Лучший педагог года

Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте

Екатерина Тимонова
Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте

Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте превращается в особую познавательную деятельность, имеющую свои цели, задачи, средства и способы осуществления.

В раннем детстве восприятие признаков объекта возникает при выполнении предметной деятельности. У младшего дошкольника обследование предметов подчиняется преимущественно игровым целям. Младший дошкольник еще не может управлять своим взором. Его взгляд беспорядочно перемещается по предмету.

Публикация «Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте» размещена в разделах

На первом году жизни в связи с развитием произвольных движений и пере-движениями в пространстве малыш начинает отражать пространственные свой-ства предметов, фиксируя их в «сенсомоторных предэталонах» - сначала реаль-ных, а затем представляемых особенностях собственных движений, направлен-ных на предмет. На 2-3-м году жизни он овладевает предметной деятельностью, которая предполагает практическое соотнесение предметов с учетом их свойств, что приводит к появлению перцептивного соотнесения, когда представления об отдельных знакомых предметах становятся «предметными предэталонами». Они начинают применяться в качестве «меры» свойств других предметов.

На первом году жизни малыш овладевает «близким» пространством, ограни-ченным пределами его кроватки или манежа, практически перемещаясь и со-вершенствуя манипуляции с предметами. На втором году жизни слово взрослого включается в пространственную ориентировку. Называние педагогом или ро-дителями пространственных отношений позволяет ребенку освоить их доста-точно быстро.

В раннем детстве малыш ориентируется в более широком пространстве, пе-ремещаясь и действуя с предметами. Выделяя пространственные отношения в практической деятельности, ребенок их не осознает. Важно, что собственное тело малыша становится для него точкой отсчета в восприятии пространства и правая рука выделяется как орган, выполняющий действия. Как показало ис-следование М. В. Вовчик - Блакитной, ребенок ориентируется в направлениях вперед - назад, вверх - вниз, вправо - влево, либо двигаясь в ту или иную сторо-ну, либо изменяя соответствующим образом положение корпуса, головы, рук и контролируя эти движения зрением. Речь не играет решающей роли в простран-ственном различении. Генерализованные реакции («тут», «там», «здесь» и т. д., сопровождающие восприятие ребенком ситуации, его указательные жесты сви-детельствуют о том, что восприятие направлений пространства ограничивается некоторой практической дифференцировкой этих направлений.

В восприятии сказки участвуют все познавательные процессы: память, мыш-ление, воображение. Слушая литературные произведения, ребенок не видит пе-ред собой описываемые события. Он их должен представить, опираясь на свой опыт. От того, насколько он правильно это сделает, зависит понимание произве-дения, содержания и идеи.

Восприятие литературных и фольклорных произведений на 2-м году жизни конкретно. Оно возникает лишь в том случае, если текст сопровождает дей-ствия, которые выполняет ребенок в данный момент или разыгрывает взрослый с помощью игрушек.

В 2-3 года происходит переход от ситуативного восприятия к обобщенному (Л. Павлова). Дети представляют не только отдельные образы, но и целостные картины, эпизоды, состоящие из цепи взаимосвязанных действий. Они начинают понимать не только житейские, обыденные ситуации, но и непредвиденные, оригинальные повороты сюжета, учатся «прогнозировать» поведение героев, предполагать конечный результат их действий. Малыша интересует результат действий персонажей, волнует собственная сопричастность к происходящему, поэтому он может попросить попробовать кашу, которую сварила сорока.

В раннем детстве ребенок нередко смешивает изображенную и реальную дей-ствительность. Поэтому он пытается сорвать с картинки нарисованные цветы или взять нарисованные яблоки. Такие попытки говорят о том, что рисунок еще не стал для малыша заместителем реального объекта. Младший дошкольник не отделяет реальное от изображенного.

Сенсорное развитие в дошкольном возрасте имеет следующие особенности:

- зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим;

- осваиваются сенсорные эталоны;

- возрастает целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия;

- с установлением взаимосвязей с речью и мышлением восприятие интеллекту-ализируется.

Публикации по теме:

Детская игра в раннем дошкольном возрасте Детская игра в раннем и дошкольном возрасте 1. Определение игры 2. Особенности игры в раннем возрасте 3. Игра в дошкольном возрасте 1.

Конспект НОД по направлению физическое развитие в раннем дошкольном возрасте «Спасение мяча» Цель: приобретение опыта в двигательной деятельности детей, способствующего развитию равновесия и координации движений. Задачи:.

Консультация для родителей «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте» «Психическое развитие ребёнка в раннем и дошкольном возрасте. Овладение ходьбой и её значение в развитии ребёнка». Важным достижением.

Консультация для родителей «Арт-терапия в раннем дошкольном возрасте» Консультация для родителей «Арт-терапия в раннем дошкольном возрасте» Уважаемые родители! Для начала разговора давайте вместе разберемся,.

Развитие речи детей в раннем возрасте посредством пальчиковой гимнастики Отечественные физиологи отмечали, что развитие рук непосредственно связанны с развитием мозга. Применяя пальчиковую гимнастику, мы получаем.

План конспект развлечения в раннем дошкольном возрасте «В гостях у весны»План конспект развлечения в раннем дошкольном возрасте «В гостях у весны» Программные задачи: Активизировать речь детей. Закрепить знания детей о домашних животных. Познакомить детей с устным народным творчеством.

Презентация «Развитие предметно-пространственной среды в раннем дошкольном возрасте» Данная презентация может быть полезна для педагогов ДОУ, для родителей. В ней представлены варианты настольных развивающих игр, направленных.

Речевое развитие в раннем возрасте Речевое развитие в раннем возрасте. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, «речевое.

Сенсорное развитие детей в раннем дошкольном возрастеСенсорное развитие детей в раннем дошкольном возрасте Цель: заинтересовать родителей в развитии мелкой моторики и сенсорному воспитанию детей. Задачи: 1. Повысить уровень знаний у родителей.

Фотоотчет «Совершенствование педагогической деятельности по направлению «познавательное развитие» в раннем возрасте»Фотоотчет «Совершенствование педагогической деятельности по направлению «познавательное развитие» в раннем возрасте» Познавательная деятельность ребенка предполагает развитие его мышления, восприятия речи и ее понимание а также экспериментирование и проведение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сенсорное развитие в раннем дошкольном возрасте
Опубликовано: 28 мая 2019 в 14:33
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД