Лучший педагог года

Развитие предметной деятельности детей раннего возраста. Игры и упражнения

Сюзанна Даллакян
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста. Игры и упражнения

Предметная деятельность — ведущая деятельность детей в раннем возрасте, поскольку именно в ней происходит развитие психики и всех сторон личности ребёнка. Оно формируются еще в младенческом возрасте и постепенно развивается.

Предметная деятельность оказывает особое воздействие на умственное развитие детей раннего возраста. В процессе действий с предметами у детей формируется умения ориентироваться в свойствах предметов: в цвете, форме, величине, положении в пространстве, количестве, соотношении частей и звуковых свойствах. В процессе овладения целенаправленными действиями с предметами. у ребенка формируется такие черты характера, как: умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить её до завершения, стремиться к получению положительного результата. Таким образом, происходит воспитание первых волевых черт характера.

Публикация «Развитие предметной деятельности детей раннего возраста, Игры и упражнения» размещена в разделах

Усваивая предметную деятельность, ребенок удовлетворяет свою потребность в познании предметов и способов действия с ними. А в раннем возрасте данная потребность является доминирующей.

Усвоение начинается поэтапно:

• в совместных действий с взрослыми;

• разделённых действий, когда взрослый начинает действие, а ребёнок заканчивает его;

• действий – подражаний;

• действий по показу; по жестовой инструкции с речевым сопровождением, т. е. по речевой инструкции взрослого.

Дети учатся выполнять уже усвоенное по показу действие с опорой на образец, а потом по слову взрослого с опорой на память ребёнка. После каждого совместного выполнения действий ему предоставляется возможность выполнить его повторно, но с большей самостоятельностью.

В игровых заданиях и дидактических играх взрослый должен стимулировать активность ребёнка, но ни в коем случае не опережать его инициативу.

Усвоение предметных действий начинается с установления связи предмета с его назначением. Такая связь возникает в ходе прямого обучения или подражания примеру взрослого. Дети сначала начинают понимать, для чего нужен предмет, а потом овладевают «техникой» его употребления. И здесь очень важно, чтобы взрослые обязательно показывали способ выполнения того или иного действия, причём способ, доступный детям. Данный процесс требует от взрослого терпения, умения не торопиться, не спешить действовать за ребёнка, а предоставлять ему возможность выбора и проявление собственной инициативности.

Уже со второго года жизни ребенок начинает выполнять действия с игрушками, которые он наблюдает у взрослых: укладывает куклу спать, кормит её, водит на прогулку; везёт машинку, коляску; готовит пищу; стирает и т. д.

К концу раннего возраста связь действия с предметом становится более свободной: ребёнок знает, для чего служит предмет, но может использовать его и по-другому. Может показать, как выполняют действие, без предмета или, пользуясь неподходящим предметом (например, причёсываться палочкой или рукой). Такое «отделение» действия от предмета – обязательная предпосылка возникновения игры.

К началу третьего года жизни предметная деятельность уже сформирована, по крайней мере, в отношении тех предметов домашнего обихода, которыми он пользуется.

Все успехи малыша в предметной деятельности в конечном итоге проявляются в нарастающей самостоятельности, что способствует все большему отделению ребенка от взрослого и формированию позиции «Я сам».

В рамках предметной деятельности зарождается игра. Поэтому правильная организация развивающей среды является одним из важнейших условий возникновения и развития предметной деятельности. Регулярное внесение в группу разнообразных игрушек и знакомство со средой, в которой дети будут жить, вызовит у них интерес к игровой деятельности.

Существуют множество игр, направленные как на развитие различных действий с предметами в целом, так и на развитие познавательных, практических и орудийных способностей.

Вот некоторые из них:

Игры с мячами

Основная цель этих игр — научить детей удерживать в руках круглые предметы разного объема (маленький, большой мячик, осуществлять броски разной дальности и точности, пользоваться предметами, специально созданными для овладения орудийными действиями (клюшкой, молотком для толкания, закатывания мячей).

Детям 1—2 лет интересно скатывать мяч с наклонной плоскости или бросать его в произвольном направлении. Детям постарше можно предложить более сложные задания, побуждая их закатывать мяч в ворота или ямку, забрасывать его в корзину, передавать другому ребенку.

Для игр с мячами в группе нужно выделить свободное пространство, где дети могли бы свободно передвигаться, приготовить необходимое оборудование: мячики разного размера, изготовленные из разных материалов (воздушный шарик, большой надувной мяч, теннисные мячи, мягчи для пинг-понга, резиновые, тряпичные или ватные мячи, клубки ниток, корзинки, тазики, большие деревянные кубы, дощечку для горки, скамеечку и т. п.

«Мячик, поскачи»

Воспитатель говорит детям: «Наши мячики любят не только кататься и летать, но и прыгать. Посмотрите, как мячик прыгает». Он ударяет мячом об пол или стенку и ловит его двумя руками, приговаривая: «Мячик, мячик, поскачи!» Затем предлагает детям поиграть самостоятельно.

В следующий раз игру можно усложнить, предложив детям несколько раз ударять мячом об пол одной или двумя руками.

Игру можно сопровождать стихотворением:

Мой веселый звонкий мяч,

Ты куда помчался вскачь?

Желтый, красный, голубой,

Не угнаться за тобой.

С. Маршак

Игры с каталками и тележками

В ходе этих игр дети учатся захватывать ручки тележек, каталок, веревочку, к которой привязана машинка, управлять движением предмета, меняя его скорость и направление, координировать свои движения и движение предмета.

Для этой цели детям предлагают игрушки на колесиках, тележки, которые можно толкать перед собой, везти за собой или скатывать по наклонной плоскости. Можно также нанизать на веревочку разнообразные предметы: пластмассовые игрушки, емкости, заполненные мелкими предметами и издающие разные звуки при движении. (Эти емкости должны быть надежно закрыты, чтобы ребенок не мог достать мелкие предметы.)

«Едем с горки»

Толкать перед собой игрушку малышам труднее, чем возить ее за собой. Для того чтобы помочь детям овладеть этим действием, воспитатель предлагает им толкать тележки с невысокой горки.

Игра «Открываем коробочки»

Материал: пластмассовые или деревянные коробочки с крышками.

Ход игры:

Играйте с малышом на полу, сев так, чтобы вам обоим было удобно. Возьмите несколько коробочек, крышки которых открываются по-разному :отодвигаются, поднимаются и т. д. В каждую из них положите по игрушке: в одну- куклу, в другую-погремушку, в третью- бусы. Доставайте коробочки по одной, показывая,что можно найти внутри. Учите малыша открывать разные крышки.

Можно использовать для игры различные предметы домашнего обихода.

Игра «Снимаем и надеваем кольца на руку»

Материал: плоские кольца

Ход игры:

Посадите малыша напротив себя. Наденьте на руку несколько колец, покрутите их. Попросите малыша их снять и положить на пол. А потом, подавая ему колечко, побуждайте ребенка надевать их вам на руку. Побуждайте малыша чаще действовать, ориентируясь на ваши слова.

Игра «Скатывание шарика по желобку»

Материал: игрушечная горка (ее можно сделать из разделочной доски, наклонив ее и подложив под нее опору, шарики.

Ход игры:

Посадите малыша за стол. Покажите ему, как шарик скатывается с горки вниз. Дайте ему шарик, попросив скатить его с горки: «Покати шарик с горки. Вот так».

Публикации по теме:

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрениемИгры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Развитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возрастаРазвитие мелкой моторики в условиях адаптации и организации игровой деятельности детей раннего возраста Здравствуйте, дорогие коллеги, читатели моего блога! Каждому, кто работает в дошкольном учреждении, известно: начало учебного года.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной сферы у детей раннего возраста через пальчиковые и тактильные игры Первоначальный жизненный опыт общения ребенок получает в раннем возрасте, и от того, каким он будет, зависит его будущее отношение и взаимодействие.

Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста»Консультация для родителей «Упражнения на развитие мелкой моторики для детей раннего возраста» Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много, при желании, особенно, если подключить фантазию и воображение,.

Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения»Проект «Развитие сенсорных способностей у детей 3–4 лет через дидактические игры и упражнения» Тема: «Развитие сенсорных способностей у детей 3-4 лет через дидактические игры и упражнения» Вид проекта: краткосрочный Тип проекта:.

Развитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи у детей раннего возраста посредством театрализованной деятельности Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической,.

Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста).Учим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие предметной деятельности детей раннего возраста. Игры и упражнения
Опубликовано: 3 сентября 2022 в 09:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД