Папки-передвижки

Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Елена Синицына
Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности

Театр – это волшебный мир.

Он дает уроки красоты,

морали и нравственности.

А чем они богаче,

тем успешнее идет развитие

духовного мира детей…

Б. М. Теплов

Публикация «Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности» размещена в разделах

Актуальность данного направления обусловлена тем, что на всех этапах становления педагогики, проблема развития детского творчества имеет большое педагогическое и социальное значение. Значение театрализованной деятельности в развитии ребёнка очень велико. Театр радует детей, наполняет ребенка положительными эмоциями, им нравится общаться играя, они учатся творчески мыслить, делать анализ, ощущать себя в ином мире. Выявление и развитие творческих способностей начинается с раннего детства. Важная роль в этом процессе отводится эстетическому воспитанию, занятиям детей дошкольного возраста различными видами искусства и театрально-игровой деятельности. Одним из путей, по которому развивается детское творчество, является мир искусства, а генетической основой художественного творчества – детская игра. Игра – наиболее доступный ребенку и интересный для него способ переработки и выражения впечатлений, знаний и эмоций. В театрализованной деятельности происходит эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями, эмоциями, учатся их выражать. Велико значение театрализованной игры и для речевого развития (совершенствование диалогов, монологов, освоение выразительности речи). Театрализованная игра дает возможность найти пути к самовыражению и самореализации ребенка, решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, бороться со страхами, позволяет развивать память, внимание, воображение, инициативность, самостоятельность и речь. Таким образом, театрализованная деятельность способствует всестороннему развитию личности, умеющей творчески мыслить, самостоятельно принимать решения и находить выход из сложившихся ситуаций; проявлению таланта, формированию нравственных позиций по отношению к сверстникам и старшим.

В своей работе я поставила перед собой цель –

Развитие творческих способностей детей средствами театрального искусства.

Театрализованная деятельность – это творческая деятельность ребёнка, связанная с моделированием образов, отношений, с использованием различных выразительных средств: мимики, жестов, пантомимики. Театрализованные игры – интересный, понятный и доступный для детей вид деятельности. Театр является одним из самых ярких, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства. Он доставляет детям радость, стимулирует развитие психических процессов, способствует творческому развитию и формированию основ личностной культуры. Театрально-игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей. По влиянию на общее развитие ребенка театрализованной деятельности по праву принадлежит почетное место наряду с музыкой, рисованием и лепкой.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, т. е. развивает его эмоциональную сферу, заставляя сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Помогает эмоциональному раскрепощению ребенка, снятию зажатости, обучению чувствованию и художественному воображению.

А так же наметила задачи:

Создать благоприятные условия для развития творческой активности детей, участвующих в театрализованной деятельности.

Познакомить етей с различными видами театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский,театр зверей и др.).

Развить любознательность, инициативность, способность к творческому самовыражению.

Совершенствовать артистические навыки.

Приобщить детей к театральной культуре, обогатить их театральный опыт : знания детей о театре, его истории, устройстве, театральных профессиях, костюмах, атрибутах, театральной терминологии.

Развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

С театрализованной деятельностью тесно связано и совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно расширяется и активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, реплики ставят ребенка перед необходимостью четко, ясно и понятно выражаться. У него становится лучше диалогическая речь и грамматический строй речи.

В процессе театрализованных игр развиваются психические процессы : внимание, память, восприятие, воображение; стимулируются мыслительные операции. Театрализованная деятельность - возможность раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности его личности. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать свой художественный образ персонажа, у них развиваются творческое воображение и ассоциативное мышление.

Развитие ребенка в театрализованной деятельности

Игра – один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм – театрализованные игры. Ценность театрализованных игр заключается в том, что с ее помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыши во время игры чувствуют себя раскованно, свободно. Воспитательные возможности театрализованных игр усиливаются тем, что их тематика практически неограниченна.

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада: от ознакомления с общественными явлениями, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с большим удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, перевоплощаются в тот или иной образ. Малыши смеются, когда смеются персонажи, грустят и удивляются вместе с ними, предупреждают об опасности, плачут над неудачами любимого героя, всегда готовы прийти к нему на помощь.

Участвуя в театрализованных играх. Дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребенка позволяет использовать их как сильное, ненавязчивое педагогическое средство, ведь малыши во время игры чувствуют себя раскованно, свободно.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны, ее тематика не ограниченна и может удовлетворять любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии. Умело поставленные воспитателем вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она в первую очередь взаимосвязана с другими видами деятельности – пением, движением под музыку, слушанием и т. д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.

Можно утверждать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это – конкретный, зримый результат. Но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемым событиям.

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Благодаря сказке, ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

С поступлением ребенка в дошкольное учреждение создаются объективные условия для приобщения детей к театру, начинается накопление того минимума театральных впечатлений, который является основной для эстетического развития, последующего художественного систематического образования.

Дети, получившие эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, серьезными и восприимчивыми к учебе, чем их сверстники, они более эмоционально приподняты.

Игра – один из главных элементов театрального искусства, и одна из ее форм – театрализованные игры.

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организованные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Он же является опорой для творчества.

Каждая тема может быть разыграна в нескольких вариантов.

Знакомство детей с театрализованными играми начинается с самого раннего возраста. Малыши смотрят небольшие кукольные спектакли и инсценировки, которые разыгрывают воспитатели и старшие дошкольники. Встреча с театральной куклой помогает ребятишкам расслабиться, снять напряжение, создает радостную атмосферу. Занимаясь с детьми мы стремимся вызвать у них положительные эмоции по отношению к театрально-игровой деятельности, побуждаем их общаться с куклой, хорошенько ее рассмотреть, не препятствуем стремлению поиграть с «актерами»,участвующими в спектакле. Так, незаметно для себя малыш включается в театрализованные игры.

В подведении детей к театрализованным играм большое значение имеет обыгрывание малых литературных форм: потешек, авторских стихов (Барто, Маршака и др.). В этом случае педагог сам читает литературное произведение, а дети подражают его героям. Тогда даже скучная, но необходимая процедура умывания превратится в игру, дающую массу информации. Можно ласково приговаривать народную потешку:

«Водичка, водичка! Умой мое личико…». Это вполне заменит скучную лекцию о пользе водных процедур.

Ни для кого не секрет, что многие дети плохо едят. Театр поможет и в этом случае. Нужно просто придумать пьеску о том, как готовилась к встрече с Машенькой или Ваней обычная ложка. Действующим лицом в таком спектакле может стать любой предмет.

Огромное наслаждение доставляет крохе театрализованное содействие вместе со взрослыми. Каждый из нас с детства помнит многократно используемую «Сороку», которая кашу варила, деток кормила. Взрослый произносит слова, водит пальчик малыша по ладошке, загибает пальчики, а в финале сам малыш уже изображает, как детки полетели и на головку сели. Ребенок очень горд и доволен тем, что вместе со взрослыми уже что-то умеет делать.

Мудры и наблюдательны были наши прапрабабушки и няни, сказывавшие сказки, певшие и показывавшие их без картинок, но с помощью действия взрослого совместно с ребенком. Давайте включим малыша в содействие с героями этих сказок. Для этого побудим его изображать руками, голосом, как бабка звала внучку, как говорил зайчик с колобком и т. д. Ребенок с удовольствием играет роль деда и бабы, которые плачут, когда разбилось яичко курочки Рябы, и радуются, когда им достается, не золотое, а простое. В воображаемых обстоятельствах малыш переживает настоящие чувства, узнает о добре и зле, о справедливости и долге.

Попевки, приговорки, потешки – первые художественные произведения, которые слышит ребенок. Знакомство с ними обогащает его чувства и речь, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Особую значимость приобретает фольклор в первые дни жизни малыша в дошкольном учреждение. Ведь в период привыкания к новой обстановке он скучает по дому, по маме, еще не может общаться с другими детьми, взрослыми. Хорошо подобранная, с выразительностью рассказанная потешка порой помогает установить контакт с ребенком, вызвать у него положительные эмоции.

Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к познавательной активности.

Спектакль с использованием игрушек помогает малышу полнее воспринять содержание художественного произведения, создает яркие образы, обогащает впечатления, развивает внимание, мышление, память, речь. Участие в спектакле дает возможность установить связи между чувственными и словесными впечатлениями, зависимость между способами действиями с игрушками и характером персонажа.

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки.

Театрализованные игры развивают у детей память, мышление, воображение, речь. Понимая огромное значение кукольного театра для всестороннего развития ребенка, мы стремимся к тому, чтобы театральная кукла стала для ребенка мостиком, соединяющим игру с творчеством.

Чем богаче жизненный опыт ребенка, тем ярче он проявляется в различных видах творческой деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать маленького человека к театру, литературе. Чем раньше это начать, тем больших результатов можно достигнуть.

Но самое главное – это праздник, эмоциональный всплеск, восторг от участия в спектакле.

Публикации по теме:

Опыт работы по теме «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников» Обобщенный опыт работы по теме: «Развитие познавательных способностей в процессе конструктивной деятельности младших дошкольников". Под.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Карта контроля организации речевой активности детей дошкольного возраста в образовательном процессе Дата проведения контроля.

Консультация «Развитие речевой деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» Дети по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно.

Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности»Мастер-класс на тему «Развитие познавательной активности детей в процессе поисково-исследовательской деятельности» Цель: представление опыта работы по развитию познавательной активности детей в процессе поисково – исследовательской деятельности. Задачи:.

Моя педагогическая концепция «Развитие речи дошкольников средствами театрализованной деятельности» Известна народная мудрость: каков у человека характер, такова и его речь. Очень хочется воспитать гармонично развитого человека во всех.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр»Проект «Развитие речевой активности детей младшего дошкольного возраста через различные виды игр» Вид проекта – творчески, познавательный. Участники проекта — воспитатель, дети младшей группы, родители. Продолжительность — среднесрочный.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности
Опубликовано: 21 ноября 2021 в 13:53
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речевой активности дошкольников в процессе театрализованной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Елена Синицына (УИ 2382214) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД