МААМ-картинки

Развитие речи детей старшей группы посредством дидактических игр

Нина Усова
Развитие речи детей старшей группы посредством дидактических игр

На основе комплексного анализа изученной литературы, методических рекомендаций и практического опыта можно сделать вывод, что активный словарь детей необходимо постоянно развивать, а дидактические игры как нельзя лучше способствуют этому. Именно в игре и через игру речь проявляется наиболее ярко. Необходимость объясниться со сверстниками в ходе игры стимулирует развитие словаря.

Публикация «Развитие речи детей старшей группы посредством дидактических игр» размещена в разделах

Темы занятий «Овощи», «Путешествие в волшебный лес», «Одежда» способствуют развитию речи, расширению словарного запаса детей средней группы, дают возможность детям познакомиться с новыми для них бытовыми предметами, новыми животными, явлениями природы. Это значительно расширяет знание дошкольников об окружающем мире, способствует развитию словарного запаса.

Тема: «Овощи»

Цель: формирования активного словаря.

Задачи:

— обогащать и совершенствовать представления детей об овощах.

— закреплять знания о месте их произрастания – огород.

— закреплять обобщающее слово «овощи».

Материалы: Коробка, овощи (огурец, лук, свекла)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это возле двери? Это же нам пришла посылка! Дети, хотите узнать, что в коробке?

Дети: Да!

Воспитатель: Давайте посмотрим, что внутри. (Воспитатель достает овощи из коробки по одному). Что это, ребята?

Дети: Огурец

Воспитатель: А какого он цвета?

Дети: Зеленый

Воспитатель: а какая у него форма?

Дети: Овальная

Воспитатель: Правильно дети, еще удлиненная. Вы конечно же пробовали огурец на вкус, в какие блюда он чаще всего добавляется?

Дети: В салат.

Воспитатель: Верно, чаще всего готовят салат из огурцов и помидоров. А что же это за овощ у нас такой красный?

Дети: Свекла!

Воспитатель: Конечно же это свекла, посмотрите, как она выглядит, какая она наверху? А внизу?

Дети: внизу тоненькая с хвостиком, а наверху толстая.

Воспитатель: Правильно, снизу она острая как стрелочка, а наверху широкая, толстая. (Воспитатель немного потряхивает коробку из стороны в сторону). Ребята, осталось ли что-то в нашей коробке?

Дети: Да!

Воспитатель: Миша, посмотри, что там лежит? (Миша достает из коробки лук)

Дети: лук.

Воспитатель: Посмотрите на лук, ребята, какой он?

Дети: Он желтый, шуршащий.

Воспитатель: Верно, а он полезный?

Дети: Да

Воспитатель: Конечно, когда мы болеем, мы кушаем лук, чтобы вылечится. А вы когда-нибудь чистили лук? Что происходит, когда мы его чистим?

Дети: мы плачем

Воспитатель: Правильно, лук заставляет нас плакать, когда мы его чистим. А как все это называется?

Дети: овощи

Воспитатель: Скажите, а где же растут овощи?

Дети: в огороде

Воспитатель: Правильно, в огороде, на грядках. Ребята, скажите мне, пожалуйста, что это такое:

В саду зеленом в землю вросло,

Сверху толсто, снизу остро,

Собой красно.

Дети: Свекла

Воспитатель: Правильно, а почему вы так решили?

Дети: растет в земле, наверху толсто, внизу остро.

Воспитатель: Правильно,

А он совсем-совсем зеленый

И овальный, удлиненный.

Помидора верный брат,

Тоже просится в салат.

Догадались? Молодцы! Ну, конечно…

Дети: огурцы

Воспитатель: Как же вы догадались?

Дети: Овальный, удлиненный, в салат пускают

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь отгадайте:

Золотистый и полезный,

Витаминный, хотя резкий,

Горький вкус имеет он.

Когда чистишь – слезы льешь.

Дети: Лук

Воспитатель: Верно, по каким признакам вы так решили?

Дети: Золотистый, горький, полезный, заставляет плакать

Воспитатель: Хорошо ребята, разобрались мы со всем, что находится в нашей посылке!

Тема: «Путешествие в Волшебный лес»

Возраст детей : 4-5 лет, средняя группа.

Цель: способствовать речевому развитию детей среднего дошкольного возраста.

Задачи:

Образовательные задачи:

— Закреплять грамматический строй речи : обучать пониманию пространственных отношений двух предметов, выраженных предлогами: над, под, около, за;

— учить подбирать слова, подходящие по смыслу;

— закреплять умение согласовывать существительное с прилагательным. Развивающие задачи :

Развивать связную речь детей;

развивать фонематический слух детей.

Воспитательные задачи:

— Воспитывать умение работать в коллективе;

— воспитывать навыки сотрудничества в игре;

— воспитывать навыки самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: письмо, мяч, карточки с загадками, кубик, с разноцветными сторонами, бабочка и цветок, картинки с обобщающими понятиями,.

Предварительная работа: словесные игры, дидактические игры, настольно – печатные игры, малоподвижные игры, занятия по развитию речи, продуктивная деятельность, индивидуальная работа с детьми, чтение русских народных сказок.

Словарная работа: активизация словаря.

Ход занятия.

Вводная часть

Организационный этап. Эмоционально-игровой настрой на совместную деятельность.

Педагог приглашает детей в хоровод :

«Ты – мой друг и я – твой друг,

Вместе мы – друзья.

Мы друг другу улыбнёмся,

Вместе за руки возьмёмся».

Воспитатель обнаруживают конверт.

Воспитатель: — Ребята, смотрите, что это такое? Не вы ли это оставили, это не ваше? Откуда этот конверт появился здесь? А здесь еще и что-то написано! Давайте я сейчас прочитаю.

«Детский сад, Детям средней группы»

-Ребята, так это же для нас письмо! Нужно прочитать, что написано в письме. (воспитатель открывает конверт и читает).

«Дорогие ребята! Пишут вам лесные Феи. В нашем волшебном лесу случилась беда. Злой волшебник заколдовал дерево фей и теперь оно засохло и на нем нет ни одного листочка, а все феи остались без волшебства. Чтобы оживить дерево, нужно выполнить задания. За его правильное выполнение вы будете получать волшебные листочки, с помощью которых в конце путешествия вы сможете оживить дерево фей и вернете нам волшебство. Лесные Феи.»

— Ну что, поможем феям?

Основная часть.

1 задание «Скажи наоборот»

Воспитатель:- Ребята, здесь вам нужно называть слова наоборот? Например: холодно, а вы говорите жарко. Ну что справимся с этим заданием? Воспитатель: Большой, высокий, день, зима, черный, снег.

Воспитатель: Молодцы! Вы получили первые листочки. Пойдемте дальше.

2 задание «Веселая бабочка»

Воспитатель:- Ну вот мы и добрались до следующего задания. Посмотрите, какой красивый цветочек! А кто это там летает? Воспитатель: — Посмотрите, куда бабочка села? А сейчас, где она летает? А теперь перелетела куда? ( дети отвечают: – на цветок, над цветком, перед цветком, за цветком и около цветка)

Воспитатель: — А вот и листочки, значит, с заданием справились верно! Отправляемся дальше.

3 задание «Игра со звуками»

Воспитатель: Ну, вот мы дошли до следующего задания. Я хотела у вас спросить, вы знаете песенку комарика (з-з-з, песенку жука (ж-ж-ж, песенку ветра (ш-ш-ш, песенка насоса (с-с-с).

— Давайте поиграем. Я буду называть слова, а вы должны хлопнуть в ладоши, если услышите:

Песенку комарика: (З)-зебра, машина, зонтик, зима, снег, забор;

Песенку жука (Ж) — живот, жираф, дом, яблоко, жук, ёжик ножик;

Песенку ветра (Ш) — шапка, шуба, конфета, шишка, машина;

Песенку насоса (С) — стол, стул, рука, слон, самолет, дерево.

— Молодцы, ребята!

4 задание «Один — много»

Воспитатель: Здесь для вас приготовили сложное задание. Я буду вам бросать мяч, а вы будите возвращать мяч и называть это слово когда его много. Например: Стол – столов.

Речевой материал: РЫБА, КНИГА, МЯЧ, БАНТ, КУКЛА, ЛИСА, ТАРЕЛКА, ВОДА, ЦВЕТОК.

Воспитатель: — Молодцы, ребята, справились! Получите листочки. Ну, давайте пойдем дальше.

5 задание «Скажи одним словом»

Воспитатель: Послушайте меня внимательно. Я вам показываю картинки, а вы должны их назвать одним словом (Одежда -Деревья -Грибы-Мебель-Транспорт-Игрушки-Овощи-Фрукты-Цветы.).

Воспитатель: — Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.

6 задание «Какое что бывает»

— Я буду бросать вам мяч и называть цвет, размер, а вы возвращая его говорите что таким бывает. Будьте внимательны.

Зелёным – огурец, листья, краска…

Широким – река, дорога, лента…

Вкусным – варенье, торт, сок…

Маленьким – котёнок, мышка, мальчик…

Высоким – дом, башня, температура…

Круглым – солнце, апельсин, мяч…

Пластмассовым – кубик, ведро, совок…

Заяц –Спасибо ребята вот вам лучики для солнца

Воспитатель: — Молодцы! Справились с заданием, получите листочки. Идем дальше.

Заключительная часть «Волшебный лес»

Воспитатель: — Вот мы и пришли в Волшебный лес. Смотрите, ребята, вот это дерево! Оно и в правду заколдованное, на нем нет ни одного листочка. Посмотрите, сколько листочков заработали вы, может их хватит, чтоб оживить дерево и вернуть феям волшебство? Давайте посмотрим хватит ли наших листочков. Дети на магниты прикрепляют листочки к дереву.

Воспитатель: — Случилось чудо, волшебное дерево ожило! У нас получилось вернуть феям волшебство! Ой, смотрите, что отправили вам феи в знак благодарности (воспитатель показывает сундучок с угощением).

Подведение итогов:

Ребята, что вам больше всего запомнилось в сегодняшнем путешествии? Какие задания для вас показались трудными? Какие задания вам понравилось выполнять?

Тема занятия: «Одежда»

Цель: развитие словаря.

Задачи:

Образовательные:

— обогащать словарный запас детей новыми словами;

— учить образовывать форму с уменьш. -ласкат. суф. ;

— учить составлению описательного рассказа.

Развивающие :

развивать слуховое восприятие и память;

развивать общую, мелкую моторику.

Воспитательные:

— воспитывать интерес к словообразованию;

— воспитывать у детей самоконтроль за речью;

— воспитывать умение работать в группе, слушать друг друга.

1. Подготовительный этап:

— Ребята, какое за окном время года?

— Осень.

— Если наступила осень, то нам нужно одеваться теплее. Я предлагаю вам сходить в магазин и рассмотреть, какую одежду там продают. Хотите?

— Хотим!

— В какой магазин нам нужно пойти?

— В магазин одежды.

— Ребята, я женщина, значит, мне нужен магазин женской одежды? А вам?

-Детской.

-А вашим папам?

-Мужской.

— Все верно, я вместе с вами отправлюсь в магазин детской одежды, хорошо?

2. Поисковый этап.

— Ребята, сморите, здесь продают праздничную, спортивную, верхнюю одежду.

— Нам какая одежда нужна? Чтобы не замерзнуть осенью?

Верхняя: куртка, плащ, пальто, комбинезон. (Дети выбирают картинки с понравившейся одеждой)

3. Практический этап.

— Ребята, я выбрала для своего сына курточку, мой сынок еще маленький и куртка должна быть небольшая. Как назовем маленькую куртку? Каким словом?

— Курточка (дети по аналогии называют выбранные предметы одежды, образовывая форму с уменьш. -ласкат. суф.)

— Как выдумаете, ребята, одежда подойдет вам по размеру? Почему?

— Да, потому что мы выбрали: комбинезончик, брючки, плащик.

— Давайте, проверим это. Примерим одежду и будем рассказывать, что делаем. — Например, мой сынок возьмёт курточку за воротник, просунет руки в рукава, застегнет молнию, и спрячет руки в карманы. (Дети надевают одежду и рассказывают, что они делают, называя детали одежды)

Подведение итогов занятия.

— Ну, что ребята, вам в такой одежде будет тепло осенью? Почему?

Публикации по теме:

Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игрИнтеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Интеллектуальное развитие детей посредством дидактических игр Среди всего многообразия игр для дошкольников особое место принадлежит дидактическим.

Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы)Отчет «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» (из опыта работы) В октябре этого года состоялось методическое районное объединение в п. Охотск, где я представила творческий отчет по теме «Сенсорное развитие.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр: Бизиборд "Дом", "Если мамы нет дома", "Времена года",.

Развитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игрРазвитие сенсорных способностей детей посредством дидактических игр Дорогие коллеги, хочу поделиться с вами дидактическими играми для сенсорного развития детей раннего дошкольного возраста. Роль дидактических.

Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр.Развитие сенсорных способностей у детей младшего возраста посредством дидактических игр. Сенсорное развитие (от латинского –ощущение) - это развитие восприятий, представлений об объектах, явлениях и предметах окружающего мира.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Самообразование воспитателя «Сенсорное развитие детей раннего и младшего возраста посредством дидактических игр» Введение Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме,.

Самообразование «Сенсорное развитие детей раннего возраста посредством дидактических игр» Актуальность: Главной составляющей полноценного развития детей в раннем возрасте является сенсорное развитие. Сенсорное развитие ребенка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие речи детей старшей группы посредством дидактических игр
Опубликовано: 13 ноября 2021 в 19:41
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД