ИРИНА Иванова
Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников!
▼ Скачать + Заказать документы
Комплексный подход в экологическом воспитании детей в условиях нашего дошкольного учреждения осуществлялся таким образом чтобы, чтобы наши малыши каждый день открывали для себя в окружающем мире что-то новое и проявляли исследовательские способности. В современной оценке реализации основной общеобразовательной программы детского сада федеральными требованиями определены следующие качества личности, как результаты воспитательной работы : любознательный, активный, эстетически развивающийся, интересующийся новым и неизвестным. Они были главными критериями результативности нашей работы. Среди многообразия деятельностей, используемых в группе, остановимся поподробнее на познавательно-исследовательской. Как известно, познавательно-исследовательская деятельность активно развивается на протяжении всего дошкольного детства и отличается разнообразием методов и приемов познания мира, варьирующихся в зависимости от возраста детей.
Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности в процессе экологического воспитания дошкольников!» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Знания, полученные в непосредственно образовательной деятельности, стараемся закреплять в различных областях и с участием всех анализаторов в процессе игр. Так, игры на развитие сенсорики учитывают принцип добровольности, право самостоятельного выбора, самовыражение: «Растопи лёд», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек Лесовичка»… Во время прогулок и экскурсий дети самостоятельно исследуют и подмечают, педагог лишь направляет эту деятельность. Часто проводятся игры на ориентировку в пространстве, преподнося задание, как загадку: «Дойди до берёзки, и, отсчитав три шага направо обнаружишь.» Художественная литература выбирается образная, поэтичная, богатая эпитетами - такая, чтобы увлечь детей. Сделана подборка произведений классиков, таких как М. М. Пришвин, Е. И. Чарушин, И. С. Тургенев, В. В. Бианки, С. А. Есенин, А. А. Фет. С детьми обговариваются книжные иллюстрации, уточняя, что некоторые писатели сами рисовали иллюстрации к своим текстам, чтобы выразить свои мысли и чувства наиболее гармонично и полно. Увлечение фотографией и выращиванием разнообразных цветов и овощей с фруктами на садовом участке используются в создании красочных презентаций, которые очень нравятся нашим воспитанникам. При необходимости показать объект природы в движении – используется просмотр видео отрывков. Стоит отметить, что информационно-коммуникативные технологии способствуют повышению познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность детей. Жизнь не стоит на месте, и мы всё чаще используем инновационные компьютерные программы, которые качественно изменяют процесс передачи и усвоения опыта, они, словно зашифрованные мнемотаблицы, шаг за шагом, через применение предыдущего опыта, открывают детям мир природы.
Познавательно-исследовательская деятельность обнаруживает себя и в разнообразном творчестве, а также, в творчестве, происходит отражение полученных впечатлений: и в изобразительной деятельности; и в аппликации; и в конструировании активно используются различные по фактуре и свойствам природные материалы, что, в свою очередь, развивает творческое воображение и эстетический вкус.
В проводимых играх-экспериментированиях и опытах, где дети сами устанавливают причины явлений, связей и отношений между предметами и явлениями мир природы раскрывается в полной мере, ведь только экспериментируя, дети видят, насколько сильно мы влияем на природу, и важно донести на своём примере истину, правильность, заботу, внимание и доброту.
Познавательно-исследовательская деятельность используется практически безгранично, будь то создание сложных игровых обучающих ситуаций, или проведение разнообразных праздников и развлечений, или совместная проектная деятельность с привлечением родителей воспитанников.
Взаимодействие с детьми обязательно строится по принципу субъект-субъектных отношений! Педагог и ребёнок взаимодействуют, как партнёры! Ко мнению детей относятся уважительно.
Отражение и закрепление накопленных представлений, помимо подробно описанной образовательной области «Познание», может проходить в следующих образовательных областях:
-«Физическая культура». Подвижные игры: «Мы – капельки», «Снежки», «Прокати в гору», «Не намочи ноги», «Солнышко и дождик», «Берегись – заморожу», «Снежинки и ветер», «Гусеница»…
-«Социализация». Сюжетно-ролевые игры: «Школа мудрой совы», «Поможем белочке собрать урожай», «Гриб-Лесовик», «Путешествие»…
-«Коммуникация». Дидактические игры: «Найди такой листок, какой покажу», «Тонет, не тонет», «Какое это растение?», «Узнай дерево по листочку», «Щедрые дары осени» «Отгадай растение по плодам», и многие др.
-«Труд». Где дети постигают основы того, как ценно и неповторимо всё в природе и как тонко природа реагирует на небрежность и безразличие.
Таким образом, мы подошли к выводу, что, прежде всего, необходимо уделять вни-мание следующим экологическим вопросам :
формированию понимания самоценности природы;
осознанию ребенком себя как части природы;
воспитанию уважительного отношения ко всем без исключения видам животных и растений вне зависимости от личных симпатий и антипатий;
формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умению видеть его красоту и неповторимость;
пониманию того, что в природе все взаимосвязано и нарушению одной из связей влечет за собой другие изменения;
пониманию того, что человек не должен уничтожать то, чего не может создать;
формированию у детей желания сохранить окружающую среду, осознанию ими взаимосвязи между собственными действиями и состоянием окружающей среды;
усвоению основ экологической безопасности;
формированию навыков экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни.
Раскрыть перед ребёнком красоту природы и научить увидеть её - дело сложное. Для этого педагог сам должен уметь жить в гармонии с природой, а дети, они очень наблюдательны и внимательны к словам педагога, хорошо отличают положительное и отрицательное в действиях взрослых. Экологическая воспитанность, искренняя любовь к природе означает не только определённое душевное состояние, восприятие её красоты, но и её понимание и познание.
Итак, мы видим, что важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание среды, в которой взрослые личным примером демонстрируют детям правильное отношение к природе и активно, по мере своих возможностей, вместе с детьми участвуют в природоохранной деятельности.