Наталья Прончатова
Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр
Речь - тонкий психологический процесс, который формируется в первые годы жизни. Всем известно, что речь ребёнка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики. В последние годы, вследствие высокой занятости родителей и повсеместного использования технических средств коммуникации (телефонная связь, интернет, наблюдается тенденция снижения качества развития речи, коммуникативных навыков детей. Родители часто не замечают, что дети испытывают серьезные трудности в общении с окружающими. Замыкаясь на просмотре телевизора, игровых приставках и компьютерных играх, дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и со сверстниками. Формирование коммуникативности – важное условие нормального психологического развития ребёнка. А также одна из основных задач подготовки его к дальнейшей жизни.
Публикация «Развитие речевой активности детей раннего возраста посредством коммуникативных игр» размещена в разделах
- Игры для детей
- Коммуникативные игры, для развития навыков общения
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Но как развивать речевое общение детей? Как ребёнка умеющего говорить, научить разговаривать? Говорить – пользоваться устной речью, выражать свои мысли словами. Для того, чтобы говорить, ребёнок должен владеть определённым запасом слов, активно пользоваться им, уметь строить высказывания, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих, уметь слушать и быть внимательным. Разговаривать – беседовать, вести разговор, общаться. Чем богаче речь ребёнка, тем сильнее его стремление к общению.
В настоящее время многими исследователями доказано, что в рамках развития речевой активности детей особое значение имеет именно ранний возраст, поскольку уже на первых годах жизни у ребенка формируются предпосылки к развитию речи, что в дальнейшем сказывается на формировании активного словаря.
Огромное внимание уделяется именно процессу активизации словаря детей раннего возраста, что обусловлено возрастными и психологическими особенностями детей, а также меняющейся системой образования, в рамках которой акцентируется внимание на применении инновационных методов и приемов, способствующих активизации словаря детей.
Одним из таких методов выступают игровые ситуации. Именно игра выступает самым распространенным методом развития речевой активности, что обусловлено его ее специфичностью, выражающейся в том, что в процессе игровой деятельности активизация речи происходит непринужденно, без особого целенаправленного воздействия, но при этом в полной мере достигаются поставленные цели.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Воспитатель должен создавать условия для развития речи ребенка.
А так как в дошкольном детстве ведущей деятельностью является игра, то одним из условий успешной работы по развитию речи будет использование коммуникативных дидактических игр.
Дидактические игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют и уточняют словарь, изменения и образование слов, упражняют в составлении связных высказываний, развивают объяснительную речь.
Коммуникативные дидактические игры помогают развитию как видовых, так и родовых понятий, освоению слов в их обобщённых значениях. В этих играх ребенок попадает в ситуации, когда он вынужден использовать приобретенные речевые знания и словарь в новых условиях. Они проявляются в словах и действиях играющих.
Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря диалектичности, эмоциональности проведения и заинтересованности детей они дают возможность много раз упражнять ребенка в повторении нужных словоформ.
Особенности словаря ребенка также меняются на каждом этапе его развития, но наибольшая интенсивность изменения приходится именно на ранний возраст, который позиционируется как начальный этапа освоения речи.
Формы работы с детьми:
• совместная деятельность воспитателя с детьми:
• индивидуальная работа с детьми
• свободная самостоятельная деятельность детей.
Формы работы с родителями:
• анкетирование родителей
• консультации
• индивидуальные и групповые беседы
• родительские собрания
• оформление наглядной информации (стенды, папки-передвижки)
• привлечение к обогащению развивающей предметно-развивающей среды группы.
Одним из важных условий успешности в развитии речи в ходе игр является заинтересованность в них самих детей. Поэтому все игры надо организовывать, так чтобы они проводились эмоционально, живо и непринужденно. При выборе игры необходимо учитывать тему, которую изучают дети на занятиях.
Таким образом можно сделать вывод, что коммуникативные игры направлены на развитие навыков общения, умения получать радость от общения, умение слушать и слышать другого человека, эмоциональной сферы; снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, активизацию общения друг с другом формирование положительного отношения к сверстникам.
Все игры универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием за-висит только от фантазии педагога и желания работать с детьми весело и интересно.