Светлана Маркина
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками
Речь – важное средство самовыражения ребенка.
Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом. Именно в этот период развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение, становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь.
Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками» размещена в разделах
- Мордовия
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция февраль 2019
В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования произведений устного народного творчества стала весьма актуальной темой для обсуждения в научных педагогических трудах. Важными источниками развития речевого творчества являются фольклорные произведения. «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К. Д. Ушинский.
В настоящее время одним из приоритетных направлений в дошкольном воспитании является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Поэтому в качестве литературного материала в работе по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте используем мордовские народные сказки. Мордовский фольклор содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас.
Мордовские народные сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.
Мордовские народные сказки - «Бойкие саночки», "Девушка березка", «Виреня», «Лыковый кошель», «Медведь-песельник», «Черная корова», «Три брата», «Куйгорож», «Ведява».
Работа с мордовской народной сказкой носит поэтапный характер:
1. Подготовка к восприятию произведения устного народного творчества.
Чтобы подготовить детей к восприятию мордовской сказки, необходимо провести беседу; рассмотреть иллюстрации с изображениями героев сказки; показать предметы, о которых упоминается в сказке, и объяснить их назначение. В мордовских народных сказках встречается много незнакомых слов: это и названия предметов национальной одежды мордовского народа (сюлгамо – застежка и нагрудное украшение мордовских женщин; пулай – поясное украшение мордовских женщин; руця – верхняя рубашка и др., и мифологические персонажи (Ведява – русалка, богиня воды и деторождения; Вирява – богиня леса и плодородия; Паксява – хозяйка поля; Юртава – покровителница двора, хозяйства; Варда – злое сказочное существо, ведьма; Куйгорож – мордовский гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой; Варма – ветер и др.)
2. Знакомство со сказкой.
Основными методами знакомства со сказкой являются :
- чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста с сохранением языка автора);
- рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, замена их, толкование);
- инсценирование (метод вторичного ознакомления с художественным произведением).
3. Беседа по сказке.
После прочтения сказки задается ряд вопросов по ее содержанию и форме: «Что вы прослушали? Как вы догадались, что это сказка? О чем рассказывается в этой сказке? Как сказка начинается? Как сказка заканчивается? Что вам больше всего понравилось в сказке? Почему? Какие слова и выражения в сказке вам понравились и запомнились? Объясните, что они означают».
С целью актуализации читательского опыта, можно предложить детям провести параллели между мордовскими и русскими сказками (например, мордовская сказка «Три брата» и русская народная сказка «Сивка-бурка») и ответить на следующие вопросы: «Что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?».
Сказка проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т. С. Комаровой, Н. М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С. И. Букатина, Ш. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.); игровой (Т. А. Антонова, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и др.). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности. В ходе занятий по речевому развитию осуществляются следующие основные виды деятельности детей :
1. Слушание и запоминание сказок.
2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.
3. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.
4. Придумывание продолжения к сказке или другого конца сказки.
5. Рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов с последующим обсуждением иллюстраций и поделок.
6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр).
Итак, в процессе ознакомления с мордовской народной сказкой у детей старшего дошкольного возраста развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными изобразительно-выразительными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.
Конечно, знакомство с мордовской сказкой не ограничивается только непосредственно организованной деятельностью. Вся работа с детьми по данной теме была представлена перед родителями, коллегами в различных формах. Это консультации, беседы, мастер-классы, открытые показы, мультимедийные презентации, стендовые доклады, литературные викторины, поэтические гостиные.
Для родителей были проведены беседы «Читаем каждый день», «Положи твое сердце у чтения», «Обогащаем словарь детей». Консультации «Домашняя библиотека: какие книги читать ребенку дома», «Развиваем речь детей, читая художественную литературу», «Как приобщить ребенка к миру детской литературы». Настоящим фольклорным праздником для детей и родителей стала литературная гостиная «В гостях у Вирявы».
Вышесказанное еще раз убеждает нас в том, что обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для речевого развития детей дошкольного возраста.