Лучший педагог года

Развитие образной речи и речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе составления описательных загадок

Людмила Лунина
Развитие образной речи и речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе составления описательных загадок

Дошкольный возраст – это период активного развития речи, творчества и фантазии. Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика, ее удовлетворение дает интенсивное ощущение радости жизни, вызывает желание включиться в творческий процесс. На современном этапе развития общества также особое значение приобретают вопросы совершенствования речевой культуры. Образная речь является составной частью культуры речи. В это понятие включаются такие признаки, как богатство, точность и выразительность речи. Развитие образной речи включает в себя работу над овладением детьми всеми сторонами речи (фонетической, лексической, грамматической). Образность речи строится на основе элементарной художественной мысли, в роли которой выступает сравнение. Для того чтобы мотивировать ребенка на использование образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его творческой речевой деятельностью. Создавая свое сочинение (рифмовку, загадку, ребенок отражает какое-либо явление действительности, включает воображение, придумывает событие, развивает действие, строит образ. Проблема формирования образной детской речи нашла отражение в трудах известных психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева, Б. М. Теплова, А. В. Запорожца и педагогов О. С. Ушаковой, Л. И. Айдаровой, Е. М. Струниной, Н. В. Гавриш, Е. В. Савушкиной, М. М. Алексеевой, В. И. Яшиной и др. Их исследования показали, что дети старшего дошкольного возраста в результате целенаправленного педагогического воздействия могут не только понимать, но и использовать в собственном высказывании такие выразительные средства, как сравнение, олицетворение, метафора, эпитеты и с их помощью ярко, точно и убедительно выражать свои мысли и чувства. Одной из задач, поставленных в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования, является развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка. Развитие связной речи, речевого творчества и интонационной культуры речи включено в Стандарте в состав образовательной области «Речевое развитие». Цель нашей работы: развивать образную речь детей дошкольного возраста через составление загадок и рифмовок. Задачи: формировать умение подбирать слова, близкие по звучанию: слова – рифмы (существительные, прилагательные, глаголы, формировать умение определять и назвать признаки предмета (цвет, форма, величина, рельеф, материал, звук, вкус, действие, количество и пр., сравнивать предметы по разным признакам; обогащать словарь детей; воспитывать интерес к словотворчеству, положительное отношение к совместной со взрослым и сверстниками творческой речевой деятельности. Работу по развитию образной речи и речевого творчества начинали с составления сравнений.

Публикация «Развитие образной речи и речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе составления описательных загадок» размещена в разделах

Модель составления сравнений : Объект – признак объекта – другой объект Например, цыпленок по цвету желтый – такой же желтый, как солнце. Сначала мы упражняли детей в составлении сравнений по разным признакам (цвет, форма, вкус, звук, температура, запах, влажность и др.). Например, «Мячик по форме круглый, – такой же круглый, как яблоко», «Мороженое по температуре холодное, такое же холодное, как снег». Затем детям предлагалось назвать объекты с определенным значением признака, например: круглое по форме (солнце, колесо, тарелка, холодное по температуре (сосулька, лужа, молоко из холодильника) и т. д. Сравнения составляли в процессе разных видов детской деятельности, в том числе и на прогулке: «Ветер на улице по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике», «Листья на деревьях шуршат, как мышки», «Трава на ощупь мягкая, как пушок». Следующим этапом было составление загадок по методике Т. А. Сидорчук, С. В. Лелюх, Н. Н. Хоменко. В работе с детьми они предлагают использовать три основные модели составления загадок. Таблица 1 Модель № 1: «Какой? Что бывает таким же?»

Какой Ёжик Что такое же? колючий но не ёлка пыхтит как паровоз круглый но не клубок

Для составления загадки выбираем объект (например, Ёжик). Составляем образную характеристику по определенным признакам (заполняем левый столбик таблицы). Какой ежик на ощупь? – колючий. Какие звуки ежик издает? – пыхтит. Какой ежик по форме? – круглый. После этого заполняем правый столбик таблицы: Колючий – Что бывает таким же? – Елка, кактус, иголки.

Пыхтит – Что бывает таким же? – Паровоз, чайник. Круглый – Что бывает таким же? – Клубок, шарик. В центральный столбец таблицы вставляем слова – связки «но не» или «как». Получается загадка про ежика : «Колючий, но не елка, пыхтит как паровоз, круглый, но не клубок». Таблица 2 Модель № 2: «Что делает? Что или кто делает так же?»

Что делает? Ёжик Кто делает так же? пыхтит как чайник собирает как жадина семенит как маленький ребенок

Пример составленной с детьми загадки про ежика : Пыхтит как паровоз или чайник. Собирает как хозяйка или жадина. Семенит, как маленький ребенок или как старый дедушка.

Таблица 3

Модель № 3: «На что похоже? Чем отличается?»

На что похоже? Гриб Чем отличается? мужичок но без бороды дом но без окон зонтик но на толстой ножке

Загадка про гриб : «Похож на мужичка, но без бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке». Составленные загадки мы оформляем в книги. Дети – активные участники создания таких книг, они с удовольствием рисуют иллюстрации к загадкам, подбирают, вырезают и приклеивают необходимые картинки. Наши загадки загадываем детям и педагогам других групп детского сада, родителям, во время праздников и развлечений.

Список литературы

1. Лелюх С. В. Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников / С. В. Лелюх, Т. А. Сидорчук, Н. Н. Хоменко. – Ульяновск, 2002.

2. Сидорчук Т. А. Я познаю мир. Методический комплекс по освоению детьми способов познания. – Ульяновск, 2014.

Публикации по теме:

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Роль загадок в развитии речи детей дошкольного возраста Загадка-одна из малых форм устного народного творчества, в которой в очень сжатой, образной форме даются яркие, характерные признаки предметов.

Консультация «Влияние загадок на речевое развитие детей дошкольного возраста» Загадка – это краткое иносказательное описание предмета или явления, часто в поэтической форме. Заключает в себе замысловатую задачу в виде.

Обобщение педагогического опыта «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста» Обоснование актуальности и перспективности опыта. В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает.

Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества Развитие речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества В последние годы, наряду с поиском современных моделей.

Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Васекова Светлана. Работа по самообразованию Развитие речевого творчества детей дошкольного возраста посредствам театрализованной деятельности».

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказовРазвитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через составление описательных рассказов Новый год - один из самых ярких и сказочных праздников, которые отмечают во всем мире. В нашем детском саду стало традицией организовывать.

Русская народная сказка как средство развития образной речи у детей старшего дошкольного возраста Важным периодом для речевого развития ребёнка является дошкольное детство. Речевое развитие детей идёт в тесной связи с характером их деятельности.

Развитие словесного творчества у детей дошкольного возраста на основе сочинения загадок Творчество в широком смысле представляет собой важнейший социально-значимый вид человеческой духовно-практической деятельности, содержанием.

Влияние загадок на речевое развитие детей младшего дошкольного возраста Методика обучения детей отгадыванию загадок Очень важное место занимают занятия по обучению отгадывания загадок. Ценность этих занятий.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие образной речи и речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе составления описательных загадок
Опубликовано: 28 января 2019 в 15:04
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД