Лучший педагог года

Развитие мышления в дошкольном возрасте

Трофимова Елена
Развитие мышления в дошкольном возрасте

Формирование логической сферы - это формирование логических приемов мыслительной деятельности, умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Другими словами, формирование логических приемов мышления. К ним относятся: сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование. Формировать эти приемы очень важно не только для общего развития ребенка, но и для развития его мышления, а методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным при организации специальной развивающей программы. Важно, что развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет. Поэтому, та обучающая деятельность, которую организовывает педагог, оказывает значительное влияние на формирование и уровень развитие логического мышления у детей любого возраста. Анна Витальевна Белошистая, доктор педагогических наук, автор книг и публикаций по развитию математических способностей у детей дошкольного возраста, отмечает, что формирование логической сферы дошкольника целесообразно осуществлять в процессе его математического развития, например, на геометрическом материале, посредством выполнения логико-конструктивных заданий.

Публикация «Развитие мышления в дошкольном возрасте» размещена в разделах

Сериация – построение упорядоченных возрастающих или убывающих рядов (матрешки, пирамидки). Сериации можно организовывать по размеру, если используются предметы одного типа (длина, высота, ширина, по цвету, по степени интенсивности окраски.

Анализ – выделение свойств объекта, или выделение объекта из группы, или выделение группы объектов по определенному признаку. Например, задан признак «все кислые». Сначала у каждого объекта множества проверяется наличие или отсутствие этого признака, а затем они выделяются и объединяются в группу по признаку «кислые».

Синтез – соединение различных элементов (признаков, свойств) в единое целое. В психологии анализ и синтез рассматривается как взаимодополняющие процессы (анализ осуществляется через синтез, а синтез – через анализ). Задания на формирование умения выделить элементы того или иного объекта (признаки, а также на соединение их в единое целое можно использовать с первых же шагов математического развития ребёнка (2 -4 года).

- Задание на выбор предмета из группы по любому признаку. (Возьми красный мячик. Возьми мячик, но не красный).

- Задание на выбор нескольких предметов по указанному признаку. (Выбери все мячики. Выбери круглые, но не мячики).

- Задание на выбор нескольких предметов по нескольким указанным признакам. (Выбери маленький синий мячик. Выбери большой красный мячик). Для развития у ребёнка продуктивной аналитико-синтетической мыслительной деятельности следует предлагать ему задания, в которых необходимо рассматривать один и тот же объект с различных точек зрения. Добиться этого можно используя приём постановки различных заданий к одному и тому же математическому объекту.

Упражнение 1. Материал: набор фигур на фланелеграфе. Задание: какая из фигур в этом наборе лишняя. (Квадрат. Все остальные – круги.)

Упражнение 2. Материал: тот же. Педагог убирает квадрат. Задание: дети разделяют круги на 2 группы. Педагог просит детей объяснить, почему они так разделили. (По цвету, по размеру.)

Упражнение 3. Материал: тот же и карточки с цифрами 2,3. Задание: что показывает число 2? (2 больших круга, 2 зелёных круга.) Число 3? (3 синих круга, 3 маленьких круга.) Развивая визуальный анализ, используем задание на выбор лишней фигуры (предмета). Более сложным видом такого задания является задание на выделение фигуры из композиции, образованной наложением нескольких фигур (для детей старшей и подготовительной групп). Синтез развивается у ребёнка раньше, чем способность к анализу: если ребёнок знает, как это было собрано, ему легче анализировать и выделять составные части.

Деятельность, формирующая синтез в дошкольном возрасте – это конструирование. Для начала ребёнок учится воспроизводить объект, повторяя за педагогом весть процесс конструирования, затем повторяя его по памяти. Следующий этап - самостоятельное восстановление способа построения (сделай такой же). Заключительный этап-это выполнение творческого задания без образца, по представлению, но придерживаясь заданных параметров. Конструируем используя мозаику, конструкторы, кубики, разрезные картинки, соответствующие возрасту и вызывающие у ребенка желание работать с ними. Роль обучающего взрослого-способствовать доведению работы до конца, получение задуманного результата.

Сравнение-логический прием умственных действий, требующий выявления сходства и различия между признаками объекта (предмета, явления, группы предметов, выделять одни признаки, абстрагироваться от других. Пример: игра «Найди по указанным признакам» (что большое желтое; большое желтое круглое). Важно, чтобы ребенок использовал роль как ведущего, так и отвечающего. Сначала сравниваем два предмета, затем группы. Детям проще найти признаки различия, а затем уже признаки сходства. Умение сравнивать формируют игры вида «найди такой же». Для детей 2-4 лет признаки должны быть четко обозначены и хорошо опознаваемы. Дети постарше справляются с большим количеством и разнообразным характером признаков сходства.

Упражнение 1. Материал: на фланелеграфе изображены 2 яблока: маленькое желтое и большое красное. У детей набор фигур. Задание: найди фигуры, похожие на яблоко (основание для сравнения - форма).

Упражнение 2. Материал: тот же и набор карточек с цифрами от 1 до 9. Задание: отложи с права все желтые фигуры. Какое число соответствует этой группе? (2) Почему? (две фигуры). Какую другую группу можно подобрать к этому числу? (треугольники, их два; две красных фигуры, два квадрата). Дети составляют группы, зарисовывают, раскрашивают и подписывают под каждой группой число 2. Однажды сформированное и хорошо развитое умение сравнивать будет переноситься ребенком на другие ситуации. А показателем сформированности этого приема будет умение ребенка применять его самостоятельно в деятельности без специальных указаний.

Классификация-это разделение множества на группы по какому-либо признаку, который называется «основание классификации». С детьми дошкольного возраста можно производить классификацию по названию, по размеру, по цвету, по форме, по другим признакам нематематического характера (кто летает, кто плавает, кто бегает, что бывает летом, зимой и т. д.) Все перечисленные приемы-это классификации по заданному педагогом основанию. В другом случае классификация выполняется по основанию, определенному детьми самостоятельно, при этом основание может быть определено не единственным образом. Например:

Упражнение 1. Материал: на фланелеграфе несколько кругов одинакового размера, но разного цвета (два цвета). Задание: разделите круги на две группы. По какому признаку это можно сделать? (по цвету).

Упражнение 2. Материал: к предыдущему набору кругов добавить квадраты тех же цветов и перемешать. Задание: попробуйте снова разделить фигуры на 2 группы. Возможны два варианта выполнения задания: по цвету и по форме. Важно помочь детям в уточнении формулировок.

Обобщение-это оформление в словесной форме результатов процесса сравнения. Оно формируется в дошкольном возрасте как выделение и фиксация общего признака двух или более объектов, а понимается лучше, если является результатом деятельности самого ребенка, например, классификации: эти-все большие, эти-все маленькие, эти-все синие, эти-все красные, эти-все летают, эти-бегают и т. д. Чтобы подвести детей к такому виду обобщений, педагог организует работу соответствующим образом: подбирает объект деятельности, задает вопросы в специальной последовательности, при формулировке обобщения педагог помогает правильно его построить, употребить нужные термины и словесные обороты. Например: предлагается набор фигур и задание. Найди лишнюю фигуру: 1) квадрат, 2) прямоугольник, 3) трапеция, 4) ромб, 5) невыпуклый четырехугольник. Детям незнакомо понятие выпуклости, но они обычно правильно указывают на фигуру под номером 5, объясняя, что «угол ушел внутрь».

Важную роль в формировании у детей способности самостоятельно делать обобщения играет введение в методику обучения детей младшего возраста различных приемов моделирующей деятельности с помощью вещественной, схематической и символической наглядности. Следует готовить дошкольника к использованию умения сравнивать, классифицировать, анализировать и обобщать результаты своей деятельности уже на первых уроках математики в школе. Автор статьи приводит пример фрагмента занятий из нескольких взаимосвязанных упражнений логико-конструктивного характера по формированию представлений о треугольнике у детей 4-5 лет. Для этого используются счетные палочки, рамка-трафарет с прорезями в форме геометрических фигур, бумага, цветные карандаши.

Упражнение 1. Цель-подготовка к последующей моделирующей деятельности посредством простых конструктивных действий, актуализация счетных умений, организация внимания. Задание. Возьмите из коробки столько же палочек, сколько у меня. Положите перед собой. Сколько палочек? (2) У кого палочки одного цвета? ( палочки в коробке двух цветов: красные и зеленые). У кого разного цвета? Какого цвета у тебя палочки? (одна-красная, одна-зеленая) Один да один. Сколько вместе? (2).

Упражнение 2. Цель-организация конструктивной деятельности по образцу. Упражнения в счете, развитие воображения, речевой деятельности. Задание. Возьмите еще одну палочку и положите ее сверху. Сколько стало палочек? Сосчитаем. (3) На что похожа фигура? (на ворота, на букву П) Кто знает слова на букву П?

Упражнение 3. Цель-развитие наблюдательности, воображения и речевой деятельности, формирование умения оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции (без изменения количества элементов). Примечание. Первое задание данного упражнения является подготовительным к правильному восприятию смысла арифметических действий. Задание. Верхнюю палочку переложите так. Изменилось ли количество палочек? Почему не изменилось? (палочку переставили, но не убрали и не добавили.) На что теперь похожа фигура? Назовите слова на букву Н.

Упражнение 4. Цель-формирование конструкторских умений, воображения, памяти и внимания. Задание. Что еще можно сложить из трех палочек? (дети складывают фигуры и буквы, называют их.)

Упражнение 5. Цель-формирование образа треугольника, первичное обследование модели треугольника. Педагог показывает треугольник и предлагает детям сложить такую же фигуру. Вопрос. Сколько палочек вам понадобилось для этой фигуры? (3) Кто знает, что это? Почему он так называется? Если возникают затруднения, педагог подсказывает название, просит обвести фигуру пальцем, сосчитать углы (вершины, касаясь их пальцем.

Упражнение 6. Цель-закрепление образа треугольника. Распознавание треугольника среди других фигур. Обводка и штриховка треугольника (развитие мелких мышц руки). Примечание. Задание является проблемным, поскольку на использованной рамке есть несколько треугольников и фигур, похожих на них наличием острых углов (ромб, трапеция). Задание. Найдите на рамке треугольник. Обведите его. Заштрихуйте треугольник по рамке.

Упражнение 7. Цель-закрепление визуального образа треугольника, распознавание нужных треугольников среди других треугольников (точность восприятия). Развитие воображения и внимания, мелкой моторики. Задание. Посмотрите на рисунок. Из каких фигур составлены кошки: папа, мама, котенок? (круг и треугольник). Кто нарисовал треугольник, который нужен для изображения котенка? (папы, мамы). Дорисуйте своего кота. Дети дорисовывают кота, затем остальных кошек, ориентируясь на образец. Обращаем внимание на то, что кот-папа - самый высокий. Примечание. Данное упражнение не только способствует накоплению у ребенка образов геометрических фигур, но и развивает его пространственное мышление.

Каждое из приведенных упражнений одновременно «работает» на формирование логических мыслительных приемов. Опыт показывает, что логическое мышление ребенка наиболее эффективно развивается при использовании преимущественно математического материала.

Литература:

1. Белошистая А. В. «Развитие приемов умственных действий у дошкольников». Методический и практический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития» № 2, 2004 г.

2. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. - М., 1986.

3. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах. - М. ,2000.

Публикации по теме:

Консультация «Двигательная память и её развитие в дошкольном возрасте» Актуальность изучения двигательной памяти у дошкольников заключается в том, что именно в этом возрасте происходит активное развитие всех.

Использование схем в лего-конструировании для развития технического мышления в дошкольном возрасте «Использование схем в лего конструировании для развития технического мышления в дошкольном возрасте» LEGO-конструирование больше, чем.

Интеллект ребенка и его развитие в дошкольном возрасте Человек с хорошим интеллектом, — это гарантия высокого качества жизни, достижении целей и задач, какими бы сложными они не были. Внушительный.

Мастер-класс «Развитие предпосылок инженерного мышления в старшем дошкольном возрасте»Мастер-класс «Развитие предпосылок инженерного мышления в старшем дошкольном возрасте» Актуальность: - Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию мастер-класс по теме «Развитие предпосылок инженерного.

Развитие личности ребёнка в дошкольном возрасте Дошкольный возраст — важный этапов в жизни ребенка, это небольшой, но самый насыщенный период жизни человека. Развитие ребенка происходит.

Консультация для родителей «Развитие речи в дошкольном возрасте» Развитие речи дошкольников — процесс объёмный: маленький человек постоянно учится, как же выразить приобретаемые им в процессе жизни знания,.

Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и.

Консультация «Развитие математических представлений в дошкольном возрасте» Актуальность темы: Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается.

Виды мышления в дошкольном возрасте Виды мышления и критерии их классификации Наглядное и отвлеченное (словесно-логическое, абстрактное, дискур-сивное) мышление различаются.

Влияние подвижных игр на развитие детей в дошкольном возрасте Влияние подвижных игр на развитие детей в дошкольном возрасте. Игровая деятельность имеет особенно важное значение в период наиболее активного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мышления в дошкольном возрасте
Опубликовано: 20 октября 2019 в 15:26
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД