Получи документы

Развитие мнемических способностей у старших дошкольников

Галина Павлова
Развитие мнемических способностей у старших дошкольников

Дошкольному возрасту принадлежит важная роль в общем развитии памяти человека. Впечатления, которые человек получает об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости и возможности – воспроизводятся и узнаются. Эти процессы называются памятью.

Публикация «Развитие мнемических способностей у старших дошкольников» размещена в разделах

В детстве происходит интенсивное развитие памяти. Не овладев мнемическими операциями в дошкольном возрасте, в школе ученики будут испытывать трудности в работе с большими объектами информации, это замедлит темпы и снизит эффективность их познавательной деятельности. Таким образом, очевидна актуальность проблемы целенаправленного развития мнемических способностей старших дошкольников. Проблема состоит в том, что есть насущная необходимость развития мнемических способностей дошкольников, так как память является ведущей функцией в познавательной сфере.

Развитие мнемических способностей детей дошкольного возраста можно оптимизировать в случае применения психолого-педагогической программы построенной с учетом:

- принципа проблемности (введение ребенка в проблемную ситуацию, для выхода из которой ему не хватает имеющихся знаний, и он вынужден сам активно формировать новые знания с помощью педагога и с участием других детей, основываясь на известном ему чужом и своем опыте, логике и здравом смысле);

- принципа мотивации (обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию тренинга);

- принципа последующего усложнения (обеспечение посильности работы, рациональное соотношение известного и неизвестного);

- принципа учета возрастных и индивидуальных особенностей (каждому возрасту соответствует свой уровень физического, психического и социального развития).

Анализ рассмотренной психолого-педагогической литературы свидетельствует о том, что у дошкольников непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение – единственная форма работы памяти.

По представлению психологов, ребенок еще не может поставить перед собой цель запомнить или припомнить что-либо и тем более не применяет для этого специальных приемов. Дошкольник запоминает то, что было направлено на его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. При развитии ребенка, у него возникают моторная, эмоциональная, образная и словесная память, именно в данной последовательности. Причем образная память у дошкольников является доминирующим видом памяти. Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному запоминанию и припоминанию. Совершенствование образной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ними специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала и применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Улучшение памяти ребенка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. Желание ребенка запомнить, надо всячески поощрять, это – залог успешного развития не только памяти, но и других познавательных способностей.

Цель данной программы – развитие мнемических способностей детей за счет специально подобранных игр и упражнений. Это позволит добиться значительного улучшения показателей мнемических способностей у детей старшего дошкольного возраста.

В ходе реализации программы решались следующие задачи:

1. Развитие мнемических способностей детей;

2. Установление психо-эмоционального сотрудничества с детьми;

3. Формирование внутренней активности детей;

4. Общее психическое развитие детей старшего дошкольного возраста;

5. Закрепление полученных навыков.

Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста. Общее число занятий: 20, два раза в неделю. Продолжительность занятия: 25 минут. Форма внедрения – тренинг личностного развития (роста). В тренинге применяются занимательные, развлекательные и подвижные игры, которые имеют серьезную эмоциональную и когнитивную нагрузку, способствуют развитию личности дошкольника. Все занятия построены в форме встреч тренинговой группы, с постоянным составом. Занятия состоят из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. В подготовительной части проводятся разминочные упражнения. Ведущая задача тренинговой встречи реализуется в основной части. Заключительная часть ориентирована на подведение итогов работы, сбор обратной связи от участников тренинга.

Каждое занятие включает ряд разминочных и коррекционных упражнений. При этом последовательность упражнений может варьироваться в связи с учетом уровня развития тренинговой группы. Перед каждым упражнением объясняется цель, подробно излагается инструкция к заданию и процедура проведения.

Каждое занятие представляет собой комплекс упражнений, этюды, игры. Они коротки, разнообразны, доступны детям по содержанию. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, нуждаются в частой смене заданий. С этой целью в качестве отдыха используются спонтанный танец, подвижные игры, где много смеха и движений (данные разминки включаются между основными заданиями).

Ожидаемый результат: повышение уровня развития мнемических способностей детей старшего дошкольного возраста, через совершенствование их органов чувств. Общее психическое развитие детей.

Тренинговая работа ориентирована на развитие познавательных возможностей детей с учетом их актуального развития и потенциальных возможностей:

совершенствование различных характеристик произвольного внимания: объема, устойчивости, переключения и распределения;

развитие зрительной и слуховой памяти;

развитие логического мышления;

расширение общего кругозора.

В целях определения эффективности программы экспериментатор контролирует ход тренинга в целом, выполнение заданий каждым участником группы. Также руководитель тренинговой группы обязан следить за эмоциональным состоянием каждого из участников и группы в целом, в случае необходимости оказывать психологическую поддержку.

При проведении игр с детьми нужно помнить о следующих правилах:

все ответы детей, даже самые неожиданные, непривычные и странные есть ответы «правильные»;

поддерживайте у дошкольника стремление к поиску новых и эвристических ответов;

на игровых занятиях обязательно давайте эмоциональное подкрепление:

«Молодцы!», «Как у нас хорошо получается!», «Умница, Даша!», «Ничего у тебя все получится!», «Смотри, как нам интересно, подключайся к игре».

Для развития рефлексии участников тренинга, а также в целях управления тренингом предполагается проведение детального анализа ситуаций, возникающих после очередного упражнения или этюда. Также, в конце занятия будут подводиться итоги всех упражнений.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

«Развитие математических способностей у дошкольников» Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

Консультация для педагогов «Развитие математических способностей дошкольников посредством музыки» Математическая концепция в образовании. принятая Правительством Российской Федерации, ставит перед музыкальным руководителем ДОУ задачу:.

Развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности в соответствии с ФГОС «ФГОС ДО развитие творческих способностей дошкольников в ИЗО деятельности» «Занятие рисованием способствует разностороннему развитию личности.

Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами»Конспект мастер-класса «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами» Творческая мастерская. Мастер класс «Развитие творческих способностей старших дошкольников в процессе знакомства с народными ремеслами».

Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников»Памятка для родителей «Развитие творческих способностей дошкольников» В современном мире творческие профессии сегодня одни из самых востребованных, а целеустремленные творческие люди всегда находят свой жизненный.

Развитие творческих способностей дошкольников посредством сказки Педагогический проект «Сказка - рядом с нами!»Авторы: Лычангина Л. В., воспитатель; Федотова Т. В., педагог дополнительного образования МБДОУ.

Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности»Проект «Развитие творческих способностей у старших дошкольников через нетрадиционные техники в изобразительной деятельности» Предлагаю вашему вниманию проект, целью которого является создание условий для художественно-творческой деятельности детей, стимулирования.

Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников»Семинар-практикум «Развитие творческих способностей дошкольников» «Развитие творческих способностей дошкольников» Цель: совершенствование работы в ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию, стимулировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мнемических способностей у старших дошкольников
Опубликовано: 30 апреля 2021 в 18:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД