МААМ-картинки

Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности

Алина Саветина
Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности

В работах многих отечественных педагогов (Н. Н. Поддьякова, А. П. Усовой, Е. Л. Панько) говорится, что детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития.

Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. Дети «21 века» представляют собой прирожденных исследователей. И подтверждение этому служит их любознательность и непрерывное стремление к экспериментам.

Публикация «Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности» размещена в разделах

Дошкольники учатся во время эксперимента ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, делать выводы. Большую радость, удивление дети испытывают от своих маленьких открытий, которые вызывают у них чувство удовлетворения от проделанной работы. Знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Организуя исследовательскую работу с детьми, я подхожу к процессу творчески, но все же стараюсь соблюдать определённые правила, позволяющие успешно решать поставленные задачи:

- учу детей действовать самостоятельно и независимо, избегаю прямых инструкций;

- не сдерживаю инициативы детей;

- не делаю за них то, что они могут сделать самостоятельно;

- не спешу с вынесением оценочных суждений;

- помогаю детям учиться управлять процессом усвоения знаний

И самое главное, стараюсь хвалить ребенка, даже когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности применяются следующие методы и приемы:

- Метод наблюдения;

- Игровой метод;

-Словесные методы:

Рассказы воспитателя

Рассказы детей

Беседы.

По способу применения эксперименты условно делю на демонстрационные и фронтальные.

Демонстрационные эксперименты провожу сама, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность.

Фронтальный метод – это, когда эксперимент проводят сами дети.

Вашему вниманию представлены виды занятий по экспериментированию, которые я использую:

Игры-эксперименты. На занятии присутствует сказочный персонаж, который даёт ребятам задания или просит о помощи в проблемной ситуации либо приходят какие-то письма из царства снега и тд.

«Игры-путешествия» – заключаются в том, что ребёнок совершает прогулку в мир вещей, предметов, манипулирует с ними, разрешает проблемную игровую ситуацию входе такого условного путешествия, обретая необходимый опыт деятельности.

«Игра-этюд» – это небольшая драматизация на основе стихотворного текста, которая осуществляется детьми совместно с педагогом.

Моделирование. Знания о свойствах предметов дети могут получить через изучение или построение моделей реально существующих объектов (вулкан, айсберг, полярное сияние).

Проблемные и поисковые ситуации – это форма совместной деятельности педагога и детей, в которой дети решают ту или иную проблему, а педагог направляет детей на решение проблемы, помогает приобрести новый опыт, активизирует детскую самостоятельность. Основное действие – отгадывание и поиск.

Опыты - воспроизведение какого-нибудь явления экспериментальным путем, создание чего-нибудь нового в определенных условиях с целью исследования испытания.

Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.

Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, продолжают экспериментировать в домашних условиях, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать.

Для удовлетворения исследовательских интересов детей, в группе оборудован центр экспериментирования, подобрана литература по этой теме, составлена «Картотека опытов и экспериментов», консультации и буклеты для родителей.

Работая в данном направлении мною достигнуты следующие результаты:

Появилось желание проводить опыты самостоятельно, вне организованной образовательной деятельности. Дети стали объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы, но это у них еще не всегда получается.

Усвоение материала стало более прочным, ведь ребенок слышит, видит и делает сам.

Положительная динамика развития познавательной активности детей.

При проведении экспериментов воспитанники стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам.

Повысилась образовательная компетентность родителей в познавательно исследовательской работе с дошкольниками.

Положительная динамика развития познавательной активности детей.

В качестве обмена опытом с коллегами мною были реализованы следующие мероприятия:

Мастер-класс для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности : «Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников»;

Выступление на педагогическом совете по теме: «Опытно - экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста».

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста посредством проектной деятельности (опыт работы) «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Мастер-класс по опытно-экспериментальной деятельности с детьми и родителями старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: Познакомить родителей с влиянием экспериментальной деятельности на познавательную сферу ребенка, способствовать активному.

Мастер-класс «Вода. Мыльные пузыри». Развитие познавательного интереса дошкольников посредством экспериментальной деятельности " Развитие познавательного интереса дошкольников посредством организации экспериментальной деятельности I. Вводная часть Актуальность.

Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста»Методическая разработка «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста» В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД»Педагогический опыт «Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД» Активизация речевой и познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе НОД. Педагогический опыт. Современные.

Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельностиПроект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности Проект парциальной образовательной программы развития у детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности"Познаю мир" Автор:.

«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста«Волшебная страна» НОД по опытно-экспериментальной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста Цель: расширение кругозора детей за счет обогащения их представлений о воздухе. Задачи: - способствовать обогащению и закреплению знаний.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста посредством опытно-экспериментальной деятельности
Опубликовано: 6 июня 2021 в 08:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД