Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

Марина Цыбина Казакова
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности

В этом году тема моего самообразования звучит так «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности».

Цель самообразования: помочь раскрыть перед детьми удивительный мир экспериментирования, развивать познавательные способности; повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.

Задачи: повысить собственный уровень знаний (пут м изучения методической литературы, через консультации, семинары-практикумы) и создать методическую базу (специальная литература, картотеки, тематическое планирование, методические разработки) по познавательно-исследовательской деятельности. Проведение открытых мероприятий для анализа со стороны коллег,дополнительная работа с детьми: опыты, исследования, наблюдения, диагностика знаний дошкольников по обозначенной теме.

• Включить познавательно-исследовательскую деятельность в воспитательно-образовательный процесс группы через реализацию проектной деятельности пут м экспериментирования, коллекционирования, путешествия по реке времени и другие формы работы.

• Разработать перспективный план работы с детьми на каждый год.

• Подготовить диагностику на начало и конец учебного года.

• Оформить в группе мини лабораторию.

Развивать: наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.

• Формировать у детей разные способы познания.

• Привлечь родителей к процессу экспериментирования в повседневной жизни.

Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Формирование познавательного интереса через развитие исследовательского поведения ребенка», «Развитие творческой исследовательской активности детей».

Подготовить консультацию для родителей на тему: «Детское экспериментирование и его роль в развитии ребенка», «Чего нельзя, Что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию», «Проведите с детьми дома».

• Подготовить для педагогов (показательное НОД): «Огонь – хороший слуга, но плохой хозяин», «Земные почво-строители» (тема может варьироваться на усмотрение педагога).

«Чем больше реб нок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в сво м опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Сем нович Выготский.

Содержание образовательной области «Познавательное развитие» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию.

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире. Ребенок познает мир опытным путем, поэтому расширение его опыта взаимодействия с окружающим его миром – одна из образовательных задач. Развитие наблюдательности ребенка, внимательного отношения к окружающему миру во многом определит линию его нравственного развития.

Способность создавать продукт, доводить начатое дело до логического заключения способствует осмысленному восприятию сведений о мире и станет начальным звеном в развитии учебной самостоятельности.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все прочно и надолго тогда, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Благодаря опытам дети испытывают большую радость, удивление от своих маленьких и больших открытий, которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес детей, она предоставляет ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».

План работы над темой самообразования

Этапы Содержание работы

I. Диагностический Разработка и проведение диагностики с целью выявления уровня развития познавательной активности и познавательного интереса у детей; изучение передового педагогического опыта по организации опытно-экспериментальной деятельности.

II. Прогностический Определение цели и задач темы; разработка системы мер, направленных на решение проблемы; прогнозирование результатов.

III. Практический Проведение экспериментов, опытов, исследований в непосредственно образовательной деятельности, свободной деятельности, режимных моментах; реализация детско-родительских проектов; создание картотеки опытов и экспериментов; оформление дидактических игр, участие в Дне открытых дверей (проведение открытого занятия.

Распространение опыта работы :участие в конкурсах, публикации на сайтах, использование полученного опыта в ходе дальнейшей работы.

IV. Обобщающий Подведение итогов. Оформление результатов работы (фотовыставка для родителей, видео-презентация для педагогов).

ПЛАН РАБОТЫ НА УЧЕБНЫЙ ГОД (2021-2022 гг)

Месяц

Методическая работа по теме самообразования

(открытые занятия для педагогов, консультации, участие в семинарах, проектирование, изучение опыта работы педагогов ДОУ)

Работа с детьми

(игры с детьми, мероприятия, экскурсии по теме и т. д.)

Работа с родителями и педагогами

(беседы, консультации, совместные мероприятия)

ППРС

(изготовление пособий, игр, картотек ит. д.)

Октябрь

Изучение методической литературы.

Мониторинг по образовательной области «Познавательное развитие»

(Выявление у детей уровня овладения необходимых навыков и умений по разделу экспериментирования).

Информирование родителей на тему «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментирование». (Буклет)

Картотека опытов и экспериментов для детей 6-7 лет.

Ноябрь

Предоставление опыта изучения данного вопроса на педсовете ДОУ Тема. «Почва. Ее свойства. Почва в жизни растений».

Ц. – формировать представление о том, что почва имеет неоднородный состав, установить значение почвы для жизни растений.

Тема. «В почве есть вода и воздух».

Ц. – формировать представление о том, что в почве есть воздух и вода».

Опыты: «Свойства почвы», «Зачем растению вода», «В почве есть вода и воздух»

ППРС для занятия: контейнеры с почвой разного состава; ложечки, увеличительные стекла, луковицы, ящички с почвой.

Изучение опытаработы педагогов по теме: «Опыты и эксперименты в детском саду» (на интернет-сайтах, в периодической печати

Тема. «Что на поверхности? Удивительный песок».

Цели: познакомить со свойствами и качествами песка, его происхождением; развивать смекалку.

Тема. «Что на поверхности? Рассеянный песок».

Цели: установить свойство рассеянного песка;

развить любознательность; закрепить представление о сухом песке.

Тема. Предметы с секретом (свойства веществ и материалов). Барханы».

Цели: сформировать представление что такое бархан; расширить знание о ветре (какую роль играет при образовании бархана); вызвать интерес детей к природе пустыни; развить любознательность.

Привлечение родителей к оформлению центра маленького исследователя

Консультация для родителей на тему «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Консультация для родителей «Техника безопасности при проведении опытов на кухне»

Папка-передвижка «Эксперименты на Кухне"

Декабрь

Предоставление опыта изучения данного вопроса на педсовете ДОУ

Тема. «Камни и их свойства».

Ц. – развивать интерес к камням, сенсорные ощущения, формировать представления о речных и морских камнях, о простых и ценных камнях.

Игры с камнями.

Опыт «Какие бывают камни»

Рекомендация родителям рассмотреть с детьми во время прогулок камни и принести в группу наиболее интересные из них.

Коллекции камней. Иллюстрации с изображением камней. Зарисовки камней.

Декабрь

Интегрированное занятие «Сахарно морожено на блюдечко положено».

Цель: расширение знаний детей о мороженом, оформление выставки

поделок детей, размещение информации о проделанной работе на

социальной сети для воспитателей.

Тема. «Воздух и его свойства».

Ц. – закреплять представления детей о воздухе, его свойствах; познакомить с новыми способами обнаружения воздуха.

Опыты: «Воздух есть везде», «Воздух имеет вес», «Почувствуй воздух»

«Куда дует ветер», «Ветер в комнате»

Консультация «Волшебные пузыри».

Изготовление вместе с детьми воздушного змея, ветряков, флюгеров. Набор пособий для опытов с воздухом.

Воздушные шары, чашечные весы.

Флюгеры, воздушный змей.

Январь

Предоставление опыта изучения данного вопроса на педсовете ДОУ.

Проект «О чем поспорили Кока-кола и Вода?».

Презентация детского исследовательского проекта «О чем поспорили Кока-кола и Вода».

Фотоальбом с результатами опытно-экспериментальной деятельности по

проекту «О чем поспорили Кока-кола и Вода?»

Февраль

Предоставление опыта изучения данного вопроса на городском методическом объединении воспитателей ДОУ.

Тема. «Магнитизм».

Ц. – продолжать знакомить детей со свойством магнита притягивать металлические предметы, учить детей анализировать, делать выводы.

Опыт. «Свойства магнита», Игры с магнитом.

Тема. «Компас».

Ц. – познакомить детей с компасом, учить определять стороны света.

Магниты разные по величине, металлические и деревянные предметы.

Магнитная доска. Компас.

Март

Тема. «Металл и его свойства».

Ц. – познакомить детей со свойствами металла; вызвать интерес к экспериментальной деятельности.

Опыт с монетой «Прыгающая монета».

Апрель

Предоставление опыта работы на городских конференциях.

Тема. «Солнце – источник тепла и света».

Ц. – дать детям представление о том, что солнце – источник тепла. Показать значение тепла и света в жизни растений. Развивать умение мыслить, рассуждать, доказывать.

Опыты: «Свойства солнечных лучей». «Значение тепла и света в жизни растений».

Рекомендации родителям наблюдать за солнечным светом, обратить внимание на его значение в повседневной жизни.

Зеркальце, камушки, луковицы

Май

Отчет о проделанной работе по теме самообразования с подготовкой презентации (выступление на педсовете)

Тема. «Свет. Отражение и преломление света».

Ц. – дать представление об отражении и преломлении света, закреплять представления о свете и тени.

Тема. «Радуга».

Ц. – познакомить с природным явлением, с цветами радуги.

Опыт «Радуга в комнате». Практические советы как организовать театр теней дома.

Консультация «Почему радуга разноцветная».

Распечатка фотографий с экспериментальной деятельности для оформления альбома.

Стаканы с водой, палочки, ложки, лампа, ширма, теневой театр.

Иллюстрации с изображением радуги. Фотоальбом «Юные исследователи»

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста»Консультация «Развитие познавательного интереса к математике у детей дошкольного возраста» Дети - пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Лэпбуки: купить, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 25 октября 2021 в 16:31
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
9 декабря. 100 дней с начала учебного года

Отмечаем оригинальный юбилей, бывающий лишь один раз в году: прошло 100 дней с Дня знаний, с начала очередного учебного года. Почему бы не воспользоваться такой круглой датой и не закрепить с ребятами...

8 декабря. Международный день художника

Сегодня живописцы всего мира отмечают свой профессиональный праздник. Этот день празднуют не только художники, но и все, кто любит рисовать или считает себя ценителем изобразительного искусства.


Горячие темочки