МААМ-картинки

Развитие памяти у детей с ЗПР

Ирина Хохлова
Развитие памяти у детей с ЗПР

В настоящее время проблеме воспитания и обучения дошкольников с ограниченными возможностями здоровья уделяется значительное внимание, что связано с ростом числа детей с проблемами в развитии.

Недостаточная сформированность познавательных процессов зачастую является главной причиной трудностей, возникающих у детей с ЗПР при обучении в школе. Как показывают многочисленные клинические и психолого-педагогические исследования, существенное место в структуре дефекта умственной деятельности при данной аномалии развития принадлежит нарушениям памяти. Память в дошкольном возрасте служит базой для развития мышления. Чтобы ребенок успешно осваивал учебную деятельность, у него должны быть развиты к моменту поступления в школу все виды памяти, память является частью интеллектуальной готовности ребенка к школе

Публикация «Развитие памяти у детей с ЗПР» размещена в разделах

Память – это высший психический процесс организации и сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторное использование в деятельности или возращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией, лежащей в основе развития и обучения

Память включает в себя несколько процессов.

Запоминание – это процесс памяти, посредством которого происходит запечатление следов, ввод новых элементов ощущений, восприятия, мышления или переживания в систему ассоциативных связей. Запоминание может быть произвольным и непроизвольным.

Хранение – процесс накопления материала в структуре памяти, включающий его переработку и усвоение.

Воспроизведение и узнавание – процесс актуализации элементов прошлого опыта (образов, мыслей, чувств, движений). Простой формой воспроизведения является узнавание – опознание воспринимаемого объекта или явления как уже известного по прошлому опыту, установлением сходств между объектом и образом его в памяти. Воспроизведение бывает произвольным и непроизвольным. При непроизвольном воспроизведении образ всплывает в сознании без усилий человека.

По мнению С. Л. Рубинштейна «в процессе воспроизведения воспроизводимое не только воспроизводится, но в известной мере и формируется, поскольку речевое оформление смыслового содержания формирует само это содержание. Мысль включается в процесс воспроизведения, уточняя, обобщая, систематизируя, перерабатывая и реконструируя содержание. Поэтому в самом существе воспроизведения заложена реконструкция воспроизводимого – в результате мыслительной его переработки – как существенный аспект воспроизведения».

Забывание – потеря возможности воспроизведения, а иногда даже узнавания ранее запомненного. Наиболее часто забывается то, что незначимо. Забывание может быть частичным и полным.

Таким образом, в целом память человека можно определить как психофизиологические и культурные процессы, выполняющие в жизни функции запоминания, сохранения и воспроизведения информации.

Главный процесс – запоминание, которое обеспечивает закрепление в памяти новой информации путем связывания ее с уже приобретенным ранее знанием.

С учетом длительности хранения информации память разделяют на :

• кратковременную (оперативную) и

• долговременную.

Как в общей, так и в коррекционной психологии различают несколько видов памяти. В соответствии с характером запоминаемого материала выделяют:

• вербальную (словесную) память;

• образную память (представления);

• двигательную память и

• эмоциональную память.

Исходя из того, какой анализатор принимает наибольшее участие в запоминаемой информации, выделяют:

• зрительную,

• слуховую,

• осязательную и

• обонятельную память.

Любой запоминаемый материал удерживается сначала в кратковременной памяти, а затем, если это необходимо, сохраняется в долговременной памяти. В кратковременной и в долговременной памяти материал может фиксироваться:

• непроизвольно (непреднамеренно) и

• произвольно (преднамеренно).

Одной из важных характеристик памяти является ее объем.

Забывание происходит в первые сутки после его восприятия, в течение последующих 2-3 недель наблюдается незначительное забывание.

В процессе произвольного запоминания, которому принадлежит ведущая роль в учебной деятельности, перед ребенком стоит специальная задача, требующая заучивания материала, для чего ему необходимо использовать разные приемы, способствующие усвоению информации. На произвольном запоминании базируется усвоение учащимися знаний, умений и навыков.

По мнению Л. С. Выготского, один из существенных показателей умственного развития – произвольное запоминание. Поэтому изучению именно этого вида памяти посвящено наибольшее число исследований в психологии. Продуктивность произвольного запоминания во многом обусловлена мотивами, которыми руководствуется ребенок. Если мотивы оказываются значимыми, продуктивность мнемической деятельности, как правило, возрастает.

Непроизвольное запоминание осуществляется при отсутствии установки на запоминание, как бы «само собой». Как правило, непроизвольно дети запоминают то, что кажется им интересным, привлекает их внимание (преобладает у дошкольников и младших школьников и продолжает занимать важное место в более поздний период). Исследования в этой области позволили определить некоторые условия повышения продуктивности непроизвольного запоминания. По отношению к объектам активной мыслительной деятельности его эффективность может не только сравняться с произвольной, но даже превзойти его. Была разработана новая методика обучения, дающего возможность опираться преимущественно на непроизвольную память.

Воспроизведение – один из процессов памяти, при котором актуализируются ранее образовавшиеся в коре головного мозга связи. Оно происходит при отсутствии объекта, вызвавшего соответствующие следы памяти. Воспроизведение, как и запоминание, может быть:

• непроизвольным (непреднамеренным) и

• произвольным (преднамеренным,

может происходить на основе произвольного и непроизвольного запоминания. Одна из особенностей воспроизведения – избирательность, важны также такие его стороны, как:

• полнота,

• точность

• последовательность.

Учебная деятельность в значительной мере связана с процессами памяти. Каждый человек, в том числе и ребенок, имея дело с заучиванием, использует возможности кратковременной и долговременной памяти, оперативной и репродуктивной, произвольной и непроизвольной.

Один из путей повышения эффективности процесса обучения – совершенствование организации мнемической деятельности детей.

Основные методы и средства коррекции памяти у дошкольников с задержкой психического развития.

Особенности развития памяти детей с ЗПР определяют методы и средства ее коррекции. Сравнивая уровни развития различных видов памяти можно наблюдать следующее:

1. Зрительная (образная) память у детей с ЗПР страдает в меньшей степени, чем слухоречевая и смысловая, следовательно этот вид памяти требует меньшей коррекции чем остальные. Основная работа должна быть направлена на обучение детей испытуемой группы вербализировать зрительные образы, для того, чтобы затем слово и оперирование словами выполняло решающую роль во всех процессах памяти.

2. Низкий объем кратковременной и оперативной слухоречевой памяти ведет к утере большей части воспринимаемого материала, значит необходимо обучать детей мнемическим приемам, позволяющим увеличить объем и время нахождения воспринятой информации в кратковременной и оперативной памяти и способствующих успешному переводу её в долговременную память.

3. У детей с ЗПР необходимо стимулировать произвольное запоминание и воспроизведение, мотивировать необходимость произвольного запоминания и припоминания.

4. Уровень развития даже элементарных форм смысловой (логической) памяти у детей испытуемой группы низок. Дети с ЗПР могут устанавливать смысловые связи между предметами (картинками) но при запоминании и воспроизведении материала, наличие этих связей не играет решающего значения.

5. Смысловая (логическая) память, которая служит основой для последующей учебной деятельности, у детей с ЗПР страдает в значительной степени и требует большего коррекционного вмешательства. Детей необходимо обучать приемам смыслового (логического) запоминания материала и, главное, применению этих приемов во всех видах их деятельности (игровой, учебной).

Коррекционно-развивающую работу по развитию памяти дошкольников с ЗПР возможно осуществлять на занятиях у учителя - дефектолога. В каждое своё занятие учитель-дефектолог может включить следующие групповые и индивидуальные упражнения на развитие памяти.

Например, упражнения «Оригинальное знакомство», «Угадай, кто позвал», «Запомни все», «Не пропусти ни слова», «Точные движения», «Открытка», «Летает – не летает» и другие.

То, что у ребёнка не получается, он делать не хочет, поэтому надо находить особенный подход к каждому ребёнку, уделять ему больше времени, пройденный материал нужно закреплять на каждом последующем занятие. Дидактические игры могут оказать влияние на повышения продуктивности памяти у детей с задержкой психического развития дошкольного возраста.

Коррекционная работа по повышению эффективности процесса запоминания может осуществляться на всех занятиях, проводимых в дошкольном образовательном учреждении.

Определим наиболее важные направления этой работы:

1. Большое значение в формировании всех видов памяти у детей, отстающих в развитии, имеет вовремя начатая коррекционная работа. Чем раньше начата коррекционная работа, тем эффективнее её результат.

2. Важное направление в данной работе – формирование положительного эмоционального отношения к решению поставленной задачи.

3. Необходимо направлять педагогическую работу с данной категорией детей на общее социальное благополучие.

4. При организации коррекционно-развивающей работы, необходимо учитывать особенность и дефицитарность развития тех или иных функций, умений и навыков.

5. Наглядный материал удерживается в памяти лучше, чем вербальный.

6. Память человека устроена так, что новый материал всегда базируется на уже известном. При изложении любого нового материала надо иметь в виду, что запоминание будет успешнее, если новая информация будет содержать 30 процентов уже известной. Объяснение сложного нового материала необходимо начинать с обращения к уже известному.

7. Запоминание у детей значительно возрастает, если оно связано с активной умственной работой над определённым материалом, т. о., чем более активной и содержательной является деятельность с материалом, тем выше оказывается продуктивность запоминания.

8. Материал, который вызывает эмоции, запоминается быстрее, прочнее и охотнее. Эмоционально нейтрального материала быть не должно. Желательно, чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае ребёнок способен запомнить в 2 раза больше.

9. В психологии известен так называемый «Эффект начала и конца». Успешнее всего запоминается информация, которая обсуждалась в начале занятия и в конце. При этом необходимо акцентировать внимание ребёнка на наиболее важном. Например, дать установку на запоминание: «Это надо запомнить!» Такого рода обращения выполняют регулирующую функцию по отношению к памяти ребёнка.

10. Эффективность запоминания зависит от функционального состояния ребёнка. Занятиями, которые требуют наибольшей нагрузки на память, необходимо заниматься в первой половине дня.

11. Педагогу, работающему с детьми с задержкой психического развития необходимо помнить, что причинами низкой продуктивности всех видов запоминания у данной категории детей является :

- Слабость их мыслительной деятельности.

- Пониженная познавательная активность.

- Недостаточность произвольной саморегуляции.

12. Для преодоления трудностей в формировании произвольного запоминания, со стороны произвольной регуляции могут быть использованы следующие приё мы:

- Организовывать деятельность ребёнка, направив внимание на выполнение конкретного задания.

- Запоминания инструкции путём её разъяснения, повторения взрослым, а затем и ребёнком.

- Включение ребёнка в действие, сочетание инструкции с показом.

- Включение ребёнка в совместные со взрослым действия.

- «Потеря» предотвращается повтором инструкции взрослым на каждом этапе деятельности ребёнка.

Коррекционная работа с детьми с ЗПР должна носить индивидуальный, личностно-ориентированный характер.

Публикации по теме:

Развитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формыРазвитие художественных способностей у детей раннего возраста. Развитие зрительного восприятия формы Ранний возраст – период, когда зарождаются продуктивные виды деятельности ребенка, в частности - рисование. Их возникновение также тесно.

«Свеча памяти» Фотоотчет о том, как мы отдали дань памяти людям, погибшим на фронте и в тылу во время войны«Свеча памяти» Фотоотчет о том, как мы отдали дань памяти людям, погибшим на фронте и в тылу во время войны Сегодня дату 22 июня мы знаем как День памяти и скорби, но наши предки запомнили её как день начала Второй Мировой войны. Германия без предупреждения.

Акция «Свеча памяти. День памяти» в БерезникахАкция «Свеча памяти. День памяти» в Березниках Администрация города Березники и группа в социальной сети в группе ВК пригласила всех преподавателей и сотрудников ПГИК и всех жителей.

История Победы в Великой Отечественной войне в наших сердцах и памяти потомков. Видео презентация: «Книга памяти»История Победы в Великой Отечественной войне в наших сердцах и памяти потомков. Видео презентация: «Книга памяти» Книга памяти хранит Память павших, но поверьте - Холоднее, чем гранит, В этой книге даты смерти. Восемнадцать, двадцать лет. Жизнь лишь.

Картотека игр на развитие памяти для детей 3–5 лет Тиунова Н. В. Игра «Запомни — положи» Задача: развить произвольную зрительную память, умение запоминать последовательность картинок (игрушек).

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Консультация для родителей «Развитие внимания, памяти, логического мышления» Консультация для родителей. Развитие внимания,памяти,логического мышления. Роль памяти в развитии ребёнка огромна. Усвоение знаний об окружающем.

Перспективный план работы «Развитие тактильной памяти у детей с помощью специальных дощечек» Не обязательно быть специалистом в области психологии, чтобы заметить, какое значение для развития ребенка с самого маленького возраста.

Общешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганцаОбщешкольное внеклассное мероприятие, посвященное памяти воина-афганца Внеклассное мероприятие, посвященн е памяти воина - афганистана Сергея Медведева Ход мероприятия: Звучит композиция Память 1 слайд Ведущий.

Занятие для детей (2–3 года): Речевое развитие и Художественно-эстетическое развитие «Петушок и его семья» Цель: приобщать детей к устному народному творчеству с раннего возраста Задачи: Закреплять умение детей слушать знакомые фольклорные произведения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие памяти у детей с ЗПР
Опубликовано: 10 декабря 2020 в 15:01
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД