Получи документы

Развитие речи детей с помощью игровых технологий

Губанова Любовь
Развитие речи детей с помощью игровых технологий

МАСТЕР- КЛАСС

для воспитателей

«Развитие речи детей с использованием игровых технологий».

Аннотация

Актуальность темы.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем

богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

Публикация «Развитие речи детей с помощью игровых технологий» размещена в разделах

возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее

отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие. Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской

психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой

моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой

зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие

предметы, свободно действовать кистями рук. Но в последнее время наблюдается рост числа

детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. По какой же

причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и

мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в

этом разнообразии и кроется суть проблемы.

Цель мастер-класса: Повышение профессиональной компетентности

педагогов

по

использованию игровых технологий в работе с детьми, пропаганда и распространение

разновидностей форм работы.

Задачи:

Познакомить педагогов с эффективными методами использования игровых технологий в жизни

ребёнка.

Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать

элементы педагогического опыта для улучшения собственного.

Познакомить педагогов с рекомендациями по проведению артикуляционной гимнастики;

дыхательной; релаксационной; пальчиковой гимнастики; игрового массажа и самомассажа.

Основные этапы мастер-класса:

1 Теоретическая часть.

2 Практическая часть.

3 Рефлексия. Итог.

Продолжительность мероприятия: 30 минут

Оборудование: (прищепки, карандаши, пробки)

Ожидаемый результат: Педагоги могут использовать игровые технологии в жизни детей

своей группы

Ход мастер-класса

Введение в тему.

«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно

говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем

больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.»

В. Сухомлинский

1 Теоретическая часть

Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня я хочу провести вместе с вами мастер-класс тема

«Развитие речи детей с использованием игровых технологий».

Сейчас я вас познакомлю с игровыми технологиями, которые я использую в работе с

детьми по развитию речи.

Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей.

Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его

возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее

отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое

развитие.

Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики,

говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук

детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от

способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы,

свободно действовать кистями рук.

Но в последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей,

мелкой моторики и речевого развития. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность

приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные

мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть

проблемы.

Поэтому так важно заботиться о формировании речи детей, о ее чистоте и правильности,

предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от

общепринятых норм языка.

На сегодняшний день в арсенале тех, кто занят воспитанием и обучением детей

дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого

способствует эффективному речевому развитию ребенка. Весь практический материал можно

условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому

развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные

игровые технологии.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека,

удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на

воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется

самоуправление поведением.

Цель игровых образовательных технологий обеспечить ребенку в условиях комплексной

информатизации образования возможность развития речи, сформировать необходимые

знания, умения и навыки не только общеобразовательного характера,, научить использовать

полученные знания в повседневной жизни.

Одним из видов игровых технологий является гимнастика.

Виды гимнастики, используемые мною для развития речи детей :

артикуляционная гимнастика;

дыхательная;

релаксационная;

пальчиковая гимнастика;

игровой массаж, самомассаж.

Активизация педагогов:

– Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

Последнее спрошу вас я:

Активными все будем? (Да.)

2. Практическая часть.

Сейчас я предлагаю вашему вниманию игры и упражнения на развитие мелкой моторики,

которыми можно заниматься как в детском саду, так и дома.

1.

Артикуляционная гимнастика -выработка качественных, полноценных движений

органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем.

Упражнение «Жаба Квака» Упражнение для мышц мягкого нёба и глотки.

Жаба Квака с солнцем встала, - потягиваются, руки в стороны

Сладко-сладко позевала, - дети зевают

Травку сочную сжевала - имитируют жевательные движения,

Да водички поглотала, - глотают

На кувшинку села,

Песенку запела:

"Ква-а-а-а! - произносят звуки отрывисто и громко

Ква-а-а-а!

Ква-а-а-а!

Жизнь у Кваки хороша!

2. Дыхательная гимнастика – ритмичные шумные вдохи и выдохи способствуют насыщению

организма кислородом, улучшают обменные процессы, психо – эмоциональное состояние,

выводят из стресса, повышают иммунитет.

Игра-упражнение «Машина»

Цель: обучение постепенному выдоху воздуха Дети становятся на одной линии, делают вдох

("наливают бензин") и начинают движение вперед, при этом делая губами "бр-р-р". Дети, как

обычно, копируют работу мотора. Победитель тот, кто дальше всех "уехал" на одном дыхании.

3. Релаксационная гимнастика–снимает психическое и физическое напряжение. Проводится в

любое время в течение дня. Продолжительность 1 – 7 минут.

Пример (Дети стоят, спина и руки расслаблены, голова опущена)

Закройте глаза и слушайте мой голос.

Представьте, что вы находитесь под небольшим водопадом. Небо светло – голубое. Воздух

свежий. Вода чистая и прохладная. Она мягко струится по спине, стекает с ног и продолжает

свой путь дальше.

Постойте немного под водопадом, позволяя воде омывать вас и уносить прочь.

4. Пальчиковая гимнастика - позволяет активизировать работоспособность головного мозга,

влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

Пальчиковые игры – это веселые упражнения для пальчиков и ручек, инсценировка с их

помощью каких-либо стихотворений, историй, сказок.

Пальчиковые игры являются важной частью работы по развитию мелкой моторики рук у

ребенка. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны для детей, а также исключительно

полезны для их общего развития : развивают мелкую моторику, а её развитие стимулирует

развитие некоторых зон головного мозга, в частности речевых центров.

Развитие мелкой моторики готовит руки ребё нка к разнообразным действиям в будущем:

рисованию, письму, различным манипуляциям с предметами и т. д. Занятия пальчиковыми

играми способствуют расширению словарного запаса, а если стихотворение не проговаривать,

а напевать — то и музыкального слуха.

Пальчиковые игры очень эмоциональны, увлекательны. Это инсценировка, каких- либо

рифмованных историй, сказок при помощи рук. Дети с удовольствием принимают участие в

играх – потешках. Самый известный вариант такой игры – «сорока- сорока», но есть и более

сложные для проговаривания и показа. Попробуем и мы с вами поиграть в такие игры

(совместно с педагогами проводится игротренинг).

«Моя семья»

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка, попеременно массируем пальцы руки,

Этот пальчик – дедушка, на последней строке сжимаем и разжимаем

Этот пальчик – бабушка, кулачки.

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

«Капуста»

Что за скрип? (сжимаем и разжимаем кулачки)

Что за хруст? (переплетаем пальцы рук)

Это что еще за куст? (ладони с растопыренными пальцами перед собой)

Как же быть без хруста

Если я капуста? (пальцы полусогнуты, изображают кочан)

Мы капусту рубим, рубим… (ребро ладони)

Мы морковку трем, трем (кулаками трем друг о друга)

Мы капусту солим, солим… (щепотками)

Мы капусту жмем, жмем, (сжимаем и разжимаем кулаки)

5. Игровой массаж и самомассаж - позволяет стимулировать рост нервных клеток, развитие

мелкой моторики, а также помогает наладить эмоциональный контакт и снять напряжение.

В несколько игр мы с вами поиграем.

Игры с сыпучими материалами

1. Насыпаем в кружку сухую фасоль. На каждый ударный слог перекладывает горошины по

одной в другую чашку. Одной рукой, потом другой рукой.

«Зашагали наши ножки: топ-топ-топ,

Прямо по дорожке: топ – топ – топ.

Ну-ка, веселее: топ- топ- топ.

Вот как мы умеем: топ - топ-топ».

2. «Чудесный мешочек» В «сухой бассейн» помещаем горох и бобы. Ребенок запускает в него

руку и старается на ощупь определить и достать только горох или только бобы.

3. Игры с пробками от бутылок

Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это – «лыжи».

Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах», делая по шагу

на каждый ударный слог.

«Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы»

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно. Если пробки

просверлить посередине – можно использовать для нанизывания бус.

4. Игры с прищепками.

Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и

обратно) на ударные слоги стиха:

«Сильно кусает котенок - глупыш.

Он думает это не палец, а мышь, (смена рук)

Но я же играю с тобою, малыш

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!»

(силуэт-прищепка)

5. Игра с карандашом.

(лучше использовать карандаш - шестигранник)

Карандаш в руке катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик

Быть послушным научу!

Подвижно – речевые игры.

1. Игра «Два круга»

Взрослые строятся в два круга – внешний (большой) и внутренний (3-4 человека) Родители из

большого круга стоят, а из малого идут вместе с ведущим и приговаривают: «Мы по кругу идем

и с собою берем… фрукты». Игроки большого круга должны быстро назвать любой фрукт,

например яблоко. Педагог первым назвавший предмет, становится во внутренний круг. Игра

продолжается («… с собою берем посуду, мебель, животное, и т. д.) Последний взрослый,

оставшийся в большом круге должен выполнить какое-либо задание.

2. Игра «Шаги» («Кто быстрее доберется до…»)

С помощью этой нехитрой игры с элементами соревнования можно заниматься с ребенком

расширением его словарного запаса и развитием речи, в общем. 2 игрока стоят на старте. Через

8-10 шагов финиш.

Называется тема: «Вежливые слова». Каждый ребенок может сделать шаг, лишь назвав какое -

нибудь вежливое слово. Другие темы: «Все круглое», «Слова утешения», «Ласковые слова для

мамы»….

3. Рефлексия. Итог.

Завершающее упражнение "Благодарю! "

Дорогие педагоги предлагаю каждому участнику мастер-класса мысленно положить на левую

руку все, то с чем он пришел сегодня, свой багаж настроения, мыслей, знаний, опыта, а на

правую руку - то, что получил на этом занятии нового. Затем, все одновременно сильно

хлопают в ладоши и говорят БЛАГОДОРЮ! Психологический смысл упражнения позволяет

завершить его красиво на положительной эмоциональной ноте.

Итог:

Таким образом, приоритетным в работе с детьми по развитию речи являются игровые

технологии, которые включают в себя не только комплекс мероприятий по сохранению и

укреплению здоровья детей, но и дают ребёнку возможность обрести уверенность в себе,

улучшить результаты коррекции речи.

Благодарю за сотрудничество! Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий» Формирование у детей грамматически правильной, лексически богатой.

Развитие познавательных способностей детей посредством игровых технологий с использованием метода наглядного моделирования На сегодняшний день существует много методик, с помощью которых, можно регулировать процесс развития речи детей, одной из них является наглядное.

Развитие речи детей раннего возраста с помощью пальчиковых игр 1. «Наши ручки» Где же наши ручки? Где же наши ручки? Где же, где же наши ручки? Нету наших ручек. Вот, вот наши ручки, Вот наши ручки.

Активизация речи посредством игровых технологий через театрализованную деятельность Конспект: «Активизация речи посредством игровых технологий, через театрализованную деятельность».Цель: развивать речь детей посредством.

Конспект занятия по развитию речи для детей младшего дошкольного возраста «Зима в лесу» с использованием игровых технологий Цель: Расширять знания детей о жизни зверей в лесу зимой. Задачи: Образовательные: • Формировать у детей представления о зиме; • Формировать.

Логопедический проект «Автоматизация трудных звуков с помощью игровых компьютерных технологий» Участники проекта: педагоги и дети старшего дошкольного возраста Возраст детей: 5-7 лет. Вид проекта: исследовательский, практико-ориентированный,.

Развитие математических способностей с использованием игровых технологий Лего конструктора в старшем дошкольном возрасте АКТУАЛЬНОСТЬ Развитие математических способностей в дошкольном возрасте закладывает фундамент обучения математике в школе, способствует.

Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений Развитие счетной деятельности с помощью игровых упражнений у детей дошкольного возраста Развитие счетной деятельности с помощью игровых.

Развитие физических качеств дошкольников 4–7 лет с помощью развивающих игр и игровых упражнений с предметами Игра для ребёнка дошкольного возраста является основным спутником жизни. С любым предметом он играет, разговаривает, сопереживает и радуется.

Эмоциональное развитие дошкольников посредством игровых технологий РОЛЬ ИГРЫ Игра - один из основных видов деятельности человека существования. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей с помощью игровых технологий
Опубликовано: 20 января 2019 в 20:33
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД