Приложение МААМ

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками

Светлана Маркина
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками
▼ Скачать + Заказать документы

Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками

Речь – важное средство самовыражения ребенка.

Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи». Дошкольный возраст - период активного творческого развития личности ребенка в целом. Именно в этот период развиваются и совершенствуются все психические процессы (восприятие, мышление, воображение, становятся произвольными внимание, память, формируется связная речь.

Публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками» размещена в разделах

В условиях современного дошкольного образования проблема формирования и совершенствования речевых умений детей посредством использования произведений устного народного творчества стала весьма актуальной темой для обсуждения в научных педагогических трудах. Важными источниками развития речевого творчества являются фольклорные произведения. «Народные сказки способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К. Д. Ушинский.

В настоящее время одним из приоритетных направлений в дошкольном воспитании является формирование у ребенка начал этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Поэтому в качестве литературного материала в работе по развитию связной речи в старшем дошкольном возрасте используем мордовские народные сказки. Мордовский фольклор содержит много информации о родном крае, верованиях, культуре народа, что, в свою очередь, побуждает детей наблюдать, размышлять, рассуждать, активно пополняя тем самым словарный запас.

Мордовские народные сказки динамичны и в то же время напевны. Быстрота развертывания событий в них великолепно сочетается с повторностью. Язык сказок отличается большой живописностью: в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, песенок, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку.

Мордовские народные сказки - «Бойкие саночки», "Девушка березка", «Виреня», «Лыковый кошель», «Медведь-песельник», «Черная корова», «Три брата», «Куйгорож», «Ведява».

Работа с мордовской народной сказкой носит поэтапный характер:

1. Подготовка к восприятию произведения устного народного творчества.

Чтобы подготовить детей к восприятию мордовской сказки, необходимо провести беседу; рассмотреть иллюстрации с изображениями героев сказки; показать предметы, о которых упоминается в сказке, и объяснить их назначение. В мордовских народных сказках встречается много незнакомых слов: это и названия предметов национальной одежды мордовского народа (сюлгамо – застежка и нагрудное украшение мордовских женщин; пулай – поясное украшение мордовских женщин; руця – верхняя рубашка и др., и мифологические персонажи (Ведява – русалка, богиня воды и деторождения; Вирява – богиня леса и плодородия; Паксява – хозяйка поля; Юртава – покровителница двора, хозяйства; Варда – злое сказочное существо, ведьма; Куйгорож – мордовский гном, видимый только своему хозяину, обладающий невероятной силой; Варма – ветер и др.)

2. Знакомство со сказкой.

Основными методами знакомства со сказкой являются :

- чтение воспитателя по книге или наизусть (дословная передача текста с сохранением языка автора);

- рассказывание воспитателя (относительно свободная передача текста – возможна перестановка слов, замена их, толкование);

- инсценирование (метод вторичного ознакомления с художественным произведением).

3. Беседа по сказке.

После прочтения сказки задается ряд вопросов по ее содержанию и форме: «Что вы прослушали? Как вы догадались, что это сказка? О чем рассказывается в этой сказке? Как сказка начинается? Как сказка заканчивается? Что вам больше всего понравилось в сказке? Почему? Какие слова и выражения в сказке вам понравились и запомнились? Объясните, что они означают».

С целью актуализации читательского опыта, можно предложить детям провести параллели между мордовскими и русскими сказками (например, мордовская сказка «Три брата» и русская народная сказка «Сивка-бурка») и ответить на следующие вопросы: «Что общего между этими сказками? В чем различие? Что общего между героями сказок? Какие другие сказки они напоминают?».

Сказка проникает во все виды деятельности ребенка-дошкольника. Она лежит в основе изобразительной деятельности (исследования Т. С. Комаровой, Н. М. Сокольниковой и другие); музыкальной деятельности (С. И. Букатина, Ш. А. Ветлугина, О. П. Радынова и др.); игровой (Т. А. Антонова, Н. Я. Михайленко, Д. Б. Эльконин и др.). Особым же вниманием сказка пользуется в художественно-речевой деятельности. В ходе занятий по речевому развитию осуществляются следующие основные виды деятельности детей :

1. Слушание и запоминание сказок.

2. Пересказывание сказки одним ребёнком или поочерёдно (по фразам) группой детей.

3. Словесное рисование детьми по прочтении текста характеров героев, обстановки, «интерьера» сказки.

4. Придумывание продолжения к сказке или другого конца сказки.

5. Рисование детьми иллюстраций к прочитанному тексту. Лепка сказочных персонажей из доступных материалов с последующим обсуждением иллюстраций и поделок.

6. Разыгрывание сказок (инсценировки, кукольный театр).

Итак, в процессе ознакомления с мордовской народной сказкой у детей старшего дошкольного возраста развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными изобразительно-выразительными средствами, отбирать нужные слова, постепенно овладевая образной системой языка.

Конечно, знакомство с мордовской сказкой не ограничивается только непосредственно организованной деятельностью. Вся работа с детьми по данной теме была представлена перед родителями, коллегами в различных формах. Это консультации, беседы, мастер-классы, открытые показы, мультимедийные презентации, стендовые доклады, литературные викторины, поэтические гостиные.

Для родителей были проведены беседы «Читаем каждый день», «Положи твое сердце у чтения», «Обогащаем словарь детей». Консультации «Домашняя библиотека: какие книги читать ребенку дома», «Развиваем речь детей, читая художественную литературу», «Как приобщить ребенка к миру детской литературы». Настоящим фольклорным праздником для детей и родителей стала литературная гостиная «В гостях у Вирявы».

Вышесказанное еще раз убеждает нас в том, что обращение к фольклорному искусству мордовского народа дает неоценимый материал для речевого развития детей дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование читательского интереса у детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с книжной иллюстрацией С детской книгой ребенок встречается уже в самые первые годы своей жизни. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится.

Ознакомление с социальным миром путем ознакомления детей среднего дошкольного возраста со сказками Вид проекта: познавательно – образовательный, творческий Продолжительность: среднесрочный Актуальность: Важное значение для развития.

Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе «Развитие связной речи детей в процессе ознакомления с сезонными явлениями в природе». Актуальность выбранной темы определяется следующим.

Развитие связной речи у детей среднего дошкольного возраста в процессе обучения рассказыванию «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование информационно-коммуникационных технологий в ознакомлении детей дошкольного возраста с народными сказками Использование информационно-коммуникационных технологий в ознакомлении детей дошкольного возраста с авторскими и народными сказками. Мир.

Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой»Консультация для воспитателей «Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой» Развитие связной речи является одной из основополагающих задач речевого воспитания детей дошкольного возраста. Именно в связной речи реализуется.

ООД в ОО «Развитие речи» для детей старшей группы по теме «Знакомство с русскими народными сказками» Цель: Обучение основам элементарного анализа литературного текста. Образовательные задачи: -формировать составления предложений (используя.

Развитие образной речи и речевого творчества детей дошкольного возраста в процессе составления описательных загадок Дошкольный возраст – это период активного развития речи, творчества и фантазии. Потребность детей проявлять себя в творчестве очень велика,.

Развитие творческого мышления детей шестилетнего возраста в процессе ознакомления с геометрическим материалом Тема: «Развитие творческого мышления детей шестилетнего возраста в процессе ознакомления с геометрическим материалом» Кузнецова Елена Михайловна.

Презентация «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» «Развитие речи детей в процессе ознакомления с художественной литературой» Сообщение для педагогов ДОУ Выполнила: Кравцова Ольга Михайловна,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками
Опубликовано: 13 февраля 2019 в 11:39
+42Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с мордовскими народными сказками» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Маркина (УИ 785475) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД