Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

Галина Куркова
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованных игр

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ТЕАТРАЛИЗОВАННЫХ ИГР

(на примере работы с детьми 2-3-х лет)

Аннотация. В статье обосновывается важность вопросов развития речи детей младшего дошкольного возраста в процессе различных видов игровой деятельности. Автор концентрирует внимание на высоком потенциале театрализованной игры в развитии речи младших дошкольников. В статье обосновывается важность комплексного подхода в процессе использования театрализованных игр, сочетающего в себе развитие речи, мышления, воображения, мелкой моторики, внимания и др. процессов. Автором представлены фрагменты театрализованных игр, отражающих специфику поставленных педагогом задач для развития речи детей. Обоснованы дидактико-методологические основания театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста.

Ключевые слова: развитие речи, младшие дошкольники, театрализованная игра, комплексный подход, принципы.

Развитие речи детей в младшем дошкольном возрасте является важной задачей, которая влияет на их дальнейшую познавательную деятельность. Дети этого возраста активно проявляют интерес к формированию речевых навыков в процессе повторения, чтения слов, проговаривания простых предложений. В этом они усматривают совершенно новый для них особый объект познавательной деятельности [5].

Очень положительно влияет на развитие речи ребенка данного возраста игровой процесс, который сопровождается подражанием, пародированием, небольшими ролевыми постановками, т. е. приемами театрализации в игре. В условиях театрализованной игры дети лучше звучанием и значением слова. Еще больший эффект проявляется в процессе разыгрывания под руководством педагога небольших сценок из необычных для детей рассказов, сказочек, потешек. Этот эффект проявляется в активном взаимодействии речи и воображения ребенка. Театрализованные действия, характерные для формирования речевых навыков в условиях предметно-пространственной среды, особо любимы младшими дошкольниками, так как позволяют разнообразить деятельность по развитию речи необычными новыми словами интересными подражающими звуками в ходе игры. Эффективность театрализованных игр для развития речи особенно важна для детей, которые нуждаются в поддержке, сопровождении их развития [2; 4; 6].

В этот возрастной период начинает активно формироваться бытовой словарь детей. В их речь входит большое количество ранее не известных им предметов окружающей действительности, дети познают многие явления, учатся производить простейшие операции с предметами, устанавливая связи между ними, что сопровождается интересом и стремлением узнавать названия и сущность изучаемого и познаваемого.

Так, например, используя метод театрализации в игре младшего дошкольника, можно уточнять и отрабатывать правильное произношение звуков в новых словах, а также развивать правильное дыхание при произношении и фонематические способности при различении и воспроизведении неречевых звуков [1; 6]:

Например,

Игра «Эти волшебные звуки»

Задача: развитие звуковой культуры речи

Работа над навыками развития речи в игре:

-формирование и закрепление навыков употребления различных необычных речевых форм с различными звуками (например, шуршание бумаги, звон стеклянных предметов, прослушивание голосов животных, надувание воздушных шариков);

-формировать умение подбора слов с определенным количеством звуков; определять последовательность звуков;

-учить составлять слова из определенной последовательности звуков;

-активизировать навыки в речевых ситуациях (монолог, диалог, коллективные формы общения).

Находясь в среде своих сверстников, младшие дошкольники наиболее продуктивно овладевают навыками развития речи, что ускоряет процесс их общего психического развития и эффективной дальнейшей подготовки. Поэтому, в настоящее время в процессе развития речевых коммуникативных навыков данной группе дошкольников уделяется также немаловажное значение и особое внимание [7].

В процессе формирования словарного запаса, коммуникативных навыков и грамматического строя речи посредством театрализованной игры мы ставили перед собой следующие задачи:

-добиваться правильного использования слов, обозначающих названия предметов, процессов, явлений, свойств, а также обобщающих понятий в речи, сравнительных форм выражений, отличительных признаков и свойств в словесном выражении (например,

Фрагмент игры:

Педагог:

На лесной поляне в ряд,

Звери делают разминку.

Во время выполнения упражнения дети смотрят и повторяют за педагогом. Педагог:

Заяц головой вращает-

Мышцы шеи разминает.

Делает старательно каждое движенье,

Очень ему нравится это упражненье!

Педагог:

Полосатенький енот

Изображает вертолёт:

Лапками машет назад и вперед,

Словно собрался в далёкий полёт);

-учить детей воспринимать на слух ошибки грамматического строя речи, правильно исправлять их, предлагать свои варианты речевого использования, проявляющиеся в разных типах предложений, словосочетаниях (например,

Фрагмент игры:

Разберем ситуацию на примере пальчиковой игры «Внимательные пальчики» (для детей 2-3-х лет).

Сначала педагог использует прием повторения имеющихся у детей знаний (упражнение сопровождается проговариванием, показом педагога и демонстрацией детьми правильных движений:

- Как живете?- Вот так! (Показывают: большие пальцы направлены вперед);

- Как плывете?- Вот так! (Имитация движений при плавании);

- Как бежите?- Вот так! (Указательные и средние пальцы «бегут»);

- Как сморите в даль?- Вот так! («Бинокль» всеми пальчиками);

- Ждете обед?- Вот так! (Подпирают щеки кулачком);

- Машете вслед?- Вот так! (Машут кистями рук);

- Утром спите?- Вот так! (Обе руки под щеку);

- А шалите?- Вот так! (Хлопают по надутым щекам).

Педагог: Давайте-ка повторим еще раз (повторяют).

Педагог: посмотрите-ка за мной, мне кажется я что-то делаю неправильно (проговаривают вместе ход игры, но педагог сознательно делает ошибки – дети говорят, какое движение выполнено неправильно и показывают, как его нужно сделать).

Педагог: А, ну-ка еще разок! Кто быстрей увидит ошибку!

Повторять можно несколько раз.

В этой театрализованной игре подключается к работе мелкая моторика детей, что положительно влияет на развитие как физических, так и психических и интеллектуальных способностей в дальнейшем) [2; 3; 4];

-учить самостоятельно осуществлять звуковой анализ слов, понимать использование данных лексических единиц в речи при составлении полных предложений (например,

Например,

Ход игры Движения детей Проговаривание слов по слогам по музыку

Как живете? Показывают: большие пальцы направлены вперед Мы-жи-вем!

Как плывете? Имитация движений при плавании Мы-плы-вем!

Как бежите? Указательные и средние пальцы «бегут» Мы-бе-жим!

Смотрите в даль? («Бинокль» всеми пальчиками Мы-гля-дим!

Ждете обед? Подпирают щеки кулачком Ждем-о-бед!

Машете вслед? Машут кистями рук Ма-шем-вслед!

Утром спите? Обе руки под щеку У-тром-спим!

А шалите? Хлопают по надутым щекам И-ша-лим!

Целесообразно провести данную игру под музыку. Это создаст особой игровое настроение и будет способствовать синхронизации движений пальцев рук с темпом и ритмом музыки и с ритмическим рисунком проговариваемого слова.

Эффективность театрализованной игры в развитии речи детей младшего школьного возраста высока. Такой подход к развитию речи обеспечивает реализацию важнейших принципов в работе с детьми:

-принцип соблюдения индивидуальных интересов ребенка для достижения максимальной пользы для ребенка;

-принцип комплексного подхода для развития речи ребенка;

-принцип преемственности для обеспечения взаимосвязи коррекционно-развивающей деятельности с другими видами психолого-педагогической деятельности, направленной на речевое развитие;

-принцип постепенного усложнения заданий речевого материала с учетом «ЗБР» (зоны ближайшего развития по Л. С. Выготскому);

-принцип систематичности, обеспечивающий тренировочный педагогический эффект;

-принцип вариативности для сохранения и развития интереса детей к процессу развития речи;

-принцип комплексно-тематического построения образовательной и развивающей деятельности и мн. др.

Таким образом, говоря о важности и роли игры (а, в частности, театрализованной игры) в развитии речи младших дошкольников, необходимо отметить, что в процессе ее использования происходит не только эффективное развитие речи ребенка, но и активно формируется познавательная деятельность, обеспечивается устойчивое внутренне комфортное состояние, проявляется способность детей к созданию собственного плана действия в игре. В рамках использования приемов театрализованной игры уже в младшем дошкольном возрасте начинают формироваться поведенческие модели детей, которые отражают основные показатели развития речевых навыков в конкретной ситуации, а также происходит формирование личного коммуникативного и поведенческого опыта, что является важнейшей основой дальнейшего прогрессивного поступательного развития.

Литература:

1. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников / Л. В. Артемова. – Москва: Просвещение, 1991. – 127 с.

2. Запорожец, А. В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста / А. В. Запорожец, Т. А. Маркова. – М.: Наука, 2000. – 440 с.

3. Казанкова, Ю. Ю. Сюжетно-ролевая игра как средство развития связной речи детей среднего дошкольного возраста / Ю. Ю. Казанкова // Молодой ученый. – 2016. – №27. – С. 669-673.

4. Кузьмич, А. Д. Роль игры в развитии диалогической речи детей дошкольного возраста / А. Д. Кузьмич // Молодой ученый. – 2018. – №18. – С. 173-175.

5. Мухина, В. С. Детская психология / В. С. Мухина. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – 352 с.

6. Охлопкова, М. В. Психолого-педагогические подходы к театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста / М. В. Охлопкова // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). – М.: Буки-Веди, 2013. – С. 48-52.

7. Рюмина, Н. Н. Развитие речи детей с ОНР через игры-драматизации / Н. Н. Рюмина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2014. – № 2. – С. 152-156.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие речи с использованием театрализованных игр» Великий русский педагог К. Д. Ушинский сказал, что если учить ребёнка «…каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно.

Сборник театрализованных игр для детей раннего и младшего дошкольного возраста 1. Использование игр имитаций во время приема детей. Дети приходят в сад с самыми разными настроениями и с самыми разными впечатлениями.

Картотека игр-драматизаций и театрализованных игр для старшего дошкольного возраста Театрализованные игры для детей старшей группы. Игры на мышечное напряжение и расслабление Паровозики Круговые движения плечами. Руки согнуты.

Комплекс театрализованных игр для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки» Комплекс театрализованных игр для детей дошкольного возраста «В гостях у сказки» представляет собой систему игр, направленных на развитие.

Консультация для воспитателей «Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Роль театрализованных игр в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Общеизвестный факт, что одним из важных приобретений ребенка.

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками Речь – важное средство самовыражения ребенка. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не.

Роль театрализованных игр в развитии речи детей дошкольного возраста «Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Тело, организм, эмоции
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе театрализованных игр
Опубликовано: 4 апреля 2019 в 17:31
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
20 сентября. День лука на МААМ

Полезные и вкусовые свойства этой овощной культуры известны во всем мире. Почти в каждой национальной кухне можно встретить блюда из лука. «Лук от семи недуг» – говорили наши предки, которые не только ели...

19 сентября. Выставка работ в технике айрис фолдинг

Айрис фолдинг – это модная и самобытная техника рукоделия с необыкновенными эффектами. Работы получаются сложенными, словно диафрагма фотоаппарата «Смена» или раковина улитки. Творчество в стиле айрис...

Конспект занятия по аппликации «Выносливый дуб»
Программные задачи: Учить детей вырезать симметричный предмет из бумаги, сложенной вдвое. Продолжать знакомить с техникой изготовления фрески (...
Проект «Познакомьтесь — это я!» старшей группы компенсирующей направленности
1. Проект «Познакомьтесь - это Я! » старшей гр. компенсирующей направленности. 2. Проблемное поле проекта: К...
Фотоотчет «Ремонт в детском саду»
Ремонт детского сада дело не простое. Педагогам часто приходится обращаться за помощью к родителям воспитанников. Реакция на такие просьбы у всех разная: кто...