Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

Галина Куркова
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

(на примере работы с детьми 2-3-х лет)

Аннотация. В статье обосновывается важность вопросов развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов игровой деятельности. Автор концентрирует внимание на высоком потенциале театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников. В статье обосновывается важность комплексного подхода в процессе использования театрализованных игр, сочетающего в себе развитие речи, мышления, воображения, мелкой моторики, внимания и др. процессов. Автором представлены фрагменты театрализованных игр, отражающих специфику поставленных педагогом задач для развития речи детей. Обоснованы дидактико-методологические основания театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: развитие речи, младшие дошкольники, театрализованная игра, комплексный подход, принципы.

Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте является важной задачей, которая влияет на их дальнейшую познавательную деятельность. Дети этого возраста активно проявляют интерес к формированию речевых навыков в процессе повторения, чтения слов, проговаривания простых предложений. В этом они усматривают совершенно новый для них особый объект познавательной деятельности [5].

Очень положительно влияет на развитие речи ребенка данного возраста игровой процесс, который сопровождается подражанием, пародированием, небольшими ролевыми постановками, т. е. приемами театрализации в игре. В условиях театрализованной игры дети лучше звучанием и значением слова. Еще больший эффект проявляется в процессе разыгрывания под руководством педагога небольших сценок из необычных для детей рассказов, сказочек, потешек. Этот эффект проявляется в активном взаимодействии речи и воображения ребенка. Театрализованные действия, характерные для формирования речевых навыков в условиях предметно-пространственной среды, особо любимы младшими дошкольниками, так как позволяют разнообразить деятельность по развитию речи необычными новыми словами интересными подражающими звуками в ходе игры. Эффективность театрализованных игр для развития речи особенно важна для детей, которые нуждаются в поддержке, сопровождении их развития [2; 4; 6].

В этот возрастной период начинает активно формироваться бытовой словарь детей. В их речь входит большое количество ранее не известных им предметов окружающей действительности, дети познают многие явления, учатся производить простейшие операции с предметами, устанавливая связи между ними, что сопровождается интересом и стремлением узнавать названия и сущность изучаемого и познаваемого.

Так, например, используя метод театрализации в игре младшего дошкольника, можно уточнять и отрабатывать правильное произношение звуков в новых словах, а также развивать правильное дыхание при произношении и фонематические способности при различении и воспроизведении неречевых звуков [1; 6]:

Например,

Игра «Эти волшебные звуки»

Задача: развитие звуковой культуры речи

Работа над навыками развития речи в игре:

-формирование и закрепление навыков употребления различных необычных речевых форм с различными звуками (например, шуршание бумаги, звон стеклянных предметов, прослушивание голосов животных, надувание воздушных шариков);

-формировать умение подбора слов с определенным количеством звуков; определять последовательность звуков;

-учить составлять слова из определенной последовательности звуков;

-активизировать навыки в речевых ситуациях (монолог, диалог, коллективные формы общения).

Находясь в среде своих сверстников, младшие дошкольники наиболее продуктивно овладевают навыками развития речи, что ускоряет процесс их общего психического развития и эффективной дальнейшей подготовки. Поэтому, в настоящее время в процессе развития речевых коммуникативных навыков данной группе дошкольников уделяется также немаловажное значение и особое внимание [7].

В процессе формирования словарного запаса, коммуникативных навыков и грамматического строя речи посредством театрализованнойигры мы ставили перед собой следующие задачи:

-добиваться правильного использования слов, обозначающих названия предметов, процессов, явлений, свойств, а также обобщающих понятий в речи, сравнительных форм выражений, отличительных признаков и свойств в словесном выражении (например,

Фрагмент игры:

Педагог:

На лесной поляне в ряд,

Звери делают разминку.

Во время выполнения упражнения дети смотрят и повторяют за педагогом.Педагог:

Заяц головой вращает-

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движенье,

Очень ему нравится это упражненье!

Педагог:

Полосатенький енот

Изображает вертолёт:

Лапками машет назад и вперед,

Словно собрался в далёкий полёт);

-учить детей воспринимать на слух ошибки грамматического строя речи, правильно исправлять их, предлагать свои варианты речевого использования, проявляющиеся в разных типах предложений, словосочетаниях (например,

Фрагмент игры:

Разберем ситуацию на примере пальчиковой игры «Внимательные пальчики» (для детей 2-3-х лет).

Сначала педагог использует прием повторения имеющихся у детей знаний (упражнение сопровождается проговариванием,показом педагога и демонстрацией детьми правильных движений:

- Как живете?- Вот так! (Показывают: большие пальцы направлены вперед);

- Как плывете?- Вот так! (Имитация движений при плавании);

- Как бежите?- Вот так! (Указательные и средние пальцы «бегут»);

- Как сморите в даль?- Вот так! («Бинокль» всеми пальчиками);

- Ждете обед?- Вот так! (Подпирают щеки кулачком);

- Машете вслед?- Вот так! (Машут кистями рук);

- Утром спите?- Вот так! (Обе руки под щеку);

- А шалите?- Вот так! (Хлопают по надутым щекам).

Педагог: Давайте-ка повторим еще раз (повторяют).

Педагог: посмотрите-ка за мной, мне кажется я что-то делаю неправильно (проговаривают вместе ход игры, но педагог сознательно делает ошибки – дети говорят, какое движение выполнено неправильно и показывают, как его нужно сделать).

Педагог: А, ну-ка еще разок! Кто быстрей увидит ошибку!

Повторять можно несколько раз.

В этой театрализованной игре подключается к работе мелкая моторика детей, что положительно влияет на развитие как физических, так и психических и интеллектуальных способностей в дальнейшем) [2; 3; 4];

-учить самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов, понимать использование данных лексических единиц в речи при составлении полных предложений (например,

Например,

Ход игры Движения детей Проговаривание слов по слогам по музыку

Как живете?Показывают: большие пальцы направлены вперед Мы-жи-вем!

Как плывете? Имитация движений при плавании Мы-плы-вем!

Как бежите? Указательные и средние пальцы «бегут» Мы-бе-жим!

Смотрите в даль? («Бинокль» всеми пальчиками Мы-гля-дим!

Ждете обед? Подпирают щеки кулачком Ждем-о-бед!

Машете вслед? Машут кистями рук Ма-шем-вслед!

Утром спите? Обе руки под щеку У-тром-спим!

А шалите? Хлопают по надутым щекам И-ша-лим!

Целесообразно провести данную игру под музыку. Это создаст особой игровое настроение и будет способствовать синхронизации движений пальцев рук с темпом и ритмом музыки и с ритмическим рисунком проговариваемого слова.

Эффективность театрализованной игры в развитии речи детей младшего школьного возраста высока. Такой подход к развитию речиобеспечивает реализацию важнейших принципов в работе с детьми:

-принцип соблюдения индивидуальных интересов ребенка для достижения максимальной пользы для ребенка;

-принцип комплексного подхода для развития речи ребенка;

-принцип преемственности для обеспечения взаимосвязи коррекционно-развивающей деятельности с другими видами психолого-педагогической деятельности, направленной на речевое развитие;

-принцип постепенного усложнения заданий речевого материала с учетом «ЗБР» (зоны ближайшего развития по Л. С. Выготскому);

-принцип систематичности, обеспечивающий тренировочный педагогический эффект;

-принцип вариативности для сохранения и развития интереса детей к процессу развития речи;

-принцип комплексно-тематического построения образовательной и развивающей деятельности и мн. др.

Таким образом, говоря о важности и роли игры (а, в частности, театрализованной игры) в развитии речи младших дошкольников, необходимо отметить, что в процессе ее использования происходит не только эффективное развитие речи ребенка, но и активно формируется познавательная деятельность, обеспечивается устойчивое внутренне комфортное состояние, проявляется способность детей к созданию собственного плана действия в игре. В рамках использования приемов театрализованной игры уже в младшем дошкольном возрасте начинают формироваться поведенческие модели детей, которые отражают основные показатели развития речевых навыков в конкретной ситуации, а также происходит формирование личного коммуникативного и поведенческого опыта, что является важнейшей основой дальнейшего прогрессивного поступательного развития.

Литература:

1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. –Москва: Просвещение, 1991. – 127 с.

2. Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. – М.: Наука, 2000. – 440 с.

3. Казанкова, Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста / Ю. Ю. Казанкова // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 669-673.

4. Кузьмич, А. Д. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста / А. Д. Кузьмич // Молодой ученый. – 2018. – №18. – С. 173-175.

5. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с.

6. Охлопкова, М. В. Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста / М. В. Охлопкова //Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). – М.: Буки-Веди, 2013. – С. 48-52.

7. Рюмина, Н. Н. Развитие речи детей с ОНР через игры-драматизации / Н. Н. Рюмина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2014. – № 2. – С. 152-156.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие речи с использованием театрализованных игр» Великий русский педагог К. Д. Ушинский сказал, что если учить ребёнка «…каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно.

Сборник театрализованных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста 1. Использование игр имитаций во время приема детей. Дети приходят в сад с самыми разными настроениями и с самыми разными впечатлениями.

Картотека игр-драматизаций и театрализованных игр для старшего дошкольного возраста Театрализованные игры для детей старшей группы. Игры на мышечное напряжение и расслабление Паровозики Круговые движения плечами. Руки согнуты.

Комплекс театрализованных игр для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки» Комплекс театрализованных игр для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки» представляет собой систему игр, направленных на развитие.

Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Общеизвестный факт, что одним из важных приобретений ребенка.

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками Речь – важное средство самовыражения ребенка. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не.

Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Сборник театрализованных игр для детей дошкольного возраста Сборник театрализованных игр для детей дошкольного возраста Театральная игра, соответствуя возрасту ребёнка, способна гармонизировать его.

Социально-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста через использование театрализованных игр СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР Значение театрализованной.

Влияние театрализованных игр на развитие навыков речевого общения детей старшего дошкольного возраста Ключевые слова: театр, деятельность, речь, речевое общение. Аннотация: В статье дается информация о том, как и каким образом театрализованная.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованных игр
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 17:31
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября. День звездочёта

25 октября по народному календарю Андрон Звездочёт (день памяти святого с этим именем). В этот день по звёздам предсказывали, какой будет зима. Предлагаем провести с детьми тематический День звездочёта.

25 октября. День Золушки на МААМ

Сказке, в которой бедная девушка получает награду за трудолюбие и кроткий нрав, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы почитать ребенку историю про...

Перспективный план познавательных занятий с детьми раннего возраста (от 1,5 до 2 лет)...
МАРТ Рассматривание игрушки медведя Цель. Формировать представления о внешнем виде и повадках медведя. Формировать умение узнавать и называть знакомую...
Фотоотчёт развлечения «В королевстве овощей и фруктов» для детей старшего возраста ко...
23 октября 2020 года исполнилось 100 лет со дня рождения итальянского детского писателя-сказочника, автора знакомой нам с детства сказки "Приключения...
Рябинка покраснела и на тарелку прилетела конспект НОД по декоративное рисованию во...
Первая часть занятия по рисованию у малышей наиболее важная, т к нужно заинтересовать, вызвать эмоциональный отклик на предмет рисования, рассмотреть,...