Клавдия Кузнецова
Развитие речи и мышления у ребёнка до пяти лет
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речи и мышления у ребёнка до пяти лет
Учитель-логопед
Кузнецова Клавдия Дмитриевна
«школа № 183» ДО № 2
Воспитание надо начинать с первого дня жизни ребенка и внимательно следить за ним до пятилетнего возраста, а там…что посеешь, то и пожнешь.
Заглянем в то, что есть мозг новорожденного и мозг пятилетнего ребенка. Действительно, это два очень отличных мозга, но у них есть и много общего: оба полушария головного мозга состоят из четырех долей, имеющих непосредственное отношение к познанию окружающего мира, к речи и мышлению. Это левополушарные и правополушарные височные (слуховые) доли, соответственно две затылочные (зрительные) доли, две теменные доли, ответственные за тактильные и пространственные координаты всех наших движений, начиная от ходьбы и других навыков ног и рук, а также пространственно организованные движения артикуляционного аппарата, то есть различные «позы» губ, языка, мягкого неба, глотки, гортани и даже мышцы, регулирующие речевое дыхание.
Публикация «Развитие речи и мышления у ребёнка до пяти лет» размещена в разделах
И наконец, две-правая и левая-лобные доли. У лобных долей организационные функции. У малыша они выполняют роль закрепления всех элементарных тактильных, слуховых и зрительных сигналов, стимулируют общую активность ребенка для решения его ежечасных потребностей: быть сытым и чистым, то есть для преодоления дискомфорта, в процессе которого устанавливается «речевой» контакт с мамой, папой, бабушкой.
К концу первого года жизни ребенка заканчивается период дословесной коммуникации. Ребенок проходит стадии случайно возникающих звуков во время гуления. Стадия гуления носит врожденный характер и свойственна для детей всех национальностей. Гуление наблюдается и у глухих детей, у которых не было звукового контакта с матерью, но картина значительно меняется, когда ребенку исполняется 8-9 месяцев. В 8-9 месяцев слышащий ребенок начинает на слух глобально воспринимать звучание некоторых слов, взглядом или указательным жестом «отвечать» на вопрос «где папа?», «где птичка?», и т. д., причем малыш радуется, что его понимают, подражает взрослым в играх с игрушками, куклами, ложкой, чашечкой и т. п. Слов еще нет, но интонации-восклицания уже варьируются: чувства радости и недовольства в сопровождении уже характерных звуков: а-а-а; у-у-у и т. д. На смену гулению пришел лепет. Ребенок уже пытается ходить, играет в «ладушки», машет рукой на слово «до свидания», качает головой на слово «не», но все эти движения ребенка результат того, что им его научили родители.
К 12 месяцем у малышки уже богатая мимика, жесты. И чем больше все члены семьи общаются с ребенком, тем быстрее налаживается их контакт с ним, тем богаче звукосочетания, наблюдаемые в этом важнейшем периоде лепета, из которого в ближайшие месяцы будут рождаться первые слова ребенка.
Бурное развитие понимания речи на несколько месяцев опережает развитие устной речи, оно закладывает пассивный словарь ребенка. Нередко пауза между тем, когда ребенок стал показывать пальцем на тот или иной предмет, и тем моментом, когда он произнесет слово, обозначающее предмет, насчитывает 5-8 месяцев.
А пока что малыш еще лопочет «тя-тя-тя», «па-па-па» и т. д., с трудом повторяя эти слоги. И если взрослый может научить ребенка в 9-10 месяцев по заданию делать те или иные движения, то артикулировать по заданию он еще не может.
Примерно к началу второго года жизни у ребенка в процессе общения со взрослым появляется понимание того, что предметы имеют названия, и в год и два месяца у малыша появляется целенаправленный указательный жест, сопровождаемый интонацией требования: «назови». Указательный жест малыша настойчиво перемещается с одного предмета на другой, иногда возвращается к уже «пройденным» предметам, а он все переводит свой указательный пальчик и переводит его, пока не «насытится» познанием того, что разные предметы имеют разное название. Этот момент активного указательного жеста является большим скачком в становлении первого этапа детского конкретно-образного мышления, связанного с первичным выделением на слух звуковой оболочки слова.
Итак, ваш малыш подвижен, бегает по квартире, за ним нужен глаз да глаз, он может залезать на стол, буфет, пианино, схватить нож, перевернуть стоящие на столе предметы. Он всеми силами старается быть «полезным» : диванные подушки могут плавать в ванной, книги могут быть сброшены с полок, а нечаянно возникшая на полу ЕГО лужица может быть растерта ручками, затем вытертыми о рубашку, штанишки или платьице.
Все интересно. Он познает мир и узнает, что чайник горячий, ножницы колкие, стакан стеклянный и потому разбился; ребенок начинает фантазировать, например, не просто берет пустышку-соску в рот, а кладет ее на ложку и с ложки пытается ее отправить по назначению, и т. д. и т. п. Очень важно, чтобы ребенок с первых дней жизни слушал «мамино пение» колыбельных или русских народных песен. Современная тенденция заменять «мамино пение» магнитофонными записями не только классической, а нередко и популярной музыки, не стимулирует восприятие ребенком мелодики и лексики родного языка,оглушает его. Пение должно быть тихим, но разборчивым. И тогда ваш младенец именно в самом начале второго года жизни начнет, слушая пластинку, петь мелодии «Полюшко-поле» или «Во поле береза» или «Вечерний звон» и т. д. Это, возможно, предупредит у ребенка-левши появление заикания как следствия задержки речевого развития.
Он (она) приобретает жизненный опыт, слышит и понимает уже речь родителей, у него (у нее) накапливается пассивный словарь в понимании многих сложных глаголов, наречий (тут, там, сюда, потом и др., бурно накапливается понимание многих сложных глаголов с приставками (на, в, к). В активном словаре такого человечка уж 30-35 слов, состоящих из одного-двух слогов и произносимых при помощи 6-8 звуков с разными слоговыми вариациями, которые понимает только мама, но это уже общение с помощью речи.
Развитие речи у детей может протекать различно. У одних-довольно медленно формируется «высказывание» из 2-3-х слов, но эти малыши быстро, к году и восьми месяцам, а то и раньше, овладевают произношением почти всех звуков родного языка, и лишь затем их «фразы» возрастает до 2-3-х слов и больше. У другой группы ребятишек бурно развивается мелодика речи, они произносят длинные «фразы», но понимает их только мать, так как у них еще нет большинства звуков, и они «оперируют» появившимися у них несколькими слогами. Замечено, что девочки начинают говорить раньше мальчиков, что обусловлено, вероятно, более пластичной нервной системой девочек.
К двум годам здоровый, нормально развивающийся ребенок, живущий не в «Доме ребенка» и не в яслях, а дома, с которым много говорили не только отец и мать, но и все члены семьи, который уже «танцует» (очень важна ритмичная под музыку двигательная активность ребенка, с которым много пели песен для детей и взрослых композиторов В. Я. Шаинского и А. И. Пахмутовой, и обязательно протяжные, умные русские народные песни; который слышал много сказок, потешек, добрых стишков для детей, который, подражая взрослым, начинает рано тянуться к карандашу и который любит рассматривать картинки в книгах, соответствующих его возрасту,-начинает свободно говорить, не освоив, допустим, к двум годам лишь самый сложный звук «р».
Ребенок уже самостоятельно играет с любимыми игрушками, не переставая разговаривать с ними. Девочки поют своим куклам колыбельные песни, а мальчуганы какие-то «военные». Но все уже знают «В лесу родилась елочка…»
Если от 1 года до 1 года 10 месяцев у ребенка наблюдаются только односложные, редко двусложные предложения, затем происходит «скачок» : появляется предложение из нескольких слов со множеством существительных с уменьшительными суффиксами, появляются наречия с глаголами, после 2-х лет (до 2-х лет и 6 месяцев) наблюдается бурное нарастание употребления предлогов, местоимений, прилагательных, наречий, сложных предложений с союзами, вопросительными словами. После 2 лет 6 месяцев у ребенка, кроме обилия прилагательных, появляются причастия, сложные предлоги «через», «для» и др.
К трем годам грамматический строй родного языка в основном оказывается усвоенным. Вопросительными словами являются: «как», «почему», «какой», фразы со множеством однородных членов предложения («щенок нашел себе ямку и залег в нее»). Так, уже к двум с половиной годам у ребенка бурно развивается конкретно-образное мышление с элементами фантазии, которое надо поощрять в процессе игр: «угадай загадку», «чьи это ноги», «давай вместе сочинять сказку», ребенок занят творчеством: то он в карман вашего фартука опустит какую-то бумажку. -«Что ты туда положила?»Это я опустила письмо к бабушке», то она подбегает к вам с вопросом: «Отгадай, что это?» и показывает соединенные в ряд две ладошки с растопыренными пальчиками. -«Не знаешь? Да это же солнышко!». И так без конца.
С трех лет хорошо говорящего ребенка можно в игровой форме начать обучать чтению слов, составленных из азбуки на кубиках. У ребенка появляется представление о числе (один, два, много, он может не только знать наизусть множество стихотворений, но и сам сочинять «стихи», работать с конструктором, «исследовать», что у мишки в животе, разломать машинку, нянчить куклу, ходить с коляской, подражая маме.
Итак, вашему малышу три года. Это уже самостоятельный человек, который во всем подражает папе и маме, вертится перед зеркалом, прихорашивается или не хочет сменить старую курточку или рубашку на новые вещи. Он к старым привык. И на все у него есть ответ. Он превращается в «почемучку» : «Пожалуйста, приспособь свою книжку к моим мозгам, а то мне скучно». А через некоторое время, лет в пять, он потребует от вас утвердительного ответа: «Ты уверен, что на других звездах тоже живут люди?».
Конкретно-образное мышление-великолепное средство для познания окружающего мира, и ваша задача состоит в том, чтобы удовлетворить интересы, любопытство ребенка. Это тот возраст, в котором ребенок осознает смену поколений и то, что что-то было давно-давно, вчера, и даже не вчера, а еще раньше, и очень многое еще должно случиться в будущем.
Ребенка в возрасте от трех до пяти лет пора знакомить с русскими народными сказками, но избегайте сказок о Иванушке-дурачке («По щучьему велению…» и т. п., так как они воспевают лень, безделье, жизнь за чужой счет. Учите наизусть с детьми фрагменты мудрых сказок А. С. Пушкина, читайте ему сказки братьев Гримм, Андерсена. При этом объясняйте малышу непонятные речевые обороты, например, «и лес и дол видений полны»… Настольными книгами малыша должны стать стихи и сказки Чуковского, Маршака,Барто, Михалкова, современных сказочников. Ваш ребенок уже может запомнить множество стихов, и хорошо, если он будет знать стихи Тютчева, Никитина и других поэтов. А затем, еще до школы ему станут интересные рассказы о богатырях-былины об Илье-Муромце, расскажите ему о героях Великой Отечественной войны и войны 1812 года, можно выучить «Бородино» М. Ю. Лермонтова, читайте ему (ей) мифы Древней Греции, ведь героями были не только три мушкетера. В ребенке надо утверждать любовь к дедушкам и прадедушкам, к бабушкам и прабабушкам, подчеркивая их лучшие качества. С этого начинается любовь к Родине.
Около пяти лет ребенку уже можно рассказывать об особенностях жизни и обычаях народов разных стран, обитателях моря, рек, лесов. Но очень внимательно отбирайте для него передачи телевидения. Ни в коем случае не нужны ребенку мультфильмы ужасов. Они нарушат его сон, могут вызвать заикание, которое преодолевается затем с большим трудом.
В вашем доме может появиться глобус или географическая карта, и в «путешествиях» с родителями вокруг дачи ребенок постепенно получит знания о реках, горах, полях, озерах и т. п. В этом же возрасте закрепляется знание о временах года и суток, о наличии звезд, и малыш начинает сталкиваться с таким явлением, как многозначность слова, узнавая, что словами клетка, звезда, ручка, ключ обозначаются не только клетка для тигра в зоопарке, но и рисунок материала на платье и т. п.
Так закладываются в сознание ребенка элементы абстрактного мышления.
Если к пяти годам ребенок не освоил произнесение звуков «л», «р», свистящих, шипящих звуков или все звонкие звуки произносит глухо, а твердые-мягко, обязательно надо обратится к логопеду, так как в школе он может путать эти звуко-буквы, что, естественно, скажется на успеваемости. Занятия с логопедом требуют довольно много сил и времени, поэтому данную «проблему» желательно разрешить в том же пятилетним возрасте, за год до поступления в школу, когда ребенок еще не загружен уроками.
В целях предупреждения ошибок в письме, для улучшения восприятия ритма речи сами «дирижируйте» при чтении стихотворений, при пении (или танце под пение, отбивайте хлопками в ладоши число слогов в слове, подводите его к умению слышать в слове слоги с одинаковыми, утрированно произнесенными звуками, например: Звонок-ЗаноЗа-коЗа-Зуб, напишите эти слова и попытайтесь вместе с ребенком определить в них порядок отдельных звуков, но делайте все в виде игры. Когда ребенок ошибается, «не замечайте» этого, похваливайте за находчивость и т. д.
Деликатно помогите своему ребенку адаптироваться к техническим приспособлениям, сделанным для правой руки.
Воспитывайте в ребенке самоуважение и никогда не ругайте его за разбитую чашку, сломанную ручку или линейку: вспоминайте, сколько всего вы сами разбили, сломали. И он будет вашим другом, будет радовать вас своей учебой, любознательностью, наблюдательностью. И никаких проблем с второгодничеством, а помощниками вашими будут логопед, воспитатель детского сада, учитель первого класса.