Лариса Кузнецова
Развитие речи и коммуникации у детей с РАС на уроках и занятиях
▼ Скачать + Заказать документы
Расстройство аутистического спектра — это широкий круг расстройств, сопряженных с аномальным поведением, характеризующихся качественными нарушениями социального взаимодействия, вербальной и невербальной коммуникации, стереотипными формами поведения, интересов и активности.
Речь у детей с РАС очень ограничена или отсутствует; им трудно выражать желания и потребности; о своих потребностях они сообщают своим поведением; им трудно попросить о помощи; повторяют фразы и слова из фильмов или телепередач, а также фразы из предыдущей ситуации. Они испытывают трудности при следовании правилам диалога (говорить по очереди, не отвлекаться от темы, при вступлении и окончании взаимодействия, отвечают только на прямые вопросы, не всегда правильно)
Публикация «Развитие речи и коммуникации у детей с РАС на уроках и занятиях» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Проблемы с коммуникацией присущи всем детям с аутизмом, независимо от состояния интеллекта и развития речи : им трудно войти в контакт с другими людьми, они не понимают, когда и как необходимо использовать коммуникацию. Даже если ребенок с аутизмом может построить простую фразу, имеет хороший словарный запас, это не означает, что процесс общения не будет вызывать у него затруднений. Стремление понять ребенка с аутизмом во всех тонкостях его проявлений — одна из главных задач при обучении детей с расстройством аутистического спектра. Ведь такое понимание даст возможность индивидуально подобрать учебные задания с коррекционным наполнением.
Чтение.
Проводя уроки чтения, мы не просто знакомимся с буквами, а разбираем, какие есть слова с этой буквой. Проводим связь слова с предметами с учетом зоны ближайшего развития. Составляем слова из букв магнитной азбуки.
Также в работе используется методика глобального чтения - это когда ребенок запоминает все слово целиком со зрительной опорой на предметную картинку или предмет. (первый год слово – предмет, второй год - составление предложений). Эта методика идет параллельно с классическим обучением чтению.
Ассоциативная привязка слова к предмету обуславливает осознанное, немеханическое восприятие слова, делая для детей более понятными многие моменты жизни.
Работа над сказкой.
- Смотрим мультфильм, слушаем сказку, проигрывание сюжета сказок, иллюстрация сказки.
Письмо
на уроках письма стараемся развивать мелкую моторику пальцев рук, используя различные упражнения:
-штриховка фигур в разных направлениях;
-раскрашивание фигур;
-письмо по обводке;
-письмо по точкам;
-обводка шаблонов, трафаретов;
-списывание текста;
-работа со словом;
-письмо под диктовку.
Речевая практика. Уроки составлены с учетом индивидуальных особенностей детей и уровнем их коммуникации. На уроках используются такие технологии как: визуальная поддержка, структурирование деятельности (расписание активностей урока, стимулирование (выбор поощрения). Детей, которые не говорят, обучаем средствам альтернативной коммуникации (карточки ПЕКС, жесты, мимика).
У говорящих детей идёт формирование активного словаря.
а) Тема: «Игрушки».
б) Тема: «Продукты».
в) Тема: «Одежда».
г) Тема: «Посуда»…
Работа над пониманием речи.
а) Введение в речь существительных, глаголов, прилагательных с использованием игр и различных бытовых ситуаций.
б) Выполнение поручений различной степени сложности.
Развитие понимания обращенной речи : учить показывать действия: «Покажи, как мальчик спит? ( Ребенок демонстрирует: закрытые глаза). Покажи, как играть на барабане? тук-тук. Топни ножкой!
Формирование активной речи : повторение отдельных звуков (звука подражание, скороговорки., разучивание стихов, сопровождаемых жестами.
Формирование предпосылок к продуктивным видам деятельности.
Формировать интерес к музыке (музыка и движение, шумовой оркестр, рисованию. Учитель рисует на глазах у ребенка красками, при этом поначалу можно брать краску ватной палочкой, диском, затем кисточкой. Все рисунки сопровождаются речью учителя.
На уроках технологии идёт развитие мелкой моторики,что подготавливает почву для последующего формирования речи. Эта работа ведётся фронтально со всей группой в целом. Наиболее подготовленные дети выполняют работу от начала до конца, используя лишь образцы и словесную инструкцию учителя. Другие дети выполняют задания по шаблону, для тренировки и автоматизации двигательных навыков.
Математика.
Работа должна быть направлена на обучение детей понятиям числа, счету, определению временных категорий, углублению ориентировки в форме предметов, в пространстве, умение соотносить предметы по цвету, решать задачи проигрывание жизненных ситуаций (магазин).
Аутисты с трудом переходят от одного вида работы к другому. Им трудно воспроизвести недавно усвоенные знания, особенно знания из долговременной памяти по требованию.
Следует обратить внимание на тот факт, что любые задания должны предлагаться в наглядной форме, объяснения должны быть простыми, повторяющимися по несколько раз, с одной и той же последовательностью, одними и теми же выражениями. Речевые задания должны предъявляться голосом разной громкости, с обращениями внимания на тональность. Словесные комментарии на уроках необходимо давать в краткой форме. (Открой. дай, возьми ручку, пропиши.)
Даже глубоко аутичный ребенок в условиях специальной коррекции может не только освоить бытовые навыки и навыки самообслуживания, но и научиться читать и писать, получив, таким образом, новые возможности для коммуникации, для личностного развития.
Формирование «учебного поведения» аутичного ребенка зависит от успешности работы по его эмоциональному развитию, а также развитию его способности к контакту и освоению им навыков социального взаимодействия.
Итак, если педагог установил эмоциональный контакт с ребенком, если появились эмоционально насыщенные формы контакта с ним в игре, рисовании, чтении, если эти усилия педагога поддерживают родители, проводя необходимые упражнения, то можно приступать к развитию навыков взаимодействия ребенка и взрослого в более формальной, учебной ситуации.
Для этого, прежде всего необходимо, чтобы занятия проводились в определенном месте в специально отведенное время.
Такая пространственно-временная «разметка» помогает формированию у ребенка учебного стереотипа. Он постепенно привыкает к тому, что в классе, есть специальный стол, за которым не играют, а занимаются, или что есть игровое пространство – для игры, учебная комната – для занятий.
Место для занятий должно быть организовано так, чтобы ничто не отвлекало ребенка, чтобы его зрительное поле было максимально организовано. На самом столе должны быть только те предметы, которые нужны для конкретного занятия.
Он также должен знать то время, которое посвящается занятиям, при этом обычно четко усваивая последовательность, которую ему предлагает взрослый, например, «сначала занятие – потом игра» и др.
Занятие может продолжаться несколько минут, причем в конце педагог обязательно говорит о том, что ребенок «хорошо позанимался» и «выполнил задание», что он может отдохнуть. Этим мы добиваемся постепенно усвоения ребенком роли ученика, школьника.
Для дальнейшего развития взаимодействия с ребенком мы, так же как и в игре, специально комментируем действия ребенка.
Ребенку с РАС необходимо всестороннее развитие; ему нужно развитие мелкой моторики и всего физического состояния; развитие внимания, восприятия, памяти, умения вести себя в коллективе.
В этих условиях для решения коррекционных и воспитательных задач был использован не только учебный процесс, но и внеурочная деятельность, в ходе которой создавались ситуации для многочисленных естественных социальных контактов. Различные формы организации свободного времени и отдыха продумывались и проводились вместе с коллективом учителей класса. Сначала организованно дети и учителя посетили линейку 1 сентября. Первый опыт оказался достаточно тяжёлым, но помог понять особенности поведения детей и учесть это в будущем, чтобы избежать ошибок. Так, например, было выявлено, что часть обучающихся плохо реагируют на громкую музыку, боятся ростовых кукол, быстро утомляются, могут неадекватно реагировать на незнакомую ситуацию.
В ходе дальнейшей работы активно использовался эмоционально-смысловой подход, когда взрослые, проживая вместе с детьми многообразные впечатления от совместных культурно-массовых мероприятий и другого освоения социального пространства, помогают детям осмыслить происходящее. В этой естественной ситуации, при заинтересованности ребёнка к коммуникации, новые речевые формы схватываются и воспринимаются им как собственные, усваиваются и начинают использоваться впоследствии самостоятельно.
Огромное значение для успеха коррекционной работы имеет возможность выйти в более сложную социальную среду. Такие выходы необходимы, с одной стороны, для освоения более сложных форм социального поведения, с другой – для получения новых общих впечатлений, которые могут стать предметом общих воспоминаний, обсуждений. Эта проблема решается пошагово. После освоения пространства класса, привыкания к коллективу одноклассников, совместных игр на переменах и просмотра мультфильмов, обучающиеся стали принимать посильное участие в жизни школы.
Первое время участие класса в общешкольных праздниках было минимальным. Дети учились быть просто зрителями и слушателями, привыкали к нахождению в многолюдном помещении, осваивали элементарные правила поведения на концерте. Они таким образом приобретали опыт коммуникативного взаимодействия.
В этом учебном году степень участия класса в школьной жизни увеличилась. Дети всё более социализируются, учатся имитации, взаимодействию, развивают творческие способности и коммуникативные навыки. С удовольствием участвовали в праздниках «Осень», «Новогодний маскарад». Наши дети читали стихи, отгадывали загадки, пели песни, танцевали.
Обучающиеся с РАС начали адаптироваться к нахождению в коллективе, многолюдном помещении, научились тихо сидеть на представлении, выполнять простые инструкции, отвечать на вопросы, более адекватно взаимодействовать с одноклассниками.
Мы проводим очень большую работу с родителями обучающихся: родительские собрания, регулярные индивидуальные беседы, на которых мы обсуждаем все изменения в учебной и поведенческой деятельности детей, совместные классные тематические часы, внеклассные мероприятия.
Дети с РАС очень тонко на интуитивном уровне чувствуют отношение к себе и, подпустив педагога к себе, становятся в определенной степени зависимы от него. Своей чуткой терпеливой работой большой взнос в воспитательный и образовательный процесс вносят учителя класса, которые находятся с детьми с самого утра и до завершения учебного дня.
Без командного подхода невозможно осуществлять подобную практику. Тесное взаимодействие учителей, тьюторов, администрации, специалистов сопровождения (педагога - психолога, логопеда и др.) приводит к социализации детей с РАС в образовательном учреждении.
Таким образом, в основе нашей работы лежит любовь к детям, взаимопонимание, сотрудничество, понимание и уважение их внутреннего мира.