Получи документы

Развитие речевой активности младших дошкольников посредством интеграции здоровьесберегающих и игровых технологий

Фарида Садыкова
Развитие речевой активности младших дошкольников посредством интеграции здоровьесберегающих и игровых технологий
▼ Скачать + Заказать документы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №16 ИМЕНИ В. П. НЕЙМЫШЕВА»

Мастер – класс для педагогов

«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством интеграции здоровьесберегающих и игровых технологий»

Разработала: Ф. Ю. Садыкова

г. Тобольск 2021 г.

Публикация «Развитие речевой активности младших дошкольников посредством интеграции здоровьесберегающих и игровых технологий» размещена в разделах

«Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста посредством интеграции здоровьесберегающих и игровых технологий»

Цель мастер – класса: Повышение профессиональной компетентности в сфере речевого развития детей младшего дошкольного возраста посредством сдоровьесберегающих и игровых технологий.

Задачи:

1. Познакомить педагогов с эффективными методами, приёмами речевого развития детей.

2. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук.

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка. На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные здоровьесберегающие технологии.

Что такое здоровьесберегающие технологии? Это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.

Это многие из знакомых большинству педагогов психолого-педагогических приемов и методов работы, технологий, подходов к реализации различных проблем плюс постоянное стремление самого педагога к самосовершенствованию.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера, но и здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Одним из видов здоровьесберегающих технологий является гимнастика. Виды гимнастики, используемые мною для развития речи детей :

• артикуляционная гимнастика;

• дыхательная;

• релаксационная;

• пальчиковая гимнастика;

игровой массаж, самомассаж.

Активизация аудотории :

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли вы сюда, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики, которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1. Артикуляционная гимнастика - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Упражнение «Жаба Квака» Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.

Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала, - дети зевают

Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала, - глотают

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко

Квэ-э-э-!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

2. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние, выводят из стресса, повышают иммунитет.

Игра-упражнение «Машина»

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха Дети становятся на одной линии, делают вдох ("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

3. Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут. Существуют релаксационные гимнастики для расслабления определенных групп мышц, так и всего организма.

«Летний денёк»

Дети ложатся на спину, расслабляя все мышцы и закрывая глаза. Проходит релаксация под звучание спокойной музыки:

Я на солнышке лежу,

Но на солнце не гляжу.

Глазки закрываем, глазки отдыхают.

Солнце гладит наши лица,

Пусть нам сон хороший снится.

Вдруг мы слышим: бом-бом-бом!

Прогуляться вышел гром.

Гремит гром, как барабан.

4. Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи рук.

Дети с удовольствием принимают участие в играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры (совместно с родителями проводится игротренинг).

ИГРА:

«КАПУСТА»

Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим… (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

5. Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

В несколько игр мы с вами поиграем.

ИГРЫ С СЫПУЧИМИ МАТЕРИАЛАМИ

1. Насыпаем в кружку сухую фасоль. На каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую чашку. Одной рукой, потом другой рукой.

«Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ – топ – топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ.

Вот как мы умеем: топ - топ-топ».

2. «Чудесный мешочек» В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

3. Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу на каждый ударный слог.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Если пробки просверлить посередине – можно использовать для нанизывания бус.

4. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок - глупыш.

Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

5. Игра с карандашом.

(лучше использовать карандаш - шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

6. Массаж Су – Джок шарами, /дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом/

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)

Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

В руку правую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В руку левую возьмём,

В кулачок его сожмём.

(Выполняем движения в соответствии с текстом)

Мы положим шар на стол

И посмотрим на ладошки,

И похлопаем немножко,

Потрясём свои ладошки.

Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу.

Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

Кольцо на пальчик надеваю.

И по пальчику качу.

Здоровья пальчику желаю,

Ловким быть его учу.

СЛЕДУЮЩИЕ ИГРЫ ЭТО подвижно – речевые ИГРЫ.

1. Игра «Два круга»

Взрослые строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека) Родители из большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим и приговаривают: «Мы по кругу идем и с собою берем… фрукты». Игроки большого круга должны быстро назвать любой фрукт, например яблоко. Родитель первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра продолжается («… с собою берем посуду, мебель, животное, и т. д.) Последний взрослый, оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание.

2. Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до…»)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем. 2 игрока стоят на старте. Через 8-10 шагов финиш.

Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое-нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Слова утешения», «Ласковые слова для мамы»….

Рефлексия

Завершающее упражнение «Синквейн»

первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;

вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;

третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;

четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;

пятая строка – одно слово (любая часть речи, выражающее суть темы; своего рода резюме.

Благодарю за сотрудничество! Творческих всем успехов!

Публикации по теме:

Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологийКоррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий «Коррекция нарушений речи дошкольников посредством использования здоровьесберегающих технологий» Актуальность выбора темы работы. В последние.

Развитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованиюРазвитие речи младших дошкольников посредством организации игровых упражнений и развивающих игр. Отчёт по самообразованию Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация для воспитателей на тему «Использование новых игровых технологий в речевой работе с детьми» МДОУ «Детский сад №20 комбинированного вида» КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей на тему: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РЕЧЕВОЙ РАБОТЕ.

Отчет по инновационному проекту «Интеллектуально-творческое развитие дошкольников средствами игровых технологий» Отчёт о реализации инновационного проекта по теме:«Интеллектуально – творческое развитие детей средствами игровых технологий и музейной.

План работы по самообразованию «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» Тема: «Развитие речи младших дошкольников с использованием развивающих технологий» 2 группа раннего развития Цель: Создание условий для.

Применение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаваниюПрименение здоровьесберегающих технологий при проведении сюжетно-игровых занятий по плаванию Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в этом возрастном периоде закладываются основы.

Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологийРазвитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий Опыт работы в группе младшего возраста "Развитие речи детей младшего возраста посредством игровых технологий. " Составила: Гордынская К. И.

Развитие сенсорных эталонов детей раннего возраста посредством нетрадиционных игровых технологий Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточекРазвитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой активности младших дошкольников посредством интеграции здоровьесберегающих и игровых технологий
Опубликовано: 28 июля 2021 в 17:02
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевой активности младших дошкольников посредством интеграции здоровьесберегающих и игровых технологий» (включая файлы) размещена пользователем Фарида Садыкова (УИ 572595) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД