Лучший педагог года

Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью логических блоков Дьенеша

елена лукина
Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью логических блоков Дьенеша

Помощь детям с проблемами в развитии является одним из важных звеньев в системе их реабилитации. Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья, нуждаются в особых формах воспитания и обучения. Недостаточность интеллектуальной деятельности в той или иной степени сказывается на всех психических процессах. У этих детей замедлено и сужено восприятие, нарушено активное внимание. Запоминание обычно бывает замедленным и непрочным. Словарный запас беден, речь — с неточным использованием слов, неразвернутыми фразами и дефектами произношения.

Публикация «Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью логических блоков Дьенеша» размещена в разделах

В наше время обучаемость детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) не ставится под сомнение. При организации специального обучения такие дети усваивают элементарные формы коммуникации, овладевают несложными трудовыми и социальными навыками. Правильно подобранные методы коррекционной помощи с учетом индивидуальных психологических особенностей детей с проблемами в развитии оказывают положительное влияние на динамику их умственного и личностного развития.

Актуальность данной темы обусловлена следующими факторами:

- потребность современных подходов и новых разработок в области коррекции развития детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья, в связи с увеличением их количества;

- практических рекомендаций по коррекции нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья, методических разработок по проблеме развития мышления детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) еще недостаточно.

Для развития таких процессов как нарушение интеллекта, эмоционально-волевой сферы, мышление и речь используются различные дидактические игры, упражнения, но не всегда достигается желаемый результат.

В итоге задается вопрос: «С помощью каких дидактических средств следует формировать мыслительные процессы?»

Практический опыт показывает, что наиболее эффективным средством для обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) являются игровые технологии, носящие развивающий, обучающий и познавательный характер.

Одной из таких игровых технологий является технология с использованием логических блоков Дьенеша, разработанная венгерским психологом и математиком Золтаном Дьенешем для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Блоки Дьенеша — уникальный по своим возможностям дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи интеллектуального развития детей, поставленные в программе Дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) .

Комплект дидактического материала состоит из 48 фигур, которые знакомят детей с четырьмя свойствами: формой, цветом, величиной, толщиной. Логические блоки включают четыре формы: круг, квадрат, треугольник и прямоугольник. Все фигуры имеют три цвета: красный, синий, желтый. Каждая фигура представлена в двух величинах – большая и маленькая, толстая и тонкая. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами.

Блоки Дьенеша используются для развития мыслительных умений : сравнивать, классифицировать, обобщать. Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и тактильного восприятия у детей дошкольного возраста.

Учитывая особенности воспитанников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья, у которых отмечается нарушение интеллекта, низкий уровень при построении высказываний, не владение операцией классификации, можно предположить, что именно блоки Дьенеша могут быть эффективным средством развития детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Они отличаются своей красочностью, яркостью, объемом, возможностью потрогать, пощупать, использованием разнообразных действий.

При работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) над развитием мышления с помощью логических блоков Дьенеша главной целью является развитие мыслительных умений у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

Соответственно для достижения этой цели ставятся следующие задачи:

1. Знакомить детей с сенсорными эталонами (цвета, формы, размера) с помощью логических блоков.

2. Знакомить детей с символами.

3. Учить детей выявлять, абстрагировать, сравнивать, классифицировать и обобщать свойства предметов.

4. Развивать психические процессы: восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, память.

При проведении групповых и индивидуальных занятий с использованием блоков Дьенеша, следует применять методы и приемы:

- наглядный: рассматривание, создание ситуаций, сравнение, сопоставление.

- словесный: вопросы, объяснения, пояснения, указания, рассуждения, художественное слово, похвала, поощрение.

- практический: самостоятельные действия детей по решению основных задач в играх.

Наиболее действенным является наглядный метод обучения, т. к. у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) зрительная память развита лучше, чем слуховая.

Для реализации задач по использованию блоков Дьенеша работу следует начинать с приобретения блоков Дьенеша (на каждый рабочий стол, создания предметно-развивающей среды в группе и оформления уголков для игр с блоками.

Данная методика позволяет упрощать или усложнять задания в играх, используя меньшее или большее количество признаков фигур, соответственно меньшее или большее количество элементов набора. Методика Золтана Дьенеша предлагает множество интересных игр для интеллектуального развития детей.

Учитывая низкий уровень развития ребенка с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья, следует начинать работу по методике Дьенеша с элементарного ознакомления детей с материалом.

На первом этапе работа начинается с простого манипулирования ребенком предлагаемыми геометрическими фигурами, тем самым предоставляя ему возможность самостоятельно знакомиться с логическими блоками. Накладывая блоки друг на друга, складывая в ряд, и перекладывая их из коробки на стол и обратно, дети знакомятся со свойствами фигур на уровне ощущения.

Следуя принципу постепенного наращивания трудностей, работу по формированию мыслительных умений следует продолжать со знакомства с формой, цветом, затем величиной и толщиной. На начальной ступени детям предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать одним свойством — обобщать, классифицировать и сравнивать по одному признаку, например: «Найди фигуру такой же формы», «Найди фигуру такого же цвета» или «Найди фигуру такого же размера» и так далее.

Затем, после усвоения данной ступени, предлагаются игры и упражнения на развитие умения оперировать сразу двумя свойствами, например: «Найди круги красного цвета» и так далее; а затем и тремя свойствами — «Найди круги красного цвета большого размера» и так далее.

После знакомства со свойствами предметов можно организовать игры разной степени сложности (от простого к сложному, используя игровые альбомы, прилагаемые к блокам. Детям предлагается выбрать блоки такой же формы, цвета и размера, как на картинке, и наложить их на изображение (для этого удобно разделить альбом на отдельные листы и положить их в файлы). Накладывая цветные блоки на цветные изображения в альбоме, дети испытывают радость созидателя, наблюдая, как под их руками плоскостные изображения превращаются в объемные. Эта игровая деятельность стимулирует развитие речи, инициативность и самостоятельность детей. Так, в игре, дети закрепляют свойства предметов (цвет, форму, размер).

После освоения данных игровых упражнений следует усложнить задание. Следующий этап обучения — введение специального кода, графически изображающего свойства фигур (карточки-символы, в качестве зрительно ориентира). Так цвет обозначается пятном, величина – силуэтом домика (большой, маленький, форма – соответственно контурами фигур (круглый, квадратный, прямоугольный, треугольный, толщина – условным изображением человеческой фигуры (толстый и тонкий). Рассматривая карточки с детьми, уточняем, какие свойства обозначены на них. Рассматривая сами блоки с пользованием карточек, дети называют имя каждого блока. Благодаря таким манипуляциям с данными предметами в словаре детей появляются такие определения «…это красный, большой круглый, толстый блок. На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красные блоки». Предлагаются такие игры: «Кто быстрее соберет блоки, «Поручения», «На свое место». Определять цвет, форму и размер блока дети учатся после неоднократного повторения. Большинство детей испытывают трудности при соотнесении символа, обозначающего толщину фигуры. В итоге работы дети старшего возраста учатся кодировать и декодировать (расшифровывать) информацию.

После того как дети постепенно научились пользоваться кодовыми карточками, можно ввести код, обозначающий знак отрицания «не» («Не круг», «Не красный», «Не большой») и так далее. Дети осваивают слова и знаки, обозначающие отсутствие свойства. Для этого требуются карточки, где обозначенное свойство перечеркнуто двумя линиями. Например: для усвоения слов: некрасный, некруглый, небольшой, предлагаются игры «Переводчики», «Помоги Незнайке». В этих играх требуется рассказать Незнайке о блоках, перевести в слова то, что обозначает карточка, научить Незнайку по-разному рассказывать про цвет, величину и так далее. Например, о желтом прямоугольном блоке можно сказать, что он некрасный и несиний, по форме некруглый, нетреугольный, толстый (тонкий, большой (маленький).

Этот уровень сложности материала является доступным не для всех детей. С заданиями данной сложности справляются дети подготовительной группы.

Для развития у детей таких мыслительных умений требуется более длительная и кропотливая работа. Подобные игровые упражнения проводятся, как индивидуально, так и с подгруппами детей. Все занятия планируются в игровой форме. Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации — все это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показывает, увлеченные игрой дети постепенно усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость.

Сначала можно использовать игры с блоками на индивидуальных занятиях, затем в качестве продуктивной деятельности, а также в свободные утренние и вечерние часы. После этого можно предложить использовать игровое пособие родителям для досуговой деятельности детей дома.

Для родителей следует подготовить агитационную работу по презентации блоков Дьенеша в качестве наглядной информации в родительском уголке по использованию блоков с детьми. В результате родители ознакомятся с методическими советами по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша, приобретут наборы и игровые альбомы и с удовольствием будут играть вместе со своими детьми дома.

Так же необходимо провести консультативную работу с коллегами с презентацией, мастер-класс для педагогов ДОУ (дошкольное образовательное учреждение) по использованию логических блоков в работе с детьми, т. к. воспитатели могут использовать методику учебно - игрового пособия для воспитания и развития обычных детей дошкольного возраста.

В целом, специальная работа по развитию мышления с использованием блоков Дьенеша позволяет развивать у детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) определенные умственные операции. По результатам педагогического наблюдения психического развития детей заметен очевидный рост показателей по всем критериям оценки мыслительной деятельности. Отмечается переход от беспорядочной деятельности к планомерному осмысленному выполнению детьми группы поставленных задач. Использование наглядного дидактического материала показывает, что возможна количественная и качественная динамика развития детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Дети учатся правильно выполнять задания, им становится доступным элементарный перенос умений. Действия становятся более целенаправленными, осмысленными, организованными. Таким образом, используются потенциальные возможности умственного развития детей. Стоит отметить, что для достижения положительных результатов в работе с данной категорией детей, необходимо осуществлять психологическую коррекцию целенаправленно, поэтапно, длительно и систематически.

Следует отметить, что использование логических блоков Дьенеша в работе с дошкольниками с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) играет большую роль для развития их мышления и мыслительных операций. При систематической работе дети учатся более точно и подробно сравнивать, сопоставлять предметы (по цвету, форме, размеру, толщине, учатся выявлять и абстрагировать свойства, овладевают умственными операциями: сравнение, обобщение, анализ, классификация, обобщение, учатся кодировать и декодировать информацию, классифицировать с заданными свойствами.

Публикации по теме:

Блоки Дьенеша как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста «Покажи мне твои средства, чтобы я полюбил твою цель». Б. Брехт. Логическое мышление дошкольников - это мышление при помощи рассуждений.

Конспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группыКонспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группы Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять навык.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: Формировать элементарные математические представление. Задачи: Обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум.

Конспект занятия в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша «В гости в деревню Простоквашино»Конспект занятия в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша «В гости в деревню Простоквашино» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе с использованием логических блоков Дьенеша на тему: «В гости в деревню Простоквашино».

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша»План работы по самообразованию «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при использовании блоков Дьенеша» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие интеллектуальных способностей дошкольников при.

Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольниковПрименение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера в формировании основ финансовой грамотности дошкольников Цель: формирование основ финансовой грамотности посредством сюжетно– ролевых игр с использованием нетрадиционного дидактического материала,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления у детей дошкольного возраста с ОВЗ с помощью логических блоков Дьенеша
Опубликовано: 30 октября 2023 в 15:40
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД