Развитие познавательной активности и творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством

Иванова Полина Геннадьевна
Развитие познавательной активности и творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством

Развитие познавательной активности и творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством.

Познавательная активность предполагает:

-формирование познавательных интересов

-развитие самостоятельности

-привитие умения учиться

-воспитание инициативности, творчества

Познавательный интерес–

избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Эта направленность характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь, познавательный интерес, становится основой положительного отношения к учению.

Познавательно- творческая активность детей предопределяет собой успех учебно-воспитательного процесса, обусловливает уровень умственного и творческого развития личности ребенка.

Широкие возможности для развития познавательно- творческой активности детей представляют занятия изобразительным искусством. Это объясняется тем, что специфика занятий изобразительным искусством требует, с одной стороны, творческой активности, постоянной работы мысли, воображения, самостоятельности, инициативы; с другой стороны, для занятий изобразительным искусством характерна ярко выраженная эстетическая направленность (как по форме, так и по содержанию).

В процессе изобразительной деятельности учащиеся усваивают графические и живописные умения и навыки, учатся наблюдать, анализировать предметы и явления окружающего мира. Таким образом, предмет изобразительное искусство служит эффективным средством познания действительности и одновременно помогает развитию и формированию зрительных восприятий, воображения, пространственных представлений, памяти, чувств и других психических процессов, а главное активизирует творческую деятельность ребенка.

Творчество – это деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и культурно-исторической уникальностью. Л. С. Выгодский, исследуя проявления различных видов творчества у детей, писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко придти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или меньшей степени, оно является нормальным и постоянным спутником детского развития…».

Таким образом, способности к творчеству имеет практически любой ребенок.

Но, у детей с ОВЗ ограниченное жизненное пространство и социальная активность. Им трудно дается творческая деятельность, где требуется смелость, фантазия. Поэтому целью занятий изобразительной деятельностью с такими детьми является не только дать навыки и приемы работы с разными материалами, но и раскрепостить детей, придать им уверенность в своих силах. Дети с ОВЗ лучше раскрываются, когда они включены в совместную деятельность со здоровыми сверстниками, учатся от них, получают поддержку.

В процессе творческой деятельности у ребенка с потребностями усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, позволяет ребенку выйти из состояния зажатости, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребенка.

С опытом творческой деятельности связано формирование определенных качеств личности: гибкости мышления, инициативности, свободы мышления и суждений, непохожести на других, толерантности.

Именно в этой деятельности между людьми возникают отношения, развивающие терпимость, уважение к мнению другого человека. Творчество рождает новое отношение человека к жизни, связанное с готовностью к изменению, развитию, принятию жизни во всей полноте.

Особенно ценно, положительное влияние искусства на детей с проблемами в развитии, так как оно формирует у детей творческий взгляд на жизнь, учит позитивному мышлению, расширяет креативность, дети получают опыт успешности и признания их способностей, что благоприятно сказывается на развитии личности в целом.

Для активизации познавательной деятельности и творческих способностей необходимо использовать на занятиях ИЗО следующие педагогические технологии:

- систему учебно - творческих заданий, используя личностно ориентированный подход к учащимся.

-игровые, информационно-коммуникативные и др. технологии

-систему межпредметных связей, что позволяет почувствовать практическую направленность занятий изобразительного искусства, их связь с жизнью.

Для развития познавательно- творческой активности на занятиях по изобразительной деятельности использую:

• Нетрадиционные техники рисования

• Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством

• Многообразие видов деятельности и форм работы с детьми

1 нетрадиционные техники рисования. (Предполагают использование новых материалов, инструментов, способов рисования, которые не являются общепринятыми, привычными.)

(К ним относится монотипия, кляксография, рисование ладошкой, пальчиками, ниткография, рисование по трафарету, рисование губкой, ватными палочками, оттиск, и множество других)

Чем разнообразнее будут условия, в которых протекает изобразительная деятельность, содержание, формы, методы и приемы работы с детьми, а так же материалы, с которыми они действуют, тем интенсивнее будут развиваться детские художественные способности.

Нетрадиционные техники рисования дают разнообразие материалов и техник рисования, дают толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.

Не обладая достаточными навыками, дети обычно не удовлетворяются своими слабыми рисунками в традиционных техниках и постепенно утрачивают интерес к изобразительному искусству. При выполнении же нестандартных работ с использованием различных материалов, нетрадиционных техник учащиеся начинают с увлечением заниматься рисованием, стремятся выполнять свои работы на высоком уровне, творчески подходить к выполнению задачи. В результате повышается мотивация, качество знаний, развивается познавательный интерес к искусству, дети становятся более активными.

2 Занятия, посвященные народному декоративно-прикладному искусству (знакомство с народной игрушкой – матрешкой, дымковской., филимоновской игрушкой.) Знакомство с народной декоративной росписью (городецкая роспись, хохломская, жостовская, гжель и др.)

Народное декоративное искусство, обладающее специфическими, художественно - образными средствами воздействия на личность имеет огромный воспитательный, образовательный и развивающий потенциал. Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию, так как несёт в себе понятное детям содержание, которое в простых, лаконичных формах раскрывает красоту окружающего мира. Декоративно-прикладное искусство является одним из факторов гармонического развития личности. Посредством общения с народным искусством происходит обогащение души ребенка, прививается любовь к своему краю. Народное искусство хранит и передает новым поколениям национальные традиции и выработанные народом формы эстетического отношения к миру. Искусство народных мастеров помогает раскрыть детям мир прекрасного, развивать у них художественный вкус. К тому же занятия декоративно-прикладным искусством это еще и прекрасный способ развития мелкой моторики рук, мышления, снятия напряжения и стресса, наслаждения и любования изделиями народных мастеров.

Занятия по декоративно-прикладному искусству способствуют полноценному и разностороннему воспитанию, на них обучающиеся имеют возможность полнее проявить свои творческие способности, углубить познания в области искусства, истории родного края.

Так же, проходят занятия, посвященные хакасским народным традициям. (По декоративному рисованию-знакомство с хакасским орнаментом, и выполняем иллюстрации хакасских легенд и сказок)

Включение в программу национально - регионального компонента позволяет приобщить учащихся к истории своего края, способствует внедрению исследовательского метода обучения.

3 Многообразие видов деятельности на своих занятиях я стараюсь использовать разнообразные виды деятельности (рисование по памяти, по памяти и представлению, с натуры, рисование на темы, иллюстрирование, декоративная работа, аппликация, беседы об изобразительном искусстве и окружающем мире, экскурсии, виртуальные экскурсии, участие в выставках и конкурсах и т. д.) и форм работы с детьми (индивидуальная, групповая, фронтальная)

Использование разнообразных форм работы и различных видов деятельности позволяет избежать однообразия и монотонности в проведении занятий, стимулирует интерес детей к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.

Публикации по теме:

Формирование познавательной активности дошкольников на занятиях по математике Современный подход к построению воспитательно-образовательного процесса базируется на отношении к дошкольному возрасту как уникальному периоду.

Формирование творческих способностей детей 4–5 лет на занятиях кружка «Радуга красок» Третьякова О. Г. Формирование творческих способностей детей 4-5 лет на занятиях кружка «Радуга красок» Структурное подразделение МКОУ «Чатлыковская.

Обращение к личному миру ребенка при создании поздравительной открытки на занятиях изобразительным искусствомОбращение к личному миру ребенка при создании поздравительной открытки на занятиях изобразительным искусством Один из основных принципов дошкольного образования – «построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого.

Описание опыта работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей дошкольников на кружковых занятиях» “Ум ребенка – на кончиках его пальцев». В. Сухомлинский Идея опыта заключается во внедрении системы дополнительных занятий по изобразительной.

Презентация «Развитие речевой активности у детей на занятиях и в повседневной жизни» Цели и задачи Расширяя словарный запас детей развивать память, воображение, детскую фантазию; прививать интерес к книгам. Формировать и.

Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектовРазвитие познавательной активности детей дошкольного возраста с помощью метода проектов Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых впечатлений, любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать,.

Развитие познавательной активности у детей 3–4 лет посредствам освоения сенсорных эталонов. Развитие познавательной активности у детей 3-4 лет посредствам освоения сенсорных эталонов. Тема родительского собрания: «Путешествие в.

Развитие познавательной активности у детей через проведение экологической акцииРазвитие познавательной активности у детей через проведение экологической акции 1 января 2016 года Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год стал годом.

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является игровым методом обучения детей, формой.

Самообразование воспитателя «Развитие познавательной активности детей 2–3 лет в условиях ДОУ» МДОУ детский сад «Буратино» Самообразование воспитателя первой младшей группы «Цыплятки» Молчановой М. Е. Тема: «Развитие познавательной.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Развитие познавательной активности и творческих способностей детей на занятиях изобразительным искусством
Опубликовано: 29 сентября 2017 в 14:00
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Поздравляем наших пап»
Каждый год 23 февраля в нашей стране отмечают День Защитника Отечества. Этот праздник считается мужским праздником, так как в этот день мы все поздравляем...
Мастер-класс по изготовлению открытки «Кораблик для папы»
Доброе время суток, уважаемые коллеги! В преддверии праздника "День защитника Отечества", мы с детками моей группы решили сделать папам поздравительные...
Фотоотчет «Знакомим малышей с творчеством Л. Пантелеева»
Сегодня дети средней группы "Детствограда" отправились в библиотеку им. А. Пешкова, чтобы познакомиться с новыми друзьями- героями сказок Леонида...
Фотоотчет о выставке военной технике в старшей группе
Патриотическое воспитание — важная составляющая становления будущей личности. Ребёнку от рождения не даётся чувство любви к родине, уважения семейных и...
Фотоотчет о тематической неделе «Защитники Отечества» в средней группе
ФОТООТЧЕТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ НЕДЕЛИ " ЗАЩИТНИКИ ОТЕЧЕСТВА " В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ Ночью вьюга бушевала, И метелица мела, А с рассветом нам тихонько Папин...