между выпрямленными ладошками в руках (карандаш находится в вертикальном положении). На конец карандаша можно приклеить картинку, которая будет вертеться.
Игры шнуровки
Это один из самых эффективных способов развития мелкой моторики рук у детей. Они представляют собой наборы из разноцветных шнурков и предметы с дырками, куда нужно вставить эти шнурки.
Шнуровка в виде ботиночка
Научит вашего карапуза без труда завязывать шнурки и на собственной обуви в том числе. Покажите различные способы шнурования ботинок: крест – накрест, параллельным переплетением, крестом внизу и т. д. В ходе выполнения таких заданий у ребёнка тренирует свой глазомер, учась совмещать дырочки, продевая через них шнурки, а также у него развивается подвижность пальцев рук.
Конструкторы «на веревочках»
Подразумевают под собой то, что что-то к чему-то нужно пришить. Например, ежику прикрепим грибочки, «Украсим елочку» и т. п.
Нанизывание колец на стержень пирамидки.
(развитие соотносящих движений рук).
Сначала малыш учится разбирать игрушку-пирамидку (это легче, а уже потом собирать ее. Обратите внимание – даже самые маленькие дети легко запоминают последовательность цвета в пирамидке и собирают ее просто по памяти, а не по сопоставлению величин. Поэтому если Вы хотите научить их сравнивать величину колец и располагать их от самого большого к самому маленькому последовательно, то Вам нужна пирамидка с кольцами одного цвета!
Су-Джок.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в коррекционных целях наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а так же способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия. В детском саду отмечается тот факт, что у некоторых детей пальцы малоподвижные. Движения их отличаются неточностью, несогласованностью. И поэтому, данная Су-Джок терапия уделяет должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук.
Движения в пальчиковых играх сильно варьируются в зависимости от возраста ребёнка. Если в 6-7 месяцев большинство действий производит взрослый, поглаживая ладони и пальцы малыша, то к трём годам ребёнок вполне способен показывать пальцами сложные жесты, самостоятельно рассказывая при этом текст истории.
Связь мелкой моторики пальцев и речевой функции была подтверждена исследователями Института физиологии детей и подростков. Пальчиковые игры развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров. Развитие мелкой моторики готовит руки ребёнка к разнообразным действиям в будущем: рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Также занятия пальчиковыми играми помогают достичь тесного контакта, в том числе и тактильного, между взрослым и ребёнком, что положительно сказывается на дальнейших отношениях между ними и, наконец, такие занятия, как правило, очень нравятся малышам.
Спасибо за внимание!